Просмотр содержимого документа
«Трудности в обучении детей младшего школьного возраста»
Профилактика трудностей в обучении детей младшего школьного возраста
Причины неуспеваемости и пути их преодоления
- самостоятельно выделять учебную задачу;
- умение выделять предмет усвоения в материале;
- сформированность учебных действий;
( умение обобщать, сравнивать, выделять, составлять план текста)
- контроль и самооценка;
2.Низкая мотивация достижения успеха:
п овысить самооценку и психологическую устойчивость школьника, помочь ребёнку преодолеть неуверенность в себе;
- необходимо ставить перед ребенком посильные задачи;
- постарайтесь найти «успешные» сферы деятельности отстающего ученика, чтобы изменить к нему отношение взрослых и сверстников;
- предложите отстающему ученику роль «учителя» - наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса;
- поощряйте малейшие удачи ребенка и помогайте предотвратить его неудачи;
- тренируйте волю школьника, пусть учится заставлять себя доводить начатое дело до конца (например, решать трудную задачу следует сразу и не откладывать ее на «потом»);
-
3.Несформированность учебных интересов;
Для того чтобы учебная цель стала самостоятельной побудительной силой, необходимо научить ребенка :
- четко формировать цель (что узнать, чему-то научиться);
- определять ее значение (зачем и для чего это нужно);
- выделять способы достижения цели (как делать);
- осознавать предполагаемые трудности достижения цели;
- контролировать, насколько выполнение соответствует цели, насколько успешно идет продвижение к ней.
4. Нарушения внимания;
- Маленьким ученикам полезно совершить несколько действий по команде, например, встать, сесть, развернуть книги, свернуть и т.д. Это даст привычку каждую минуту быть внимательным к словам учителя.
- Учителю сначала следует высказать вопрос, а потом, несколько помедлив, назвать имя того, кто должен отвечать на него. В результате к ответу подготавливается весь класс.
- Следует поощрять поднятие руки всеми, кто может ответить на вопрос, заданный даже кому-то одному.
- Полезны незначительные взыскания за невнимательность и награда за проявления внимания. Обратитесь к играм, предназначенным для тренировки внимания.
- Научите ребенка планировать свою деятельность.
- Формируйте самоконтроль.
Формы работы с неуспевающими детьми .
- Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке, более подробные инструкции.
- Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников.
- Индивидуальная форма обучения.
- Групповые занятия.
- Дифференцированная работа учителя на уроке с временными группами учащихся.
- Дифференциация домашней работы учащихся.
- Дополнительные занятия с отстающими.
- Стимулирование развития интересов.
- Активизация познавательной деятельности учащихся и их самостоятельности, усиление творческих элементов в ней.
Как повысить работоспособность:
- Разнообразить виды деятельности.
- Проветривать кабинет.
- Проводить физкультминутки.
- Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
- Карточки для индивидуальной работы.
- Задания с выбором ответа.
- Деформированные задания.
- Карточки - тренажеры.
- Творческие задания.
- “ карточки-информаторы”,
- “ карточки-конспекты”
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Разнообразные формы урока например :
- урок-игра
- урок-спектакль
- урок-путешествие
- урок-детектив
- урок-сказка
- урок-концерт
- Также можно применять метод проектов
Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.
Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, десять правил работы с неуспевающими школьниками :
- Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
- Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
- Не торопите его, научитесь ждать.
- Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
- Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно.
- Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
- Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
- Обобщение – главная составляющая любой методики.
- Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
- Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
Большое спасибо Вам за внимание!