Что значит быть настоящим человеком.
В кадре: Добрый день Дорогие ребята!
Мы продолжаем цикл бесед по духовно- нравственному воспитанию.
Эпиграф нашей встречи
Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного …
Р. Эмерсон
И как говорил Римский император (Марк Аврелий): «… ты не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него.
Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».
Наш разговор сегодня называется «Что значит быть настоящим человеком»
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
Сегодня на уроке
попробуем ответить на вопрос трудно ли быть настоящим человеком?
Как вы думаете, трудно ли быть человеком?
Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор.
А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше?
« Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.» Ожегова
Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?
А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК
Ч- честность, чуткость, честолюбие.
Е- единовластный, единодушие.
Л- Легкомысленный, лжец, любознательный.
О- обманчивый, образованный, ответственный.
В- вероломный, внимательный, воспитанный.
Е- единоличный.
К- каверзный, капризный, коллективный, контактный.
В кадре: А кто нас делает человеком?
Подумайте, где мы живем? И с кем мы живем?
Мы постоянно находимся среди людей:
очень близких, родных - дома,
хорошо знакомых или мало знакомых- в школе, в гостях,
кружках, клубах;
совсем незнакомых- на улице, в общественном транспорте, в магазине, на катке, на пляже- везде и всегда.
В кадре: Но готовы ли мы, хотим ли мы, вести себя так со всеми окружающими нас людьми, чтобы и мы и они чувствовали взаимное удовлетворение от общения.
Нашу беседу я хочу продолжить с притчей.
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь.
И окружающий их мир тоже был совсем не таким.
Луна светила ночью в зависимости от своего настроения:
хорошее настроение — светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому.
Плохое настроение — трудно было людям добираться к своему очагу.
Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, моря и реки.
Словом, всюду царил хаос.
Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом:
«Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека.
Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».
Обратимся к словам «Человек должен научиться поступать нравственно сам с собой, без всяких проверок и контроля, он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо ». А.С.Макаренко
В кадре: Как вы думаете, какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни?
В жизни можно по-разному жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так: поутру встать
И, не помышляя о чуде,
Рукой, обнаженной солнце достать,
И подарить его людям.
В кадре: Мы живем среди людей!
Такт, чуткость, деликатность – без этого не может быть воспитанности, вежливости и комфорта в общении внутри коллектива и среди людей в целом.
Общение имеет несколько функций:
Обмен информацией.
Побуждение к действию, поступку, мысли.
Ответную реакцию.
В кадре: Культура поведения и общения человека в обществе напрямую зависит от того, каким нравственным потенциалом обладает человек, каковы его моральные принципы.
«Уважен хочешь быть – умей других уважать» - так еще издавна говорили люди. Не забывай эту мудрость!
«Человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза. Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.
Акылай пришла в гости к подруге Бермат. В клетке сидела замечательная Яркая птица — любимый попугай Бермета.
— Ничего себе птичка. Симпатичная,— сказала Акылай, — у меня почти такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.
Акылай погрустнела и надулась. Бермет уже не могла ее развеселить.
Подумай: какую оплошность допустила Бермет? Как бы ты вел себя на ее месте?
2. За пять минут до первого урока все сидели в классе. Алия пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
— Чего это у тебя глаза на мокром месте?— громко закричала Камила.
— Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел?
Ну, давай-давай, рассказывай!— подскочила к ней Назым.
— Что случилось? Почему слезы?— закричали все. Алия разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
В чем была их ошибка? Что бы ты сделал?
Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:
"Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"
Жить в обществе- это значит преподнести себя,
ощущая себя в обществе, в коллективе обращая внимание прежде всего на себя и на свои поступки.
Обратите внимание на слова мудрой китайской пословицы:
«Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других»
Действительно, легче сделать замечание, чем похвалить.
Порой важно в жизни уметь подмечать все самое доброе в человеке.
Давайте поиграем игру « Комплимент»
Вы должны отметить ту черту характера, за которую вы уважаете своего одноклассника. Позвоните и расскажите ему об этом.
