- Первая наша остановка на станции под названием «Быт жителей родного края». - Подъехали к тихому хуторку. Что же мы видим? (Слайд 3) - Как раньше назывались дома? - Из чего строили казаки хата? - А из чего делали саман и что это такое? - Чем были покрыты хаты казаков? - Постройки домов были разные. Кто жил побогаче, строили большие дома из кирпича, крытые железом или черепицей. - Над крышами домов столбом вьётся дым. А почему? (Слайд 4) -Для чего служила печь? - Правильно, ребята. Не зря в старой казачьей пословице говорится: «Печь – царица в доме». (Слайд 5) Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно. Все гости, которые заходи в дом, крестились на правый угол, где находились иконы, убранные вышитым рушником, такие же рушники развешивались по стенам для украшения, вышивались салфетки, скатерти, занавески. (Слайд 6) - А кто из вас помнит из рассказов, а может быть у вас дома, есть вышитые предметы, какие были вышивки? - Оглянитесь вокруг, что вы видите в хате? - По середине стоял большой деревянный стол, по бокам стен стояли лавки, на которых сидели и могли спать. - Обратите внимание на пол, какой он был раньше и какой сейчас. - Правильно. Пол в хате у бедного казака был земляной, иначе называли его «долывка», по субботам его смазывали коровьим навозом, чтобы крепче держался. У казаков побогаче, пол был тёсанным, покрытый долготканными дорожками. - В каждом доме была «горка» - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду. - Какую посуду вы видите на нашем столе? (Слайд 7) Глечик – сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает. Макитра – крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье. Миска – посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина – казак, отец семейства. - Из чего была первая посуда? - Была посуда праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла, или глиняная посуда украшенная керамикой. - От порога до печки по всей стене вбиты крупные гвозди для одежды. Лишь выходная одежда хранилась в сундуках. - Посмотрите на фотографию казака и казачки. (Слайд 8) - На голове казака кубанка – головной убор, на нём одет бешмет – рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка), на ней навешаны газыри, раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень - украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаровары и сапоги. Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку –спедницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками. Замужние женщины носили платок на голове или шлычки – на волос собранный в узелок одевалась шапочка. -Хороша изба, но если казак не трудится, то семья останется голодной. - Садимся в брички и поедим по родному краю, посмотрим, чем заняты казаки. - Основным промыслом казаков было животноводство. (Слайд 9) - Каких животных держали казаки? - Что получали от этих животных? - Охота на диких животных, пчеловодство и скотоводство играли важную роль в жизни людей. - Краснодарский край омывает два моря, какие? - Поэтому казаки занимались и рыболовством, так как в нашем крае много лиманов, два моря, реки. В этих водах водилось много рыбы. - Какие виды рыб вы знаете? (Дидактическая игра) Названия морских и речных рыб: (все вперемешку) сельдь, тарань, хамса, лещ, ставрида, окунь, щука, сазан. (Слайд 10) - Представьте, что после удачной рыбалки казак принёс свой улов рыбы, помогите хозяйке разобрать морскую и речную рыбу по корзинам. - Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур. Какие зерновые культуры выращивали на Кубани? (Слайд 11) - Деревянной сохой, казаки вспахивали землю, бороной (в виде грабель) разравнивали землю, а затем становились в ряд, и держа в руках небольшой мешочек с зерном раскидывали его по полю. - Ребята, а вы знаете, кто первым занялся рисосеяньем? Дмитрий Жлоба. Это наш земляк. И следующая станция о выдающихся людях края |