СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности запоминания музыкального произведения наизусть и способы их преодоления

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время информационное пространство сильно перегружено, и память подрастающего поколения претерпевает значительные изменения. Преобрадает фрагментальное усвоение информации. И чтобы она запомнилась, необходимо сделать её лаконичной, сжать. Это накладывает свой отпечаток на методике преподавания игры на музыкальном инструменте, в данном случае на фортепиано. Проблема запоминания нотного текста у исполнителей всегда занимала место для дискуссий и исследования. А сейчас она стоит наиболее остро, т.к. музыкальное образование теряет свой престиж и любая помеха в преодолении этого сложного пути приводит к потере контингента учащихся. В данной работе я собрала и постаралась систематизировать все существующие методы, приёмы и стратегии в запоминании нотного текста. Надеюсь, моя работа принесёт пользу педагогам ДМШ и ДШИ. Буду рада обратной связи. 

Просмотр содержимого документа
«Трудности запоминания музыкального произведения наизусть и способы их преодоления»

Управление образования администрации г. Оренбурга

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Подросток»

Детская музыкальная школа












Методические рекомендации:

«Трудности запоминания музыкального произведения наизусть и способы их преодоления»












Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Скворцова Галина Александровна











г. Оренбург

2025 г.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие «память» и её разновидности 4

2. Музыкальная память и её особенности 7

3. Развитие музыкальной памяти в процессе работы над музыкальным произведением. 8

4. «Клиповое» мышление современного поколения и как оно влияет на процесс запоминания музыкального произведения 11

5. Способы заучивания музыкального материала 13

6. Советы и правила для учеников 15

Заключение 17

Использованная литература 18































Введение

Проблема запоминания наизусть является на сегодняшний день одной из самых актуальных в музыкальной педагогике. Вроде бы безобидное понятие «музыкальной памяти» не должно вызывать серьёзных тревог среди педагогов. Однако, на практике недостаточное внимание к этой проблеме порождает целый ряд проблем, которые мешают быстрому и перспективному обучению. Зачастую при неправильном подходе к заучиванию наизусть учащийся тратит впустую много времени и сил не получив нужного результата, а это в свою очередь притупляет интерес к обучению и отбивает желание играть на музыкальном инструменте. Также, если при быстром разборе пьесы учащийся долго не может выучить произведение наизусть это порождает страх и неуверенность перед выступлением на публике, что наносит психологический урон ученику. Поэтому педагоги бьют тревогу, поднимая эту проблему на поверхность и привлекая к ней особое внимание.

Всем известно, что в музыкальной педагогике превалирует индивидуальный подход к каждому ученику и готового рецепта, который подойдёт абсолютно всем на данный момент, не существует. Нужно будет выбирать метод, исходя из личностных психологических качеств учащегося. Однако, чем большим количеством способов и приёмами будет владеть исполнитель, тем более подготовленным он станет в накоплении репертуара, и это поможет ему быстрее развиваться и совершенствовать свои исполнительские навыки. А это обязательно поможет чувствовать себя увереннее на концертной сцене.

Если сегодня игра на фортепиано наизусть, по памяти, «без нот» принимается за норму, то до начала XIX века это считалось дурным тоном. До Ф. Листа и Н. Паганини музыканты в концертах всегда ставили перед собой ноты, а ученикам даже строго запрещалось играть наизусть. Заучивание нотного текста допускалось лишь в случае фактурно сложных эпизодов или мест переворачивания страниц.

Однако с течением времени начала появляться мода на концертное исполнение «без нот» и постепенно завоёвывала признание среди музыкантов. Исполнители объясняли такую необходимость игры на память тем, что это даёт больше творческой свободы, позволяет дать волю чувствам и эмоциям в процессе исполнения произведения., не отвлекаясь на нотный текст и перелистывание страниц. Так как музыкальная память в то время не рассматривалась как одна из составляющих частей образовательного процесса в музыке, то и творческая свобода осложнялась тем, что от музыкантов-исполнителей требовали точного воспроизведения нотного текста, для чего был необходим навык устойчивого запоминания большого объема информации. Такие жесткие требования приводили к тому, что многие исполнители начинали сомневаться в безупречной работе своей памяти и их охватывали панические переживания как перед концертом, так и в процессе самого выступления.

