СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности преподавания родного (ненецкого) языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Трудности преподавания родного (ненецкого) языка»

















ЭССЕ

На тему «Трудности преподавания родного (ненецкого) языка»















Выполнила учитель начальных классов:

Ядне Матрёна Эттуевна





с.Находка 2021





Я только первый год преподаю родной (ненецкий) язык в начальной школе. До прихода в школу работала (кочевым) воспитателем. Круглый год кочевала по рыбацким пескам с рыбаками и их семьями, набирала группу детей дошкольников и работала с ними. То, что вымирает и культура, и язык – однозначно. Даже кочевые дети рыбаков не знают и не понимают родного языка. За всю свою практику не встретила ни одного ребёнка, владеющего родным языком, при том, что родители знают язык, но не говорят с детьми на родном языке. Ситуация, удручающая. Почему так происходит? Я считаю неправильное воспитание нынешнего поколения. Ведь всё идет из семьи. У детей нет мотивации к стремлению изучения языка. Родители отвечают, что нет никаких перспектив говорить на родном языке, им это в жизни не пригодится. Ну а как же культурное наследие, ведь язык – это неотъемлемая часть культуры. Получается, что передача детям нравственного и эстетического опыта народа невозможна без педагогов-профессионалов. Особенно важны педагогические кадры, владеющие родным языком, методикой преподавания, учитывающие психологические особенности этноса.

Учебники по родному языку предназначены для детей, свободно владеющих родным языком. Перед современным учителем встаёт сложная проблема - как изложить материал, что бы «не владеющие» дети усвоили.

Сегодня главная цель преподавания родных языков миноритарных народов — это социальное возрождение языка, сохранение народом своей идентичности. Именно социальное значение знания родного языка в современном обществе. К сожалению, значимость знания, уважения к своей культуре, владения родным языком как одно из условий развития гармоничной личности до сих пор не всеми понимается и принимается. Тем отраднее, когда действия административных образований могут оказать реальную поддержку статуса миноритарных языков. В округе используются 4 уральских языка: ненецкий, хантыйский, селькупский, коми-ижемский (также проживают несколько человек манси, но этот язык пока не преподается). В сегодняшних программах изучения и сохранения родных языков и культуры миноритарных народов Севера делается акцент на слове «инновационные». Для преподавания родных языков это не только использование современных мультимедийных технологий, но и применение иных методик — преподавание родного языка как иностранного, к чему вынуждает социолингвистическое положение родных языков во многих местах. Все современные школьные учебники и пособия для изучения созданы на основе первых учебников, составленных пятьдесят и более лет назад для детей, активно использующих родной язык, для живых языков. Те учебники опирались на грамматики своего времени. Сейчас в России для родных миноритарных языков всё по-другому: область их применения стремительно сужается, родители часто не хотят учить своему языку детей, не видя перспектив знания и по этой причине всё ложится на плечи учителя.

Одна из основных задач обучения родному языку в школах – развитие связной речи учащихся. Преподаватель, обучающий учащихся родному языку, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит их грамотно читать, писать и говорить, т.е. хотя бы элементарно выражать свои мысли. Преподавание и изучение родного языка в школах преследует цель практического овладения языком. Поэтому для обучения школьников родному языку как второму необходима особая программа развития речи. Она должна быть построена на наблюдениях, на обогащении детей знаниями о языковой культуре своего народа, на развитии мышления и чувств ребенка, на практической и синтетической работе над языком, а не на теоретическом и аналитическом изучении языка. Это должна быть практика речи, а не теория языка.



Знание родного языка и культуры создаёт основу самоидентификации человека, как представителя этноса. Сегодня дети совсем не знают свой этнический язык, в этом случае школьное изучение требует специальных методик. Пособия для преподавания («освежения») языков Ямала могут быть созданы на основе уже созданных авторских программ, действующих российских разработок (Якутии, ХМАО) и зарубежного опыта [см., напр., фильмы Кастен, Дюрр 2015]. Такие руководства станут серьезным вкладом в поддержку этнических языков. Учителя в своей работе осознанно или неосознанно стремятся именно к социальному возрождению языка.

Вывод: я считаю, из-за серьёзной школьной нагрузки знакомство с родными языком и культурой сегодня предпочтительно начинать в младшем возрасте, с детского сада, ведь изучение родного языка — это один из способов воспитания патриотических чувств, ответственности за свою родину. Изучение родного языка в раннем возрасте — это освоение учеником инструмента для саморазвития.























Список использованных источников

1. elibrary.ru›Другие новости›?id=42422604

2.iro86.ru›Методические рекомендации›…-narodov-severa-1/file