СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"ТРИЗ-технология как эффективное условие развития творческих способностей обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар  для учителей . Был дан на конкурсе  "Учитель года 2017" в г.Пензе.

Просмотр содержимого документа
«"ТРИЗ-технология как эффективное условие развития творческих способностей обучающихся"»

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Как вы считаете, можно ли предвидеть будущее?

СЛАЙД 2

По мнению писателей-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких, «будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести…»

И ТРИЗ-технология может в этом помочь.

В своём выступлении я хочу рассказать о возможностях использования приёмов ТРИЗ и их результативности в развитии творческой активности детей младшего школьного возраста.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания: философии, педагогики, психологии, лингвистики и других.

СЛАЙД 3

Это связано с постоянно возрастающими потребностями общества в активных личностях:

  • способных ставить новые проблемы,

  • находить качественные решения в условиях неопределённости, множественности выбора,

  • постоянно совершенствовать накопленные обществом знания.

По предположениям учёных Асмолова А.Г., Семенова А.Л., Уварова А.Ю. (Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие — М.: Изд-во «НексПринт», 2010) современным школьникам:

  • предстоит работать по специальностям, которых пока нет;

  • использовать технологии, которые ещё не созданы;

  • решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.

А готова ли школа воспитать человека будущего? И что нужно для этого сделать? Какую технологию использовать?

СЛАЙД 4

Закон «Об образовании в РФ», а затем и Федеральные государственные стандарты начального и основного общего образования ставят перед учителем задачу развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Таким образом, формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем.

СЛАЙД 5 (продолжение)

Какую же личность можно считать творческой?

По мнению учёныхДж. Гилфорда и Э.П. Торренса, творческая личность – это такой тип личности, который достигает прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности, в поиске оригинальных, нестандартных решений.

СЛАЙД 5

Экспериментальные исследования Р. М. Грановской, В. Н. Дружинина и других (Б.Б. Коссова, А.А. Леонтьева, Т.Н. Ковальчук, Н. Э. Вишневой, Г.В. Тереховой, Н. Ф. Вишняковой)показали, что:

  • 37% 6-летних детей обладают высоким потенциалом творческой активности,

  • у 7-летних этот показатель снижается до 17%,

  • среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей.

Результаты проведённой по методике Е.Е. Туник диагностики обучающихся 1-го класса гимназии в 2013 году показали низкий уровень развития таких психических процессов, как творческое мышление, творческое воображение. 60% учащихся либо отказались выполнять творческое задание, либо выполнили его на низком уровне.(Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления.Креативные тесты– СПб.: Дидактика Плюс, 2002)

Почему так происходит? Смена ведущей деятельности? Адаптация к новым условиям? Но очевидно, что развивать творческий потенциал необходимо уже на начальном этапе обучения.

СЛАЙД 6

Одним из эффективных способов развития творческих способностейможет стать использование в образовательной деятельности ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач), автором которой является Анатолий Александрович Гин, а основателем – Генрих Саулович Альтшуллер.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ. Относящийся к изобретательству, к изобретателю. Изобретательск|ий: ~ий талант; ~ие способности; ~ая деятельность, смекалка, мысль, душа; ~ое волнение, мнение, суждение, дело, право, бюро; ~ая премия.

ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

«Область интересов» ТРИЗ – это полное решение именно изобретательской задачи – от условия и до получения решения.

Именно в этой области должно быть сосредоточено все, что необходимо для решения задачи. Поэтому и нужно рассматривать ТРИЗ, как совокупность всех методик, необходимых для решения изобретательской задачи от начала до конца.

При этом содержание образования остаётся тем же, но ТРИЗ-педагогика даёт возможность в соответствии с требованиями ФГОС развивать личностные и метапредметные результаты.

  • Личностные универсальные учебные действия:различать основные нравственно-этические понятия, выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

  • Регулятивные универсальные учебные действия: удерживать цель деятельности до получения еерезультата;оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно», «ложно», «истинно», «существенно», «не существенно»).

  • Познавательные универсальные учебные действия: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

  • Коммуникативныеуниверсальные учебные действия: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; допускатьвозможностьсуществования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определённых задач, в которых ученик должен «найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

СЛАЙД 7

В жизни мы сталкиваемся с решением разного уровня задач – закрытыми или открытыми. В чем их отличие?

Формула закрытой задачи: чёткое условие + утверждённый способ решения + единственно правильный ответ.

Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Вариантов решений много, одно из которых МОЖЕТ БЫТЬ ИКР (идеальным контрольным решением) получение максимального результата при минимальных затратах.