Даже самому подготовленному исполнителю боязнь сцены могла испортить всё выступление – прикосновения становились неуверенными, ритм неточным, темп торопливым. Многие талантливые музыканты завершили свою концертную карьеру только по этой причине. Лишь некоторые шли вопреки моде и продолжали играть по нотам, не боясь осуждения. Но всё-таки существуют исполнители, которые не испытывают страха перед сценой, им наоборот доставляет удовольствие публичное выступление, и они абсолютно уверены в своей памяти. Эти люди отличные артисты и актёры, исполняющие свою роль, полностью погружаются в процесс и такой опыт становится для них очередным этапом творческого развития.





Цель методических рекомендаций – предложить эффективные способы и приёмы рационального запоминания музыкального материала.


  1. Понятие «память» и её разновидности

Исполнение музыкального произведения наизусть, так же, как и речь – приобретенный навык, которым нужно осознанно овладеть в процессе обучения. Только кому-то этот навык может достаться легко, например, после прослушивания или проигрывания произведения несколько раз, а кто-то потратит несколько месяцев, погружаясь в изучение нотного текста. И при таких обстоятельствах, память второго исполнителя может оказаться более «цепкой», так как процесс постепенного изучения музыкального произведения позволяет ему слиться с музыкой в единой целое.

По продолжительности хранения память делится на три вида:

Непосредственную (сенсорную), при которой информация сохраняется в течение нескольких секунд;

Кратковременную память, в которой информация сохраняется в течение нескольких минут;

Долговременную память, которая подразделяется:

а) на долговременную память с сознательным доступом;

б) закрытую память, к которой человек имеет доступ только в состоянии гипноза или при особых состояниях мозга.

Смирнов А. А. в его книге «Проблемы психологии памяти» утверждает, что память состоит из трёх, связанных друг с другом, процессов:

  1. Запоминание информации;

  2. Сохранение;

  3. Воспроизведение.

Запоминание - это процесс «запечатления» в коре головного мозга воздействий внутренней и внешней среды. Оно бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном запоминании человек сознательно ставит перед собой цель - запомнить данный материал. В этом случае важна волевая установка. Она меняется в зависимости от того, на какой срок нужно запомнить материал. Следовательно, напряжение памяти при заучивании это важное условие для хорошего запоминания

В педагогической практике часто встречаются ситуации, когда на уроке педагог останавливает играющего ученика и спрашивает его, что последует дальше. Ученик в этой ситуации теряется и не в состоянии сразу ответить на этот вопрос. Это происходит по причине того, что учащийся предоставляет всё именно двигательной памяти, не осмысливая структуру текста. И как только нарушается автоматизм его действий, он сбивается.

Или другая ситуация: ученик неправильно заучил какую-нибудь фразу или аппликатуру, а может быть даже игровой приём. И вроде бы педагог с ним его переучил правильно, но в самый неподходящий момент, например, во время выступления «вылезает» именно первый неправильный вариант.

Отсюда следуют вопросы: в чём причина? И как учить наизусть, чтобы избежать подобных ситуаций?

Вот тут очень важно понимание, что музыкальная память может быть произвольной и непроизвольной.

Произвольное запоминание это целенаправленное сознательное осуществление своих действий для достижения определенного результата. А непроизвольное запоминание это деятельность, направленная на решение других задач, в процессе чего происходит заучивание текста. Именно в этом вопросе очень сложно сказать, что лучше: взгляды и мнения даже профессиональных исполнителей резко расходятся. Одни считают, что учить музыкальное произведение нужно осознанно, а другие, наоборот, утверждают, что пьесу нужно заучивать само собой, во время постановки и решения других исполнительских задач.

За непроизвольную память выступали Г. Г. Нейгауз, Д. Ф. Ойстрах, С. Т Рихтер, С. Е. Фейнберг. Например, С. Т. Рихтер рассуждал про заучивание наизусть: «Лучше этого не делать специально…Лучше, если выучивание наизусть проходит без принуждения».

