ГБОУ «СШ №6 Г.О. СНЕЖНОЕ»
Учитель начальных классов
Пущинская Елена Владимировна
Тип урока: урок получения новых знаний.
Тема: Труд кормит, а лень портит. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».
Цель урока: ознакомление учащихся с творчеством И.А.Крылова, с
содержанием басни «Стрекоза и Муравей».
Задачи:
Предметные: расширить знания о творчестве Ивана Андреевича Крылова, познакомить с содержанием басни «Стрекоза и Муравей».
Метапредметные
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Учебник «Литературное чтение» – М.: Просвещение, 2016.
компьютерная презентация
раздаточный материал
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».
Метапредметные
познавательные: ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; осознанно читать басню с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,
регулятивные: ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
личностные: ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
II. Этап мотивации
- Ребята, сегодня мы с вами будем снимать телепередачу. Наших гостей я хочу пригласить на 2 телеканал.
Послушайте эпиграф к нашей передаче:
У жанра этого есть свои приметы:
Она – всего лишь небольшой рассказ,
В ней звери говорят или предметы,
Нравоученье в ней всегда для нас.
(Анатолий Болутенко)
- О каком литературном жанре идёт речь в этом четверостишье? (о басне)
- Значит наша передача будет посвящена … басне.
ІІІ. Этап актуализации знаний
Формирование читательских навыков
Но люди, которые работают на телевидении должны уметь правильно и красиво говорить. Поэтому сейчас мы отправляемся на урок сценической речи.
Слоговые таблицы
Речевая разминка
В лесу муравьишки,
Тропу протоптали,
От речки до дома,
Водицу таскали!
Теперь мы можем отправляться в студию для съёмок. Режиссёры передали материал для передачи, но что-то здесь напутали. Возьмите карточки под №1, поработайте и расшифруйте девиз нашей передачи.
« Топор, рак, ухо, дом, каша, озеро, рука, мама, игра, труд, а
лебедь, ель, нитки, ь палка, очки, ручка, театр, индюк, тигр»
(Труд кормит, а лень портит)
- Как вы понимаете это выражение? (труд возвышает человека, делает его жизнь лучше, а ленивый человек ничего не имеет)
2.Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
А сейчас я вас приглашаю на небольшую пресс-конференцию.
- Давайте вспомним, что такое басня? (Басня – это короткое, чаще всего стихотворное произведение, где вместо людей действуют звери, птицы, растения, вещи).
- Какая главная особенность басни? (В басне есть мораль)
- Что такое мораль? (Мораль – это поучительный вывод. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.)
- Как называют человека, который пишет басни? (Баснописец).
-Ребята, мне из компьютерной студии передали для нашей передачи запись «Нави Волырк», только мне кажется, что они там что-то напутали. (ответы детей)
- А кто такой Иван Крылов?
3. Интерактивное упражнение «Микрофон»
Иван Андреевич Крылов - великий русский писатель, баснописец.
Родился в Москве в бедной семье. После смерти отца Крылову пришлось работать с десяти лет. Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела возможности дать образование своему сыну, поэтому Иван обучался самостоятельно, а мать всегда следила за его занятиями. Иван очень любил читать, самостоятельно выучил несколько иностранных языков и когда он стал взрослым, его считали очень образованным человеком.
Свои первые басни Крылов подписывал псевдонимом Нави Волырк.
Им было создано более двухсот басен.
4. Проверка домашнего задания
П
еред вами фраза из басни И.Крылова. Ваша задача прочитать её , продолжить и сказать название басни.
(Лебедь, Щука и Рак)
- Какова же мораль этой басни? Почему воз и ныне там? (Потому, что Лебедь, Щука и Рак не смогли понять друг друга)
ІV.Работа над новым материалом.
Этап создания проблемной ситуации.
- А сейчас мы поработаем в информационной студии. Здесь вас ждут загадки и интересные задания.
1. Прочитайте и отгадайте загадки.
Санитарлесов,полей,работяга ... (МУРАВЕЙ).
- Ребята, вы видели этих насекомых? Что вы о них знаете? Какие они? (Трудолюбивые, старательные, их называют санитарами леса)
реки вертолёт
у летает.
Приоткрыв
рот, зелёный
хватает.
(СТРЕКОЗА) комаров
- А кто видел стрекозу? Чем она занимается летом?
(Летает, порхает, ловит мошек, комаров.)
- Догадались, какую басню будем изучать? ( «Стрекоза и Муравей»)
2. Целеполагание
- Кто сформулирует тему урока?
- Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения? (научиться выразительно читать басню, определить её мораль, сделать выводы)
- т.е. выяснить какие же пороки осуждает И.Крылов в басне «Стрекоза и Муравей»?
V. Первичное восприятие текста
1. Слушание басни в аудиозаписи
2. Проверка первичного восприятия
- Понравилась вам басня?
- Кто её главные герои? Кто понравился? Почему?
- Ну а сейчас, как в любой телепередаче, рекламная пауза.
Физминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась
И тихонько опустилась.
-Если вы хотите узнать какой была стрекоза, как она жила, если вам интересно, что автор осуждает в этой басне, от каких черт характера предостерегает, то обязательно прочитайте басню И. Крылова «Стрекоза и Муравей».
3. Словарная работа (работа в группах)
Составить словарь синонимов:
Тоска грусть
Вешних весенних
Мурава зелёная сочная трава
Резвость игривость
Удручена огорчена
Нужда бедность, потребность в необходимом
4. Чтение басни учащимися.