СЛАЙД 8

Большинство задач, представленных в учебниках начальной школы, – закрытые. Используя в своей работе ТРИЗ-технологию, учитель начальных классов должен овладеть приёмом переформулировки закрытых задач в открытые.

Например, закрытую задачу, представленную на слайдев левом столбце: «На решение задачи и уравнений ученик затратил 25 минут. Сколько уравнений он решил, если на решение задачи он затратил 10 минут, а на решение каждого уравнения – по 5 минут?» можно преобразовать в открытуюследующим образом: «На решение задачи и уравнений ученик затратил 25 минут. Сколько уравнений он решит, если на задачу он тратит 10 минут, а на решение каждого уравнения – одинаковое количество времени?»

Учащиеся могут предположить, что данную задачу нельзя решить, поскольку в условии не дана одна из количественных характеристик: сколько времени у ученика ушло на решение каждого уравнения. Такие затруднения вполне естественны для детей, поэтому нужно обсудить с учащимися возможность дополнения условия задачи недостающим числовым значением. В процессе такого обсуждения можно задать следующий вопрос: «Сколько минут учащийся может потратить на решение каждого уравнения?»

СЛАЙД 9

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, обучающиеся выполняют задание по чётким логическим этапам.

Каждый из моих учащихся знаком с этим алгоритмом, поэтому легко включается в деятельность и приступает к поиску ИКР.

СЛАЙД 10

Для организации работы по развитию творческого мышления ТРИЗ-технология предлагает использовать около 50 методов и приёмов.

Некоторые из тех, которые я использую в начальной школе, представлены на слайде.

СЛАЙД 11

Хочу показать, как применяю приём «Хорошо-плохо» на уроке литературного чтения в 4 классе при изучении сказки-пьесы С.Я. Маршака «12 месяцев». (Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности и формирование представлений о том, как устроено противоречие,на умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);на формирование познавательных УУД(оценивать объект, ситуацию с разных позиций.)

После знакомства с произведением ставлю вопрос: «Принцесса захотела подснежников – это хорошо? Или плохо?»

Прошу ребят разделиться на 2 группы, каждая в дальнейшем защищает свою версию . Варианты их ответа вы видите на слайде (дети предлагали такие варианты, как приятный запах, красота в доме зимой, радость от необычного подарка, но искать пришлось бедной падчерице в пургу, будут пропущены праздники зимы и весны, снег сразу пропал, воды нет, урожая не будет…). После обсуждения делаем вывод о том, к чему могут привести необдуманные поступки.

Процесс решения изобретательских задач осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Использование интерактивныхформобучения повышает эффективность движения к решению задачи. При этом часто меняются роли участников образовательного процесса: учитель – тьютор, консультант, помощник и эксперт, «провокатор»; учащийся – исследователь, экспериментатор, учёный.

СЛАЙД 12

Использование на уроках и во внеурочной деятельности элементов ТРИЗ-технологии позволяет развивать творческие способности обучающихся. Результаты диагностики по методике Е. Туник, которую провела педагог-психолог гимназии, показали положительную динамику развития творческих способностей моих учеников. В начальной школе основными их показателями являются беглость (кол-во ответов за определённое время), гибкость (кол-во разноплановых ответов), оригинальность мышления.

Результаты представлены на слайде. Психолог ВЛАДЕЕТ ЭТОЙ МЕТОДИКОЙ

СЛАЙД 13 (достижения учащихся)

Благодаря использованию методов и приёмов ТРИЗ-педагогики учащиеся:

  • коммуникабельны, контактны, умеют работать сообща, у них развивается диалогическая и монологическая речь (коммуникативные УУД);

  • у них повышается мотивация к обучению, самооценка;

  • они владеют навыками самостоятельной деятельности;

  • показывают хорошие результаты в конкурсах, олимпиадах, конференциях муниципального и всероссийского уровня (личностные УУД).

СЛАЙД 14

Мне ТРИЗ-технология близка и понятна. Но существуют определённые трудности. Их вы можете видеть на слайде.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что использование ТРИЗ-технологии в образовательной деятельности является одним из условий развития творческой личности обучающегося. А главным её показателем является уровень развития творческой активности, лёгкость усвоения новых способов деятельности, а значит и умение «вычислять» новое, то есть изобретать.

СЛАЙД 15

БУДУЩЕЕ НЕЛЬЗЯ ПРЕДВИДЕТЬ, НО МОЖНО…

ИЗОБРЕСТИ!

3