Действительно каждый из нас – личность неповторимая индивидуальность, а теперь попробуйте вместо комплиментов, подумать о том качестве характера, который вам не нравится в человеке.
Почему именно эти черты не нравятся вам?
А у вас есть эти черты?
Оказывается, вам трудно отвечать, а почему?
А если попробовать сказать правду.
Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, по вашему мнению, выражается в наибольшей степени?
-в исчезновении элементарной культуры поведения;
-в том, что прервалась связь поколений;
-в озлоблении людей;
-в эгоизме (каждый сам по себе);
-в росте преступности;
-в утрате идеологической и ценностной ориентации;
-в чем еще?
Нравственным наше поведение будет только тогда, когда мы будем уверены, что наши поступки будут иметь хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих нас людей. Очень важно помнить, что любой поступок имеет последствие или результат!
В кадре: Наверное, каждый из нас может вспомнить, что когда-то поступил необдуманно: что-то сказал или что-то сделал и хоть без всякого злого умысла, но не подумал о последствиях - и обидел человека.
А как часто мы раскаиваемся в своих уже совершенных поступках и действиях.
Признание вины и последующее ее осознание приводят человека к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно.
Умейте вовремя принести свои извинения людям, ведь мы с вами живем в обществе среди людей.
А ведь некоторые люди считают иначе Произнеся фразу:
«Не бери в голову. Не напрягайся».
А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрягать тоже стоит.
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам...
В кадре: Все Люди очень разные. И чтобы жить рядом с ними, надо уметь вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно. Тогда и вам будет легко с окружающими. Так что же делает человека человеком?
Молодцы, конечно умение работать над собой.
Давайте послушаем советы.
Умейте управлять собою,
Во всём ищите доброе начало.
И, споря с трудною судьбою.,
Учитесь жизнь начать с начала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору,
Себя в пути не потерять.
Не надо жаловаться всем
Ни на судьбу, ни на болезни-
Ничто не будет бесполезней
Избитых, жалких этих тем.
Не жгите сердце табаком,
И мозг вином не заливайте,
И жизнь свою не сокращайте
Воспоминаньем о плохом.
Друзей имейте- в трудный час
Они поддержат и помогут,
Не будет трудною дорога
Ни для друзей и ни для вас.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут,-
Ненастья тоже устают.
За днём несчастья- день счастливый.
Вы кадре: Ребята! Мы живем среди людей, а поэтому совершайте нравственные поступки по отношению друг к другу и по отношению ко всем людям.
Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.
1.Самый лучший день- сегодня.
2.Самая большая ошибка- потеря надежды.
3.Самая большая слабость- ненависть.
4.Самый большой нарушитель спокойствия- болтун.
5.Самая нелепая черта характера- самомнение.
6.Самый опасный человек- лжец.
7.Самое большое богатства- здоровье.
8.Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.
Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
.
В кадре:«Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти слова Ф.Абрама должны стать девизом каждого человека.
Наш урок подходит к концу. Вы должны отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора: а) синий цвет(холодно): не собираюсь об этом думать, по крайней мере сейчас;
б) белый цвет(норма): актуальная тема, есть над чем поразмышлять;
в) красный цвет (жарко): тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.
Спасибо всем за работу в нашем дружном коллективе.
Возможные определения каждого понятия:
1.Доброта – это , когда люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливеее, увереннее.
2.Вежливость — качество, харакгеризующее поведение человека. Оно пнывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
3.Выдержанность — умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия
4.Верность — качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении. повседневном поведении.
5.Гордость — это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
6.Грубость — качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
7.Доверие — это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
8.Заносчивость — негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личпых качеств.
9.Искренность — качество, характеризующее человека и его действия Искренний человек честен с собой и другими людьми.
10.Любовь — чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо.
11.Милосердие — принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
12.Патриотизм — нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
13.Правдивость — это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
14.Способность к прощению — это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
15.Скромность — это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
16.Совесть — способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
17.Сострадание это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
18.Трудолюбие — это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
19.Тактичность — это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
20. Честь — качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.
10