Трудности адаптации незрячих и слабовидящих детей.
Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Его, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно незрячих и слабовидящих, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Помимо этого такие дети имеют огромные трудности вхождения в общество. Им трудно общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, они сильно ограничены в выборе деятельности. И первое важное вхождение в общество – это поступление в школу, в первый класс.
Выделяются три аспекта адаптации детей с нарушениями зрения:
1) адаптация личности к предметному миру;
2) адаптация личности к социальной среде;
3) адаптация личности к собственному «Я».
При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития таких качеств, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого школьника можно отметить три характерные особенности.
Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития.
Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.
Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством).
Педагоги выделяют несколько проблем, которые могут возникнуть у незрячего ребенка в период «первоклассной» адаптации.
Первая из них, коммуникативная, особенно актуальна для «домашних» детей т.е трудности адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах). У многих детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны
с тем, что они не умеют жить в коллективе: подчинять свои
интересы коллективным, делиться гостинцами, игрушками, школьными
принадлежностями, сопереживать неудачам товарищей, радоваться
их успехам, уметь сотрудничать и кооперироваться в работе.
Необходимо постоянное сотрудничество ребенка
с нарушениями зрения с окружающими его взрослыми во всех делах. Нужно приучать ребёнка разговаривать со сверстниками и взрослыми, задавать вопросы, если он хочет что-то узнать, понять, уточнить. Ребенок не должен знать, что он является причиной
горя и переживаний родителей.
Отсутствие мотивации к учебе – вторая серьезная проблема незрячих детей, нарушение познавательных процессов
Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы нежели в детском саду. В дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное — научить детей осознавать учебную задачу. Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.
Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:
1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.
2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.
4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
Трудности, связанные с новым режимом дня; вставать строго по расписанию, сидеть за партой 35 минут (а в некоторых школах первоклашек сразу приучают к положенным 45), каждый день делать уроки, во время ложиться спать … Режим – третья по распространенности проблема среди малышей, Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, очень велика. Позы учащихся должны чередоваться в зависимости от характера выполняемой работы.
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма.
Механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минуте урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Больше внимания физическому развитию! Физические упражнения, как известно, играют важную роль в формировании правильного телосложения и развития двигательной сферы. Поэтому ребенку с глубокими нарушениями зрения уже с первых дней пребывания в школе необходима оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений строится с учетом детской физиологии и анатомии на базе возрастных физических и интеллектуальных возможностей такого ребенка.
Незрячим рекомендуется гимнастика в игровой форме, состоящая из упражнений, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата, мышечной системы и тактильной чувствительности. Очень полезно проводить занятия под тихую, ритмичную музыку, синхронизируя движения в такт с ней.
Отсутствие зрительного контроля над движениями осложняет формирование координации движений. Вследствие этого движения незрячих детей скованны, некрасивы, неуверенны, нет точности в их выполнении. У незрячих и слабовидящих отмечают закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Даже безусловно-рефлекторные выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и др., проявляются при глубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.
Отставание незрячего или слабовидящего ребенка в двигательном развитии сказывается и на его игровой деятельности. Однако это проявление однообразия и ограниченности можно предотвратить, если вовлечь ребенка в интересную игру.
Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему малышу. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в школе. И родителям следует уделить этому аспекту особенное внимание. Для успешной адаптации ребёнка нужно дать ему возможность обследовать свой класс, узнать расположение предметов в классе. Ученик должен уметь самостоятельно найти свою парту, знать, где хранятся школьные принадлежности (учебники, тетради), уметь самому организовать своё рабочее место для занятий.
В младшем школьном возрасте слепой ребенок импульсивен, так же как и зрячий. Но при слепоте импульсивность может проявляться более резко и при этом в более старшем возрасте, когда для нормального ребенка она уже нехарактерна. Импульсивность поведения слепых детей особенно сказывается в том, что во время занятий они не умеют регулировать свое поведение.
На занятиях детям очень хочется, чтобы их спросили, они вскакивают и выкрикивают ответ. Или, наоборот, ребенок протестует, если его спрашивают, когда он не поднимает руку. «Я ведь не поднимал руку, а вы меня спрашиваете», - говорит он. Он перебивает других, требует к себе особого внимания и настойчиво обращается к. педагогу в то время, когда он разговаривает с другими детьми. В большинстве случаев дети не могут следить за ответом своего товарища, не умеют его продолжить.
