УДК 37.013.42:330.16
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Баубатрын Валерия Дмитриевна
обучающаяся 2 курса, группы Е/ППО-б-о-191
направления подготовки
44.03.02. «Психолого-педагогическое образование»
направленность «Психология и социальная педагогика»
Евпаторийский институт
социальных наук (филиал)ФГАОУ ВО
КФУ им. В.И. Вернадского»
Научный руководитель: Красникова Т.В.,
старший преподаватель кафедры
социальной педагогики и психологии
Евпаторийский институт
социальных наук (филиал)ФГАОУ ВО
КФУ им. В.И. Вернадского»
Постановка проблемы. Ежегодно увеличивается количество работ по психологии человека в различных жизненных ситуациях. Связано это с отсутствием адекватной базы знаний. Исследователи в наше время, считают необходимым изучение данной темы для социального уровня жителей Российской Федерации.
В данной работе, речь пойдет о трудных жизненных ситуациях, т.е. о жизненных ситуациях, которые доставляют дискомфорт себе и близким, стрессовые ситуации, ситуации, связанные со здоровьем или жизнью. К сожалению, в настоящее время, проблема разрешения данных ситуаций довольно актуальна.
Анализ исследований и публикаций. Проблему трудной жизненной ситуации изучают специалисты из разных областей научных знаний. В психологии – Н.Г. Осухова, А.Н. Демин; в социологии – И.Г.Кузина, П.Д. Павленок; в социальной педагогике – Н.Ф Басов, А.В. Лакреева.
Цель данной статьи заключается в рассмотрении трудной жизненной ситуации, как социально-педагогической проблемы общества.
Изложение основного материала. На протяжении всей жизни человек сталкивается с различными ситуациями. «Ситуация – это система объективных и субъективных элементов, объединяющихся в жизнедеятельности субъекта в определенный период времени» [7, с. 8].
И.Г. Кузина рассматривает и дает характеристику понятию «жизненная ситуация». «Жизненная ситуация – это совокупность значимых для человека событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизненного цикла» Жизненные ситуации бывают устоявшиеся (нормальные) и трудные (проблемные) [5, с. 56].
Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Исходя из данного определения, можно сказать, что трудная жизненная ситуация – это ситуация, нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно [1].
Также понятие «трудная жизненная ситуация» раскрыто в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О государственной социальной помощи». В ст. 1 под трудной жизненной ситуацией понимается обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности человека [2].
Трудная жизненная ситуация (далее ТЖС) случается у каждого человека, это неизбежное событие в нашем жизненном цикле. Трудность данной ситуации определяется самим человеком, в зависимости от его восприятия и оценки происходящего вокруг. Способ решения также, зачастую, зависит от нас самих. Кто-то просто замыкается в себе и впадает в депрессию, кто-то приспосабливается и «плывет по течению», думая о том, что ситуация решиться сама по себе, другие же стараются всеми способами найти выход из трудного положения. К сожалению, при «неправильном» выходе из трудной ситуации бывают такие последствия, как: ссоры, разочарование в ком-то или в жизни в целом, уход из дома или даже суицид.
Специалисты указывают на ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение стрессовых состояний человека [4, с. 49].
П.Д. Павленок утверждает, что в результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм. В этом случае люди, вне зависимости от факта обращения в социальные службы, становятся объектами социальной работы: инвалиды, пенсионеры, лица с девиантным поведением, неполные семьи и т.д. [9, с. 16-17].
Структура ТЖС включает в себя:
участников, связанных с ней событий;
деятельность, которая в ней осуществляется;
время и пространство развития событий;
переживание и видение ситуации участником.
Основное свойство ТЖС – это постоянная напряженность. Человек, находящийся в ТЖС, не может спокойно жить, чувствует себя дискомфортно, у него присутствует чувство необходимости ее разрешения. Данное чувство, как и вся ситуация, препятствует человеку в достижении поставленных им жизненных целей. Индивиду, попавшему в трудную жизненную ситуацию, необходимо менять свой привычный образ жизни, ему приходится выбирать новые пути достижения своих целей.