А вот А. Б. Гольденвейзер, Л. Маккинон, Т. Янкова склонялись к точке зрения, в которой произвольная память была основой. С. И. Савшинский говорил: «Для того, чтобы память работала плодотворно, важнейшим условием является осознанная установка на запоминание».

Но всё-таки, если принимать во внимание современные условия, переполненные информацией, то произвольное запоминание является надёжнее и эффективнее непроизвольного. Иногда кажется, что ты знаешь произведение наизусть, но во время выступления допускаются досадные ошибки и срывы, потому что на самом деле ты его не знал. Однако, всё же этот ответ не может быть категоричным в виду индивидуальных психологических качеств.

Сохранение — это процесс удержания информации в памяти, ее пере­работки и преобразования. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.


Воспроизведение - это актуализация в сознании ранее сформиро­ванного психологического содержания (мысли, образа, чувства). Различается:

  1. непроизвольное воспроизведение, когда прошлое впечат­ление актуализируется без специальной задачи;

  2. произвольное, обуслов­ленное целями и задачами выполняемой деятельности.

Воспроизведение но­сит избирательный и опосредованный характер, определяется потребностя­ми, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспро­изведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобрета­ет обобщенную форму, максимально соответствующую решаемым задачам.

Процесс воспроизведения имеет несколько разновидностей:

  1. узнавание;

  2. соб­ственно воспроизведение,

  3. припоминание (направляемое волей извлече­ние из долговременной памяти образов прошлого);

  4. воспоминание.


Выделяют так же оперативную и промежуточную виды памяти. Оперативная память нужна для текущей деятельности. В ней используется как кратковременная, так и долговременная память. Промежуточная память отвечает за сохранение информации в течение нескольких часов, позволяет накопить её в течение дня, а во время ночного сна происходит переработка этой накопленной дневной информации. У человека, который спит менее трёх часов в сутки, нарушается переработка дневной информации. Для музыканта-исполнителя, конечно же, наиболее значимой является долговременная память с сознательным доступом.

Чтобы эффективно заниматься музыкой исполнитель должен иметь склонность к этому виду деятельности: нужно иметь музыкальный слух, чувство ритма и, конечно же, музыкальную память.

Память лежит в основе всей деятельности человека: с момента его рождения и до самой смерти. Приобретение знаний и умственное развитие определяются памятью. Музыкальная память, как и все психические процессы, так же раскрывается в практической деятельности.



  1. Музыкальная память и её особенности

Музыкальная память представляет собой совместную работу различных видов памяти, которыми обладает каждый человек – это память уха, глаза, прикосновений и движений. Задача педагога научить юного музыканта пользоваться всеми видами памяти. Данные виды памяти являются взаимозависимыми и их можно выработать и развить. Если исполнитель считает, что его пальцы не могут довериться памяти слуха – он начинает испытывать чувство собственной неполноценности. «Память это свойство нервной системы сохранить реакции на полученные организмом восприятия» (С. И. Савшинский. Пианист и его работа. с. 38).


Музыкальную память подразделяют на несколько видов: моторная (двигательная), эмоциональная и логическая. Важно понимать, что в заучивании и исполнении музыкального материала задействованы они все, но в различных комбинациях и сочетаниях в зависимости от индивидуальных особенностей исполнителя.

Слуховая память помогает различать и запоминать гармонию, мелодию и ритм. Её можно развить в любом возрасте. Это позволяет «видеть» музыку образами звуковыми.

Зрительная память «фотографирует» нотный текст и все прописанные в нём нюансы (штрихи, динамику, аппликатуру). А также она воспроизводит движения в рамках клавиатурного пространства (фиксирует расположение белых и чёрных клавиш в пассажах, аккордах, мелодическом движении. Что касается этого вида памяти, то у некоторых она проявляется картинкой нотного текста с мельчайшими подробностями, а у других представляется просто размытая обобщённая картинка. Поэтому зрительная память может стать полезной, но не обязательной в изучении текста.

