СЛАЙД 1
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.
Генрих Саулович Альтшуллер
В настоящее время возникает актуальность в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевой деятельности дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов. В поиске технологий, использующихся в педагогической практике, ориентированных на личность ребенка, на развитие его способностей.
СЛАЙД 2
Одной их прогрессивных инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.
Технология ТРИЗ также называется РТВ (развитие творческого воображения). Дошкольный возраст уникален тем, что он является наиболее благоприятным периодом для раскрытия творческих способностей каждого ребенка.
СЛАЙД 3
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить системно мыслить. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».
Задачи использования технологии ТРИЗ:
развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
формирование целостной картины мира; воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи; развитие речи, памяти, творческого воображения.
СЛАЙД 4
Необходимо учитывать дидактические принципы, используя элементы ТРИЗ в развитии речи дошкольников:
Принцип свободы выбора
Принцип открытости
Принцип обратной связи
Принцип идеальности
Принцип деятельности
Речевое развитие детей не ограничено рамками специально организованной деятельности, именно поэтому элементы ТРИЗ-технологии можно использовать в свободной деятельности детей, тем самым стимулируя их речь.
Данные приемы работы по использованию ТРИЗ в коррекции речевых нарушений позволяют автоматизировать звуки в речи, пополнить активный словарь и повысить логичность, точность, содержательность и оригинальность высказывания детей, при этом совершенствуя такие ценные для ребенка психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
СЛАЙД 5
Поскольку основным направлением содержания ТРИЗ является формирование «сильного мышления» и развития творческих качеств личности ребенка, это во многом совпадает с основными целями ФГОС ДО.
Если сравнить основные задачи познавательного развития по ФГОС и задачи ТРИЗ, то они удивительно похожи.
Итак, развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста происходит, когда они становятся увереннее, они учатся находить выход из проблемных ситуаций, не пасовать перед трудностями и неудачами, легче адаптируются к любым жизненным обстоятельствам.
СЛАЙД 6
В работе по ТРИЗ-технологиям по развитию речи используются различные методы и приемы. Вот некоторые из них. Хочу представить вам наиболее простые и часто используемые педагогами , например:
«Противоположности» - необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, которые ему противоположны.
СЛАЙД 7
«Поиск аналогов» - необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, похожих на него в различных существенных отношениях. Например, мяч-яблоко (По форме), мяч-заяц (По действию -прыжки) и т. д.
СЛАЙД 8
«Подбери слова или картинки», составить цепочку слов одной темы: Например: тема лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропинка. и т. д.
СЛАЙД 9
Эффективным методом совершенствования лексико-грамматической стороны речи является использование в работе кругов Луллия. Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра (от 2 до 4), нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов (от 4 до 8). Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.
Данные пособия по методу колец Луллия многофункциональны, можно использовать их при изучении всех лексических тем на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в самостоятельной деятельности детей. Ребята с удовольствием выполняют задания на данном пособии. Со временем сами самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются определить цель и правила игры.
СЛАЙД 10
Методы ТРИЗ могут также использоваться в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой.
– «Сказка наизнанку» - приём состоит в «перевирании» сказки или выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Для этого нужно вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер ее героев. Положительный на отрицательный и наоборот.
– «Коллаж из сказок». Сочинение новой сказки на основе уже известных детям сказок.
СЛАЙД 11
– «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.
СЛАЙД 12
– Применение «Спасательных ситуаций в сказках».
- Ещё один из приёмов дети сочиняют сказку по заданному началу. У каждой сказочника будет свой вариант. Каждая сказка будет неповторима.
Также элементы ТРИЗ технологии можно использовать в игровом материале для подгрупповых занятий при коррекции звукопроизношений. Например:
СЛАЙД 13
На фото вы видите момент игры
Анти логическое лото
Ход игры:
Логопед поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос логопеда: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и за каждую интересную «изобретательскую идею» получают балл. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.
СЛАЙД 14
Игра Паровоз
Ход игры:
Логопед раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Или как удобно для педагога, у меня паровоз прикреплен к стене. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади», и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.
СЛАЙД 15
На следующих слайдах вы видите дидактический материал игр и их игровые задачи. Подобных игр огромное количество.
Планомерная работа с использованием адаптированных методов ТРИЗ даёт положительные результаты в работе с детьми в условиях логопункта. Наблюдается положительная динамика, как в интеллектуально-речевом, так и личностном развитии дошкольников.
СЛАЙД 16
Именно с помощью этих технологий сокращается период автоматизации поставленного звука в речи у детей «логопатов». А сочетание коррекции произношения с помощью творческих игр решает сразу несколько задач, как и закрепление звука, так и развития мышления, фантазии.
СЛАЙД 17
В результате работы по данным методикам речь становится логичной, последовательной, более образной и эмоциональной. Самым главным эффектом, считаю заинтересованность детей к этому виду деятельности. Дети с интересом составляют рассказы, непохожие на другие, учатся слушать товарищей, чувствуют свой успех и стремятся к большему.
Таким образом, в процессе освоения методов и приемов ТРИЗ усиливается мотивационный аспект в личностном и интеллектуальном развитии, у ребенка формируется понимание того, что «я знаю как…, я могу!».
Технология ТРИЗ позволяет снять боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимые препятствия, а как очередные задачи, которые надо решить с помощью алгоритма действий.
Дорогие коллеги, если вам нравиться, когда глаза ваших воспитанников блестят на занятиях, если вы хотите общаться с умными, думающими детьми используйте методику ТРИЗ.
СЛАЙД 18