Иногда не только первоклассник считает себя центром Вселенной, его родители также склоны полагать, что он самый талантливый и смышленый.
Нередко первое родительское собрание служит разочарованием для мам и пап:
ведь они привыкли слышать о своем малыше только лучшее, и замечание по поведению или пара неудачных ответов первоклассника у доски часто воспринимается, как полный крах.
Следующая распространенная проблема – ребенок не оправдал надежд домашних.
В таком случае родителям важно понимать, что ребенку-то обидно вдвойне: он и сам собой недоволен, а тут еще они со своими претензиями… Считайте, что желание учиться у малыша отбито. Более того, он теряет уверенность в себе.
Поэтому родители должны как можно мягче относиться дома к своему первокласснику.
Поддержка родных очень важна для новоиспеченного школьника. Причем, чем больше взрослых окажут ему эмоциональную помощь, тем успешнее и быстрее малыш привыкнет к условиям школы.
Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. Он невольно сравнивает себя с новыми товарищами и хочет быть как все. Но наибольшую проблему и для ребенка,
и для педагогов представляет характерная для многих незрячих и слабовидящих детей позиция "больного ребенка":
Я не буду это делать. Я ничего не вижу. Мне это
трудно!
Я не могу писать, устали руки.
Почему мне не хватило места в автобусе! Слепых нужно в
первую очередь посадить! Я вот нарочно упаду сейчас будете
потом оправдываться перед моей мамой!..
Переубедить такого ребёнка порой очень непросто. Он
пришел в школу с твердой позицией и уверенностью, что и учителя,
и воспитатели, и даже одноклассники находятся в школе специально
для того, чтобы выполнять за него любую работу, требующую
усилий, оберегать от малейших трудностей. Основание для этого
вынесенная из семьи убежденность: "Я неизлечимо болен,
я инвалид, а значит, все должны заботиться обо мне, помогать
мне, жалеть меня". Ребенку трудно осознать, что в специальной
школе все дети находятся в одинаковом положении, всем нужны
и помощь, и забота, и внимание. Ребенок с позицией "больного"
недооценивает свои возможности, готов только получать помощь
и абсолютно не умеет ее оказывать в случае необходимости.
Таким детям чрезвычайно трудно дается адаптация в школе,
установление контактов со сверстниками. Часто в детском
коллективе именно они попадают в категорию "отторгнутых":
с ними не хотят играть, стоять в паре, сидеть за одним столом.
И здесь важно помочь ребенку осознать неправильность своей
позиции. Хорошо, если это понимает и семья, и делает все
возможное для формирования у него позиции полноценного человека.
Поэтому основным условием социально-психологической адаптации и реадаптации является включение инвалида в коллективную деятельность, воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе складывается у инвалида правильное отношение к своему дефекту, что является решающим фактором реабилитации.
Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем.
В период адаптации первоклассников возникают трудности во взаимоотношениях с учителем.
Первая учительница - это важный человек в жизни первоклассника и всей семьи. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости — консультации профессиональных психологов.
Воспитывая слепого, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания, поскольку в активной жизни и деятельности у слепого ребенка формируются компенсаторные процессы, позволяющие ему развивать психические качества, адекватные жизненным проблемам и ситуациям.
Помимо образованности в работе с незрячими детьми педагогу необходимы следующие качества:
— любовь к детям, заботливость, готовность выполнять материнские обязанности (оказывать непосредственную помощь в самообслуживании и пространственной ориентировке);
— наблюдательность, умение поставить себя в положение ученика, проникнуть в мир его личности, понять его психическое состояние и др.;
— высокий уровень культуры речи (содержательность, правильность и образность речи, простота изложения, эмоциональность) ;
— организаторские способности (подготовка к каждому мероприятию, рациональная расстановка исполнителей);
— коммуникативные способности (умение добиться взаимопонимания с учащимися);
— развитость педагогического внимания (умение ориентироваться в различных ситуациях, педагогическая гибкость, умение сдерживать свои отрицательные эмоции);
— педагогический энтузиазм (инициативность, готовность выполнять любую работу вместе с детьми).
быть умиротворяющим, успокаивающим, ободряющим.
Нервным и суровым людям не место в школах слепых. Учащие должны быть веселого, живого характера, должны принимать участие в играх детей, руководить ими».
В связи с этим необходимо вспомнить слова известного американского
педагога, слепого священника Томаса Кэррола: "Особым в отношении
слепых детей может быть только обучение. Воспитание должно
ничем не отличаться от воспитания зрячих детей».