Моторная память фиксирует движение рук, игровые ощущения, позиции, что очень важно в виртуозных и полифонических произведениях, где нотный текст запутанный. Здесь фиксируется внимание ещё и на тактильных ощущениях (игра в темноте, не глядя на клавиатуру, игра с закрытыми глазами).

Эмоциональная память сосредоточена на характере музыки, её выразительных свойствах, эмоциональном переживании.

Логическая память подразумевает собой запоминание формы, строения и структуры произведения.

В настоящее время утвердилась точка зрения, что самым надёжным является именно единство нескольких видов памяти: если подведёт одна, то спасут остальные. Объединяют все эти памяти разум и терпение для выработки привычки.

Заучивание наизусть это преимущественно самостоятельная работа учащихся. Однако, педагог должен дать ему ряд полезных рекомендаций, а с младшими учащимися нужно первое время заучивать текст совместно.



  1. Развитие музыкальной памяти в процессе работы над музыкальным произведением.

Но самое главное в запоминании музыкального материала не виды памяти, а именно содержание произведения, его характер. Большинство учащихся строит свои занятия на основе многократных повторений текста, «вбивая его в пальцы». В этом случае они полагаются только на двигательную механическую память. Эта привычка вырабатывается у учащихся в самом начале обучения, когда ещё не хватает знаний и навыков для анализа нотного текста и полной осознанности исполнения. Но недостаточно осмысленное изучение мало эффективно и ненадёжно. Изучение материала, идущее от его понимания и осмысленного усвоения, является наиболее качественным.

Играющий на фортепиано должен запомнить и быть в состоянии представлять себе как выглядит произведение и в нотном тексте, и на клавиатуре; знать точное место любого интервала, аккорда или пассажа; знать аппликатурную последовательность. Запоминать нужно всегда осознанно! Перед началом работы над любым произведением для ученика должно быть оно ясно и как целостное произведение, и со всеми его музыкально-техническими подробностями. Педагог обязан осуществить предварительный разбор музыкального произведения, его структуры и гармонического языка. Причём необходимо излагаться доступным языком для ученика, согласно его музыкальной подготовке. И даже, когда к изучению наизусть обращается начинающий ученик без музыкальной подготовки, он не должен приступать к изучению прежде, чем соориентируется в кругу своих возможностей относительно строения пьесы, ее тональности, модуляций и т. п. Нужно дать ему представление обо всех аккордах, интервалах, фразах и мелодических построениях, которые он встретит в процессе заучивания. Да, на это нужно потратить значительную часть времени. И многие педагоги скомкивают этот пункт, либо вовсе не заостряют на нём внимание, чтобы больше времени потратить на практические упражнения. А это самая роковая ошибка! Метод целостного анализа даёт возможность приобретения и усвоения теоретических знаний для более осмысленного подхода.

На практике получается, что большинство учащихся закрепляет в своей памяти нотный текст, совершенно не вникая в её структуру и смысл. Это, так называемая «механическая зубрёжка» очень распространена не только среди начинающих учеников, но и среди студентов профессиональных заведений. Так им легче и проще, ведь многократное механическое повторение позволяет «вогнать в пальцы» текст, т. е. основная нагрузка при таком подходе ложится на двигательно-моторную память (память пальцев) и не является осознанной. По этому поводу высказывался еще Д. С. Выготский: «учащийся пользуется своей памятью, но не господствует над ней». В этом и заключается одна из проблем запоминания музыки. На сегодняшний день уже доказано, запоминание, идущее от осмысления материала, превосходит в качественном отношении моторную память.

Отсюда следует, что процесс рационального освоения музыкального произведения должен включать в себя следующие пункты:

  1. Анализ формы музыкального произведения и его драматургического плана.

  2. Выявление общих интонационных особенностей музыкального произведения и музыкального языка композитора: найти в тексте о акцентировать внимание на подголосках, орнаментах, элементах сопровождения, выявление опорных точек мелодической линии.

  3. Изучение на память различных мелких деталей, например, голоса в полифоническом произведении. Это способствует еще и лучшему слышанию в музыке, которое часто теряется при поверхностном разборе.

