СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТРИЗ-творческое решение изобретательских задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТРИЗ - творческое решение изобретательских задач. Приемы могут быть использованы на уроках русского языка, окружающего мира, математики в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«ТРИЗ-творческое решение изобретательских задач»


"Наиболее значимые для человека задачи

- это стать самим собой

(сформировать себя как личность),

остаться самим собой

(невзирая на мешающие воздействия)

и уметь поддерживать себя

в трудных состояниях».



ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - новая отечественная технология творчества, известная в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и др.

ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах ученым, инженером, изобретателем, организатором и преподавателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, нашла много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знания. Появилось самостоятельное направление - ТРИЗ-педагогика, взявшее на вооружение все основные идеи классической ТРИЗ.

Основными целями ТРИЗ-образования является:

1)развитие творческих способностей;

2)активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;

3)формирование качеств творческой личности.

Что даёт использование данной технологии детям?

1)знание приёмов и методов ТРИЗ, помогающих находить варианты решения проблемы;

2)это регулярная тренировка творческого мышления;

3)в процессе решения творческих задач вырабатывается та самая компетентность (способность применять знания в реальных ситуациях), которую востребовало общество как результат образования.



Что даёт использование данной технологии учителю?

1)знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем;

2)развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления;

3)воспитывает готовность к восприятию нового;

4)дает возможность добиваться глубокого понимания изучаемых понятий, процессов, явлений, успешно обучать методам исследовательской работы;

5)обеспечивает профессиональный рост.

Методы ТРИЗ, адаптированные к начальной школе:

  1. системный оператор;

  2. кольца Луллия;

  3. морфологический анализ;

  4. типовые приёмы фантазирования;

  5. системный лифт;

  6. дихотомия;

  7. «Зазеркальные места»: приём «Соседи»; составление загадок: приёмы «Лжезагадка», «Похожести и непохожести», «Похожие части», «Разобранные предметы», «Молчаливые загадки».


  1. «Системный оператор» («Волшебные экранчики»)

Минимальная модель – 9 экранов.



ПРОШЛОЕ

НАСТОЯЩЕЕ

БУДУЩЕЕ


НАДСИСТЕМА







6

Место его функционирования

в прошлом


3

Окружение объекта (надсистема)


9

Место объекта

в будущем


СИСТЕМА



4

Прошлое объекта (прошлое системы)


1

Сам объект

(система)


7

Перспективы развития (будущее системы)



ПОДСИСТЕМЫ


5

Части объекта

в прошлом


2

Части объекта (подсистема)


8

Части объекта

в будущем




ПРОШЛОЕ

НАСТОЯЩЕЕ

БУДУЩЕЕ


НАДСИСТЕМА






6

Место его функционирования

в прошлом


КУРИЦА В КУРЯТНИКЕ

3

Окружение

объекта



С МАМОЙ КУРИЦЕЙ

9

Место объекта

в будущем



КУРЯТНИК




СИСТЕМА


4

Прошлое объекта




ЯЙЦО


1

Сам объект

(система)



ЦЫПЛЕНОК

7

Перспективы развития (будущее системы)


КУРИЦА


ПОДСИСТЕМЫ

5

Части объекта

в прошлом



СКОРЛУПА, БЕЛОК, ЖЕЛТОК

2

Части объекта (подсистема)



ЧАСТИ ТЕЛА ПТЕНЦА

8

Части объекта

в будущем



ЧАСТИ ТЕЛА ПТИЦЫ


Вопросы по теме «Домашние животные»:

1.Кто это?

2.Из каких частей состоит его тело?

3.Где живет?

4.Что надо объекту, чтобы он рос? Каким теперь он стал?

5.Из каких частей стало состоять его тело?

6.Где теперь основное место обитания?

7.Сделайте вывод. Что необходимо для жизни цыпленку.


  1. «Кольца Ллулия». Устройство представляет собой 2 картонных круга на стержне, разделенных на сектора. На круге сверху крепится стрелка.

Пример из урока математики, цель: обнаружить наличие геометрических фигур в объектах окружающего мира. На большом круге в секторах расположены картинки с изображением реальных объектов. На малом круге – геометрические фигуры. Стрелка указала на дом и круг - дети должны ответить на вопрос: что может быть круглого в доме?


