СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Труд - основа жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Труд - основа жизни»»

«Труд - основа жизни»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы завершили изучать тему «Дружба». Мы говорили о важности дружбы, о том, кто такой друг, определяли, могут ли быть друзьями одноклассники, сверстники.

Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком».

Сейчас каждый из вас будет называть одно слово- качество, которым обладает настоящий друг. Вы слушаете очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Преданность…

  1. Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.

- Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с качествами, присущими настоящему другу и я от всей души каждому из вас желаю, чтобы у вас были именно такие друзья.

- Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: ДУРТ-АВОНСО ИНЗИЖ. (1 слайд)

-Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд- основа жизни)

-Вот теперь запишите тему урока в тетрадь. (2 слайд)

-Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план (3 слайд)


  1. Что такое труд? Каким он бывает?

  2. Что создаётся в результате труда?

  3. Как труд оценивается?


  1. Изучение новой темы.


  1. Каким бывает труд.

- Послушайте притчу и ответьте, в чем ее смысл?

Случилось это в Средние века.
Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.
Он подошел к первому и попросил его рассказать
о своей работе.
- Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
- Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
- Со стороны кажется, что я режу камень.
Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее,- улыбнувшись, ответил третий каменщик.
На следующий день монах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.


- Итак, ребята, что же такое труд? (ответы)

- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)

- Я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на слайде. Прочитайте внимательно все определения и скажите, какое определение вы считаете наиболее полным. (4 слайд)

Труд- это…

  1. Работа, занятие.

  2. Результат деятельности, работы, произведение.

  3. Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.

  4. Усилие, направленное на достижение чего-либо.

(Записать третье определение в тетрадь)


  1. Что создается трудом.

- Ребята, а зачем человеку трудиться? Чтобы ответить используем прием «Добавь следующее».

(Ученики отвечают по одному, учитель записывает на доске, а дети в тетради)

Для чего трудится человек:

  1. Рост профессионализма

  2. Пища

  3. Одежда

  4. Жилище

  5. Ценности страны

  6. Саморазвитие

И др.

(5 слайд)


-Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.

- Труд различается по содержанию и сложности. (слайд 6). Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.

- Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:

Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии .


Профессия:

Шахтёр

Учитель

Художник

Домашняя хозяйка

Дворник

Программист

космонавт

Продавец

Полицейский

художник


Постоянный- временный, простой- сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный.(слайд 7)

Проверка:

«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»


- Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».

- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете? (ответы)

- Послушайте притчу и скажите, как вы поняли ее смысл:

Однажды Бедность и Богатство поспорили между собой, кто из них красивее. Они долго не могли решить этот вопрос самостоятельно, поэтому решили обратиться к первому встречному человеку.

“Пусть первый встретившийся нам мужчина разрешит наш спор,” – решили они и отправились вперёд по дороге.

На встречу им шёл мужчина средних лет. Он не сразу заметил, что к нему с двух сторон подскочили Бедность и Богатство.

— Только ты можешь разрешить наш спор! – затараторили они. – Скажи, кто из нас красивее!

— Вот беда! – подумал про себя мужчина, – скажу, что Бедность красивее, Богатство обидится и уйдёт от меня. А если скажу, что Богатство, тогда Бедность может разозлиться и напасть на меня. Что же делать?

Мужчина подумал немного и говорит им:

— Я так сразу не могу сказать, когда вы на месте стоите. Вы сначала немного пройдитесь по дороге туда-сюда, а я погляжу.

Стали Бедность и Богатство разгуливать по дороге. И так пройдут, и эдак. Каждой хочется выглядеть получше.

— Ну? – закричали они, наконец, в один голос. – Кто же из нас красивее?

Мужчина улыбнулся им и ответил:

— Ты, Бедность, очень красива и обворожительна со спины, когда уходишь! А ты, Богатство, просто превосходно, когда ты поворачиваешься лицом и приходишь!

- Трудом создаются различные продукты. Среди них- вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. (Слайд 8) В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.

-Давайте запишем в тетрадь определения: (слайд 9 )

Услуги- это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов)

Товар- это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.


Физминутка.

Игра «Товары и услуги»

- Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх.

Стрижка в парикмахерской (у), татрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба( у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)


  1. Как оценивается труд.


- Ребята, а как оценивается труд работника? (ответы) (Слайд 10)

- Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

- Для того, чтобы вопрос с оцениванием был у нас с вами полным, предлагаю вам следующее задание. Вы должны закончить предложения: (Слайд 11)


Папа за работу на заводе получил __________________________ .

Маша учится в строительном институте и получает __________________ .

Бабушка каждый месяц получает _____________________ .

На младших детей в семье мама получает __________________ .

Вся названное выше составляет ________________________ семьи.

Проверка.

  1. Подведение итогов урока.

- Наш урока подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока.

Ответили ли мы на них?

- Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё- то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней, если ничего не понятно- на последней.

- Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?


  1. Объяснение домашнего задания.


- Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности, был приятным занятием, а не обузой, радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам.

Домашнее задание. Параграф 9, найти и выписать в тетрадь 5 пословиц о труде.


Примечание. Если остается время, прочитайте страницу 78 - 79 учебника (пункт благотворительность и рубрику «Жил на свете человек») После того, как прочитают, спросите, о чем они узнали их каждого пункта.