  4. Специально прорабатывать трудные места и сразу же заучивать их наизусть.

  5. Фрагменты выбирать небольшие по объёму, чтобы не перегружать память.

  6. Активизация ассоциативного мышления. Можно дать музыкальным построениям простые названия «лесенка», «горка и т. п. Они будут выполнять вспомогательную функцию при изучении наизусть, а потом уйдут на второй план. Но зато двигательные, слуховые и зрительные представления прочно сформируются и лягут в основу игры.


Приёмы, развивающие музыкальную память.

Приучать начинающих музыкантов к заучиванию нотного текста наизусть нужно с самого начала обучения. На ранних этапах обучения можно применять следующие приёмы развития музыкальной памяти:

  1. Необходимо сосредоточить внимание учащихся на чтении нот, чтобы стимулировать развитие зрительной памяти;

  2. Отдельные мотивы и мелодии нужно пропевать или сольфеджировать для развития слухового восприятия;

  3. Просить ученика играть нарочито активно, чтобы активизировать моторную память;

  4. Фиксировать внимание ученика на музыкальном построении и опорных точках фразы, это поможет выработать у него логическое осмысление нотного текста;

  5. Не допускать «ленивых действий», расточающих время и приводящих к сомнительным результатам, т. к. только сочетание и взаимодействие мыслительной, сенсорной и чувственной активности приведут к скорейшему результату.


Проигрывание произведения после мысленного ознакомления направлены на обретение двигательных ощущений и проверку предположений и предчувствий идеальных представлений, уяснения общего художественного смысла. Поэтому на этом этапе характерно эскизное ознакомление с произведением в близком к окончательному темпе, но без стремления к точности и тщательности. Затем следует детальная проработка всех направлений, намеченных в процессе умственных действий, что, в свою очередь, является условием непроизвольного запоминания, т. к. хорошо запоминается только то, что понято. Это вычленение смысловых опорных ориентиров, трудных мест, подбор удобной аппликатуры, освоение в медленном темпе новых исполнительских движений. Продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа.

Заучивая наизусть, не следует пытаться запомнить все произведение сразу целиком. Лучше сначала попытаться запомнить отдельные небольшие фрагменты, ибо, как мы уже знаем, «процент сохранения заученного материала обратно пропорционален объему этого материала». Поэтому разумная дозировка выучиваемого материала должна соблюдаться.

Должны также делаться перерывы между напряженной мнемонической работой и другими видами деятельности, требующими большого умственного или физического напряжения. После того как музыкальный материал выучен, необходимо дать ему возможность просто «отлежаться». В течение этого перерыва происходит упрочение сформированных следов. Если же после мнемонической работы допустить какого-либо рода психологическую перегрузку, то выученный материал забудется в силу ретроактивного, т. е. «действующего назад», торможения.


После выучивания произведения наизусть необходимо регулярно повторять его для закрепления в памяти. Но следует избегать механического повторения, напоминающее по своему характеру «зубрежку», которое тормозит развитие музыканта, ограничивает его репертуар, притупляет художественное восприятие. Любой повтор должен содержать элементы новизны или в ощущениях, или в ассоциациях, или в технических приемах.

Быстрота и прочность заучивания связаны и с рациональным распределением повторений во времени. Надежным являются повторы через короткие промежутки времени после первоначального заучивания, например через день. Не рекомендуется делать большими промежутки иначе очередной повтор может превратиться в новое заучивание наизусть. Со временем их можно увеличивать без риска утраты надежности.

При заучивании наизусть хорошо зарекомендовали себя приемы пассивного и активного повторения, при которых материал сначала играется по нотам, а затем делается попытка воспроизведения его по памяти.

Даже тогда, когда произведение хорошо выучено наизусть, не рекомендуется расставаться с нотным текстом. Надежно выученное произведение полезно просматривать по нотному тексту, выискивая в нем все новые смысловые связи, детали, проверяя новые идеи, уточняя возникшие в памяти пробелы, освежая музыкальные представления.