Трудные жизненные ситуации имеют множество различных классификаций. Обычно их принято классифицировать:
по возрасту участника (детские, подростковые, юношеские, взрослые);
по характеристикам ситуации (индивидуальные, групповые, семейные);
по реакции на неё участника (адекватная/неадекватная);
по уровню адаптации (активная, пассивная, приспособление).
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [1] выделяет следующие разновидности трудной жизненной ситуации:
инвалидность;
неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;
сиротство;
безнадзорность;
малообеспеченность;
отсутствие определенного места жительства;
конфликты и жестокое обращение в семье;
одиночество [3, с. 45].
Ученые относят трудные ситуации к психологическим, т.к. нарушения, которые происходят в организме человека, оказывают влияние на его психологическое состояние. А.В. Лакреева считает, что «ТЖС вызывает психологические отклонения, возникают стрессы, эмоциональное напряжение, которое мешает человеку развиваться в обществе, реализовывать свои желания и цели в жизни. В таких ситуациях человек чаще всего остается одинок, так как связи с обществом разрушаются» [6, с.136].
Не всегда люди могут быстро перестроить свой образ жизни, свои планы и действия. Незнание того, как и когда действовать, может еще больше усугубить ситуацию или привести к психологической травме. В данном случае, хорошо подходит определение «ригидность». В психологии, под данным термином понимают неумение человека быстро подстраиваться под ситуацию, неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств.
ТЖС всегда связана с необходимостью тем или иным образом адаптироваться к ней - это заключается в успешном или неуспешном преодолении жизненной трудности с последующей стабилизацией ситуации.
Чтобы преодолеть ТЖС у человека должны быть активные действия по её решению (конструктивные способы). В результате, он либо занимает активную жизненную позицию в новых условиях, либо, ему приходиться просто приспосабливаться. Бывают ситуации, которые просто нельзя изменить и с ними приходиться мириться (например, смерть близкого человека). Неконструктивные способы заключаются в избегании решения проблемы, пассивных действиях. Человеку проще смириться и приспособиться к ситуации, нежели попытаться её решить.
Следует понимать, что даже успешное преодоление ТЖС не гарантирует клиенту то, что она не повториться. Необходимо научить людей обращаться к конструктивным способам адаптации. Тогда, люди смогут решать свои проблемы самостоятельно.
Выводы. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что трудные жизненные ситуации - ситуации, нарушающие жизнедеятельность человека, которые встречаются на протяжении всей нашей жизни. Людям необходимо научиться правильно адаптироваться к ним, и тогда, в дальнейшем, они сами смогут решать свои проблемы.
Резюме. Статья рассматривает трудные жизненные ситуации и освещает определение самого понятия «трудная жизненная ситуация», признаки, свидетельствующие о ее наступлении, ее основные свойства, классификации и разновидности, а также структуру и способы адаптации к ней.
Summary. The article examines difficult life situations and highlights the definition of the concept of "difficult life situation", the signs indicating its occurrence, its main properties, classifications and varieties, as well as the structure and methods of adaptation to it.
Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, классификации трудной жизненной ситуации, разновидности трудной жизненной ситуации, структура трудной жизненной ситуации, способы адаптации к трудной жизненной ситуации.
Keywords: difficult life situation, the classification of difficult situations, variety a difficult life situation, the structure of difficult situations, ways to adapt to difficult situations.
Список литературы
Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства. – 1995. – № 50. – Ст. 4872.
О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
Басов Н.Ф. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. 0-753 учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В. М. Басова, О. Н. Бессонова и др.; под ред. Н. Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
Демин А.Н. Способы адаптации безработных к трудной жизненной ситуации / А.И.Демин, И.П.Попова // Социол. исслед. – 2000. – №5. – с. 35-46.
Кузина И.Г. Теория социальной работы: учебное пособие/ И.Г. Кузина. – 2-е изд. – Москва: Проспект, 2016. – 175 с.
Лакреева А.В., Хомутова М.В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – с. 135–140.
Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г.Осухова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
Павленок П.Д. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред П.Д. Павленок. – М.: Инфра-М, 1997. – 368 с.