СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности в обучении детей. Взаимодействие семьи и школы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Трудности в обучении детей. Взаимодействие семьи и школы»

Трудности в обучении детей. Взаимодействие семьи и школы.

Учёба в школе, особенно в начальной – достаточно сложное занятие для любого ребёнка. Умение писать, читать и считать – это «искусственные» умения, созданные людьми. Их невозможно усвоить без специального обучения, организованного взрослым и без регулярных упражнений.

Способность умножать или делить не заложена в нас изначально, как и умение ходить или кататься на велосипеде. Для этого требуются дополнительные усилия со стороны ребёнка для создания новых нервных связей в мозге и нервной системе в целом.

Наша природная память не способна удержать большое количество информации в неизменном виде. Каждое новое воспоминание привносит изменения в предшествующие. Это накладывает ограничения при обмене информацией между людьми, особенно при постоянном росте ее количества. Эти ограничения стимулировали необходимость «выносить» нематериальные психические процессы во вне и фиксировать их на материальных носителях. Очевидно, что данный процесс, искусственный по своей природе, требует создания специальной системы шифровки и дешифровки информации - письма и чтения. Из-за «неестественности» этого процесса мозгу требуется значительные усилия для его освоения.


В настоящее время сложно найти ребёнка, который бы не сталкивался хотя бы время от времени с разными трудностями в учёбе. Некоторые предметы могут оказаться для детей сложнее и скучнее чем другие,
у некоторых не сразу получается привыкнуть к школьной обстановке или найти общий язык с учителями. Иногда проблемы временные и не влияют на будущую успешность, но устойчивое отставание в развитии учебных навыков и умений, а также неравномерный прогресс в усвоении школьной программы могут свидетельствовать о более серьёзных проблемах в будущем.


Часто детей с трудностями учителя и родители могут считать ленивыми или недостаточно старательными и даже неумными. Как же понять, что это не лень или дети недостаточно старательны?


Причиной таких проблем в ряде случаев являются особенности развития некоторых психических функций. Из-за этого освоение отдельных навыков становится весьма энергозатратным для ребенка и сопровождается многочисленными ошибками. В итоге, усреднённые школьные требования к умениям ребёнка могут превысить его реальные возможности. Оказавшийся в такой ситуации дети будут сильно утомляться от необходимости выполнять слишком сложные для них задания, переживать неуспех и всё больше отставать от сверстников.


Возникновение трудностей, как правило, обусловлено двумя факторами:

  1. Особенности работы мозга

Особенности в работе мозга, часто врождённые или возникшие на раннем этапе развития, и далеко не всегда возможно установить точно. Из-за них могут возникать проблемы с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации, саморегуляцией и способностью контролировать собственное поведение. То есть оказываются затронуты базовые способности, необходимые для изучения более сложных навыков, таких как письмо или счёт. Они влияют на возможности ребёнка осваивать как школьные, так и бытовые навыки.


2. Окружающая среда

Среда, в которой растёт ребёнок, влияет на степень выраженности вышеуказанных особенностей и его адаптацию к новым условиям развития. Ситуация в семье, обстановка в школе, методики обучения и пр. могут как усугублять проблемы, вызванные трудностями обучения, так и наоборот, способствовать их преодолению. Выявление особенностей восприятия, памяти, речи, способностей к самоконтролю на раннем этапе позволяет наиболее благоприятным образом организовать обучение и быт ребенка.

Так какие же существует множество нарушений, которые приводят к трудностям освоения чтения, письма, счета. Наиболее частые из них следующие:

Дислексия - нарушение способности к освоению навыков чтения. Проявляется в неспособности овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами.

Дисграфия - стойкое нарушение у ребёнка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается уже завершенным.

Дискалькулия – трудности освоения счетных навыков, таких как определение состава числа или количества объектов «на глаз». Также возникают трудности с ориентировкой по часам.

Диспраксия – трудности выполнения сложных целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных двигательных актов.

Дислалия – нарушение артикуляции, затрудняющее произнесение некоторых звуков при нормальном слухе и сохранности артикуляционного (речевого) аппарата.

В виду сложности организации высших психических функций, данные трудности нередко сопровождаются нарушениями внимания и забывчивости (СДВГ), познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, снижением учебной мотивации и волевых качеств ребенка (нарушение социальных норм поведения, неприветливость и др.).

Причем проявления трудностей обучения и их влияние на успешность ребенка в школе и адаптацию к окружающей среде весьма индивидуальны. Не бывает двух детей с идентичными особенностями. Кроме того, выраженность трудностей также может различаться. И в случаях, если трудности устойчивые и обучение не приносит результатов, и/или затрагивают множество сторон обучения, следует обратиться за медицинской помощью, например, к врачу-неврологу или психоневрологу. А на первоначальном этапе поможет разобраться в ситуации консультация логопеда, психолога и дефектолога.


В любом случае родителям следует поддерживать тесную связь с классным руководителем и школьными специалистами. Ведь школа и семья два общественных института, оказывающих огромное влияние на ребенка.

Но в современном мире большинство родителей заняты зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой о материальном благополучии, переложив воспитание на детский сад, школу, компьютеры и интернет.




Как родители могут помочь детям

  1. Заинтересованность в деятельности детей

  2. Изучение материалов, помогающих понять ребенка, посещение лекций, консультирование

  3. Поддержание взаимосвязи со школой


Способы общения с ребенком:

  1. Активное слушание ребенка

  2. Эмоциональные поглаживания

  3. Формирование учебной мотивации

  4. Развитие внимания