Полная исполнительская свобода наступает, когда музыкант в состоянии восстановить произведение во всех деталях мысленно, не только повторять, но и совершенствовать его, не глядя в ноты и не прибегая к инструменту. Такая способность развивается постепенно и является весомым признаком зрелости исполнителя. Чем раньше обучающийся начнет постоянное чередование реального исполнения с мысленными представлениями, тем лучше. Мысленные повторения произведения развивают концентрацию внимания на слуховых образах, столь необходимую время публичного выступления, усиливают выразительность игры, углубляют понимание музыкального сочинения.


  1. «Клиповое» мышление современного поколения и как оно влияет на процесс запоминания музыкального произведения

Особое место в процессе запоминания музыкальных произведений занимает распространение «клипового» мышления у современных учеников цифрового поколения. Несмотря на стремительное развитие новых технологий, цифровизацию общества и активное влияние сети Интернет на нашу жизнь, использование электронных гаджетов отрицательно влияет на умственное и психологическое развитие детей. Просмотр коротких роликов, повсеместная реклама, общение в социальных сетях – всё это формирует клиповое мышление у детей.

Клиповое мышление – это такой способ восприятия информации, при котором человек обрабатывает множество коротких фрагментов данных в быстром темпе. Преобладание такого мышления способствует ухудшению внимания и памяти, рассеянности, неспособности к многозадачности. По данному поводу среди педагогов и психологов ведется много дискуссий, так как одни находят положительное влияние такого мышления на образовательный процесс ребенка, другие наоборот – ведут активную пропаганду запрета социальных сетей, развлекательных передач и просмотра коротких роликов в интернете. Но стоит принять одно – клиповое мышление это феномен современности, без которого невозможно нормально существовать в перегруженном информацией мире.

Среди положительных факторов клипового мышления выделяют следующее:

  1. Способность быстро запоминать информацию - люди, у которых преобладает клиповое мышление, умеют быстро обрабатывать и запоминать информацию только короткими отрывками, поэтому для них более информативно представлять материал в виде презентаций или схем.

  2. Быстрая и легкая адаптация к новым условиям – человеческое сознание подстраивается воспринимать несколько разных потоков информации, отсеивая при этом главную информацию от второстепенной.

  3. Развитие скорости реакции – клиповое мышление заставляет быстрее реагировать на резкие изменения, переключать внимание с одного объекта на другой.

Постоянное пребывание в многообразии клиповой информации негативно отражается на восприятии окружающего мира. И как следствие, негативных последствий клипового мышления гораздо больше, чем положительных:

- Неспособность работать с большим объемом информации;

- Быстрая утомляемость;

- Хаотичное рассеянное внимание;

- Трудности с концентрацией внимания;

- Отсутствие целостности картинки, мир рассматривается в виде пазлов;

- Нелогичное восприятие происходящего;

- Кратковременное запоминание;

- Вырывание из контекста и отрывочность от общей картинки событий.

Сам термин «клиповое мышление» появился еще в середине 90-х годов и остается популярным до настоящего времени. Современное педагогическое общество считает это явление самой острой проблемой, которая затрагивает в основном младших школьников и подростков. Дети с трудом запоминают новый материал, не способны усваивать большой объем информации, становятся невнимательными на занятиях. Всё это снижает успеваемость и ухудшает образовательный процесс в целом.

Клиповое мышление современных детей заставляет преподавателей менять способы и методы подачи информации, им необходимо так заинтересовать учеников, чтобы они смогли усвоить необходимый материал.

В процессе запоминания музыкальных произведений с учениками можно использовать такие педагогические приемы, которые смогут проявить положительные качества клипового мышления детей:

«Ромб ассоциаций» применяется при анализе музыкального произведения на основе ассоциаций. Педагог чертит ромб, внутри которого записывается название произведения. Слева – характерные черты и образы композитора, который написал данное произведение, справа - чувства, образы, ассоциации ученика, возникшие после прослушивания музыкального произведения, возникшие после прослушивания и пропущенные через собственные чувства.