  1. «Системный лифт». Правила построения «лифта»: «спускаясь» на этаж вниз, мы всякий раз оставляем только часть объекта, а остальное отбрасываем. И наоборот: «поднимаясь» этажом выше, как бы присоединяем новые части – до получения нового целого.

Задания: достроить частично заполненный «лифт», построить «лифт» сверху вниз, построить «лифт» снизу вверх, построить «лифт» в обе стороны от центра.


«Системный лифт»



РУЧКА В РЮКЗАКЕ



РУЧКА В ПЕНАЛЕ



РУЧКА



КОРПУС



ПАСТА



  1. Дихотомия – сужение поля поиска путем деления каждого полученного объекта пополам.

Загадывается объект, предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет».

- Это дерево (рябина)

- Это овощ (помидор)


  1. «Зазеркальные места».

1.Приём «Соседи». Соседи в ТРИЗ – это объекты, окружающие наш объект в заданном месте. «Соседа» можно разгадывать по признакам, как и любой обычный объект.


СОСЕДИ ОБЪЕКТА


ДВОР


БУДКА


ОШЕЙНИК


ОТВЕТ:

СОСЕДИ ОБЪЕКТА


ТОЧИЛКА


СТЕРКА


ЛИНЕЙКА


ОТВЕТ:











СОСЕДИ ОБЪЕКТА


ЛУГ


ТРАВА (СЕНО)


ТЕЛЕНОК


ОТВЕТ:











(собака, карандаш, корова)






2.Составление загадок:

1.Приём «Лжезагадка». Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Например, Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

-Слово «ПЯТНО» пишется как «ПИТНО» или «ПЕТНО»? (пятно)

2.Приём «Похожести и непохожести».

Цель — развить у детей ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления.

Разделив каждую пару слов связкой "а не", получим загадку: "Светит, а не лампа; тает, а не снег; капает, а не дождь".

Какой? (Что делает?)

Что такое же?

Светит

Лампа

Тает

Снег

Капает

Дождь

(свечка)

3.Приём «Похожие части»

Эти загадки отличаются тем, что указывают, на что похожа каждая часть.

Загадка про очки. Первый столбик в таблице убираем (например, стираем резинкой), получаем: "2 медузы на двух крючках, одна буква "В".


Названия частей

Сколько?

На что похожи?

Дужки

2

Рыболовные крючки

Стекла

2

Медузы

Оправа

1

Буква "В"

(очки)


4. Приём «Разобранные предметы».

Загадываем предмет, указывая составные части и их количество (машина)

4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник — получится автомобиль (не спутайте с мотоциклом — там нет кабины). Опора для составления загадок выглядит так:

Количество частей

Названия частей

4

колесо

1

мотор

1

руль

1

кабина

1

багажник

5.Приём «Молчаливые загадки»: их загадывают без помощи слов, одним рисунком.

(кот)


Словарный ряд: рябина, помидор, собака, карандаш, корова, пятно, свечка, очки, машина, кот.


Таким образом, теория решения изобретательских задач - это успешно применяемая, дающая высокие результаты технология мышления.

Работа по данной технологии в начальной школе показала, что обучать основам ТРИЗ детей этого возраста можно. Дети быстро усваивают приемы, успешно решают задачи, а позже, воодушевленные успехом, осваивают более сложные для них другие инструменты.


Трудности в использовании данной технологии:


1) отсутствие методики, рассчитанной на данный возраст;

2) объективные трудности с дисциплиной в классе;

3) трудности обеспечения контроля, оценки и поощрения, само - и взаимоконтроля;

4) трудности усвоения материала детьми;

5) вопрос о применимости наработанного в одном классе к условиям другого класса (как определить, что наверняка "пройдет", а что - нет, или это нельзя определить?);

6) опасность формального использования инструментов ТРИЗ;

7) применение методов ТРИЗ значительно повышает эффективность обучения, но есть опасность пропустить какие-либо информационные блоки, конкретный фактический материал.



Компетенции, которые формируются при использовании технологии ТРИЗ:

  1. Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.

  2. Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.

  3. Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.

  4. Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.

  5. Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.



Литература:

  1. Гальетов В.П. Образование, достойное человека. [email protected]

  2. Комарчева Л.Д. Как проводил обучение Г.С. Альтшуллер. www.altshuller.ru

  3. Лукашева Т.В. Уроки познания с элементами ТРИЗ в начальной школе. www.trizminsk.ru