- Сейчас вы будете читать басню, давайте подготовимся к чтению
(работа в парах) Дети друг другу читают слова
По-пры-гу-нья
О-гля-нуть-ся
Вскру- жи-ло
со-брать-ся
По-мерт-ве-ло
У-дру-че-на
VI. Анализ литературного произведения
Чтение цепочкой, парами.
Беседа по содержанию
-Как вы понимаете выражение «Зима катит в глаза?» (неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)
-Что значит выражение «Помертвело чисто поле»? (опустело, неподвижное)
Выборочное чтение.
- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето? (Лето красное пропела).
- Прочитайте , как хорошо жилось Стрекозе летом.(Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом. В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило. Я без души лето целое всё пела).
- Какую черту характера Стрекозы подчёркивают эти слова? (Беззаботность, трата времени впустую).
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?(Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настаёт)
- Почему она не поет ? (И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный!)
- К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью? Как звучали её слова? (С мольбой)
-- Настала ли нужда и голод для Муравья? Почему?
Что ей ответил Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!” С какой интонацией нужно их прочитать? (Муравей осуждает Стрекозу за то, что она прогуляла целое лето, а к зиме не подготовилась)
Физминутка
Нёс однажды Муравей две травинки для дверей. (хлопки)
На полянке под кустом Муравьишка строит дом. (руки к плечам и вверх)
Лишь снежок запорошит Стрекоза к нему спешит. (на 1- 4 –приседание, на 5-8 подняться)
- Ты, кума, не торопись, а за дело-ка возьмись. (руки на поясе, наклоны вправо – влево)
Работа в группах:
А сейчас мы поработаем в разных студиях.
3 группа отправляется в студию сценического мастерства. Вы должны озвучить иллюстрацию (диалог Стрекозы и Муравья)
2 группа составляет синквейн на Стрекозу
1 группа составляет синквейн на Муравья
Проверка работы групп.
Дети защищают свои ответы.
Чтение по ролям
Что вы можете сказать о Муравье? Охарактеризуйте его.
Кто? Муравей
Какой? Трудолюбивый, справедливый или жестокий
Что делает? Трудится летом, отказывает стрекозе
Моё отношение: уважаю, согласен с ним или осуждаю, я бы помог стрекозе.
3. Какой представляете Стрекозу?
Кто? Стрекоза
Какая? Весёлая, беззаботная
Что делает? Веселиться, поёт, не работает
Моё отношение: осуждаю за лень
- Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
- Вернёмся к главному вопросу нашего урока. В каких словах заключена главная мысль басни - мораль? Прочитайте эти строки, как вы их понимаете? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)
Какие недостатки людей здесь высмеиваются? (лень, беззаботность,
легкомыслие)
Мы знаем, что басня написана не ради стрекозы и муравья. (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; учит мудрости жизни.)
Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
Работа с пословицами
Рефлексия. Итог урока:
А) Вывод по проблеме:
Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?
Б) Самооценка
На «дерево успеха» дети клеят листики разного цвета:
Зелёный - если работа на уроке не вызывала затруднений;
Жёлтый - если были трудности, но удалось с ними справиться;
Красный – если остались какие-либо вопросы по теме урока.
Приложение
№2
Тоска зелёная сочная трава
Вешних грусть
Мурава огорчена
Резвость весенних
Удручена бедность
Нужда игривость
№2
Тоска зелёная сочная трава
Вешних грусть
Мурава огорчена
Резвость весенних
Удручена бедность
Нужда игривость
№2
Тоска зелёная сочная трава
Вешних грусть
Мурава огорчена
Резвость весенних
Удручена бедность
Нужда игривость
№2
Тоска зелёная сочная трава
Вешних грусть
Мурава огорчена
Резвость весенних
Удручена бедность
Нужда игривость
№1
Топор, рак, ухо, дом, каша, озеро, рука, мама, игра, труд, а
лебедь, ель, нитки, ь палка, очки, ручка, театр, индюк, тигр.
№1
Топор, рак, ухо, дом, каша, озеро, рука, мама, игра, труд, а
лебедь, ель, нитки, ь палка, очки, ручка, театр, индюк, тигр.
№1
Топор, рак, ухо, дом, каша, озеро, рука, мама, игра, труд, а
лебедь, ель, нитки, ь палка, очки, ручка, театр, индюк, тигр.
№1
Топор, рак, ухо, дом, каша, озеро, рука, мама, игра, труд, а
лебедь, ель, нитки, ь палка, очки, ручка, театр, индюк, тигр.
№1
Топор, рак, ухо, дом, каша, озеро, рука, мама, игра, труд, а
лебедь, ель, нитки, ь палка, очки, ручка, театр, индюк, тигр.
№1
Топор, рак, ухо, дом, каша, озеро, рука, мама, игра, труд, а
лебедь, ель, нитки, ь палка, очки, ручка, театр, индюк, тигр.
По-пры-гу-нья
О-гля-нуть-ся
Вскру- жи-ло
со-брать-ся
По-мерт-ве-ло
У-дру-че-на
По-пры-гу-нья
О-гля-нуть-ся
Вскру- жи-ло
со-брать-ся
По-мерт-ве-ло
У-дру-че-на
По-пры-гу-нья
О-гля-нуть-ся
Вскру- жи-ло
со-брать-ся
По-мерт-ве-ло
У-дру-че-на
По-пры-гу-нья
О-гля-нуть-ся
Вскру- жи-ло
со-брать-ся
По-мерт-ве-ло
У-дру-че-на