 «Музыкальная копилочка». Можно нарисовать копилку, в которую условно будут собраны как можно больше слов о характере музыки. Игра формирует умение передавать свое впечатление от музыкального произведения в словесной характеристике (эпитеты, сравнения).

 «Вопрос к музыкальному произведению». Универсальный прием, работающий на повышение интереса к учебному предмету. Перед изучением произведения ставиться задача: составить к музыкальному произведению список вопросов.

Перечисленные приемы работы на уроках действенны, так как формируют мыслительные процессы учащихся с «клиповым мышлением» на современных уроках музыки. Можно ругать школьника сколько угодно, только его образно-эмоциональное мышление от этого лучше не станет, не превратится в понятийно-логическое мышление и думать по-другому он не сможет, пока учителя его не научат.

Использование в работе предложенных приёмов и методов, представляющих собой комплекс, направленный на развитие музыкальной памяти обучающихся, должен нести дифференцированный характер и учитывать индивидуальные особенности и современный клиповый способ мышления подрастающего поколения.

Развивать и поддерживать память в постоянном тонусе поможет её регулярная тренировка, заучивание наизусть нового музыкального материала, повторение ранее выученных произведений и твёрдая установка на запоминание.

Благоприятная психологическая обстановка, заинтересованность в успехах и личностном росте обучающегося со стороны педагога, его развитии, как успешного музыканта-пианиста, несомненно, приведут к положительным результатам.


  1. Способы заучивания музыкального материала

На сегодняшний день известно множество методов и способов заучивания нотного материала (о некоторых из них было сказано выше, в предыдущем разделе). И, если судить по отзывам опытных педагогов, большинству исполнителей наиболее близким и эффективным кажется следующий метод: заучиваемое на память произведение исполняется в медленном темпе с тщательным вслушиванием и детальным осознанием текста. Также популярностью пользуется метод, предложенный И. Гофманом. Он пишет: «Существует четыре способа разучивания произведения;

  1. за фортепиано с нотами;

  2. без фортепиано с нотами;

  3. за фортепиано без нот;

  4. без фортепиано и без нот»


За фортепиано с нотами

Самый распространенный и часто применяемый в практике. Используя этот способ, целесообразно разделить произведение на части или эпизоды, и вести работу поэтапно, добиваясь качественного результата. Также можно использовать следующие способы запоминания и выучивания произведения наизусть.

  1. учить отдельно партию каждого голоса или каждой руки наизусть (особенно это актуально для полифонии). Такой способ работы дает возможность лучше прослушать и запомнить каждый голос в отдельности и всю фактуру в целом;

  2. ) начинать произведение с любого раздела, части или музыкального построения. Этот метод приводит к большей уверенности исполнения;

  3. использовать накопительный метод запоминания, то есть исполнять произведение на память с последнего предложения, затем с предпоследнего и так прибавлять по одному предложению.


Заучивание текста без инструмента.

На этом этапе процесс ознакомления и заучивания произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха.

Как было неоднократно сказано выше - тщательный анализ текста произведения способствует его последующему успешному запоминанию Подобный способ запоминания развивает музыкально-слуховые и двигательные представления, мышление и зрительную память. Увиденное должно быть понято и услышано.

Известны многие случаи, как свидетельствует С.Савшинский, когда пианист выучивал произведение, лишь прочитывая его глазами. Ф.Лист исполнил в концерте сочинение своего ученика Дрезеке, просмотрев его перед самым выступлением. Рассказывают, что И. Гофман так же выучил «Юмореску» П.Чайковского в антракте концерта и исполнил ее на бис. Г.Бюлов в письме к Р.Вагнеру сообщает, что не раз бывал, вынужден учить концертные программы в вагоне железной дороги. Но это примеры великих музыкантов, а среди учащихся это является редким явлением. Как правило, детям этот метод даётся сложно. Опять же это берёт своё начало из-за отсутствия достаточного опыта, знаний и навыков. Детям становится скучно, они теряют интерес и внимание их рассеивается. Однако, педагоги должны дозировано применять и этот метод: сначала фокусировать внимание лишь на короткие напевы и мотивы, затем на квадратные построения, а потом уже и на целые пьесы.

Развитие умения выучивать произведение по нотам без инструмента - один из резервов роста профессионального мастерства музыканта.


За фортепиано без нот.

Работа над произведением без текста характерна на завершающем этапе формирования художественного исполнительства. При этом продолжают укрепляться все виды памяти (слуховая, логическая, двигательная), заметнее становится роль автоматизированных действий. Привлечение поэтических ассоциаций, взятых из жизни и других видов искусства и соединение их со слышимыми звуками, активизация эстетического чувства пробуждают и развивают эмоциональную память, которая не только значима для художественной натуры, но и эффективно укрепляет рациональный ум.

Развитие умения выучивать произведение по нотам без инструмента – один из резервов роста профессионального мастерства музыканта. В литературных источниках зарегистрированы многочисленные примеры, когда высококлассным мастерам достаточно было только зрительного восприятия нотного текста для концертного воплощения. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться по выявлению и определению:

• главного настроения произведения;

• средств, при помощи которых оно выражается;

• особенностей развития художественного образа;

• главной идеи произведения;

• понимания замысла автора;

• своего собственного личностного смысла и понимания анализируемого произведения.

Учащийся ориентируется на клавиатуру, свои ощущения, фокусируется на звучании. Конечно, этот способ для учащихся ДМШ используется дозировано. Слишком мало исполнительского опыта у учащихся, да и опасно это тем, что появляется множество текстовых ошибок и неточностей, которые дети заучивают.


Без фортепиано и без нот.

На данном этапе уже произведение выучено наизусть. Ученик по памяти напевает какой-либо фрагмент, мелодию. Либо «воспроизводит» фрагмент пьесы руками на столе, представляя в воображении звучание. Но этот метод почти не используется в ДМШ. Дети имеют небольшой багаж знаний и навыков, чтобы с пользой использовать этот вид работы. Скорее наоборот, появятся неточности текстовые и аппликатурные, появятся ошибки в звукоизвлечении.


  1. Советы и правила для учеников

1. Нельзя учить пьесу наизусть в состоянии утомления, сонливости, когда не удаётся как следует сосредоточить внимание.

2. Заучивать произведение нужно по небольшим фрагментам, начинать с большего фрагмента и повторять его дольше времени, чем остальные фрагменты.

3. Распределять разучивание одного произведения, выучивая наизусть не в один приём, а за ряд дней.

4. После разучивания произведения (фрагмента) наизусть следует отдохнуть и не перенапрягать себя другой умственной деятельностью.

5. Непрестанная умственная работа, постоянное вдумывание в то, что играется –залог успешного запоминания наизусть.

6. Следует зрительно запоминать нотный текст, а во время игры наизусть мысленно его представлять перед глазами.

7. Следует запомнить мелодию на слух, пропевать её без инструмента, причём в любое свободное время.

8. После того, как произведение выучено, нужно дать ему возможность «отлежаться» (лучше 1-2 дня, но не больше).

9. «Пробное» проигрывание наизусть активизирует припоминание – один из процессов памяти, наиболее сложный и требующий упорства и находчивости. Особое внимание при припоминании следует обращать на места стыковки разделов, которые обычно вызывают затруднения.

10. Перед игрой произведения наизусть желательно просматривать его глазами по нотам.

11. Чередование пассивного (по нотам) и активного (без нот) повторения очень полезно.

12. Важно исполнять выученное произведение в медленном темпе и даже очень медленном.

13 При исполнении произведения наизусть старайся следить за выполнением задач, которые постоянно ставит педагог.

14 Хотя это и очень трудно, старайся мысленно повторять разученное произведение, слегка подглядывая в ноты, а затем без использования нотной записи. Твоя цель – представить произведение «свёрнуто», но поначалу будет получаться только последовательно.

Музыкальные педагоги часто сталкиваются с ситуацией, когда ребятам очень сложно выучить текст произведения наизусть. Они, конечно, приходят на урок и рассказывают, что дома всё получалось и играли они идеально, но когда доходит до дела, то случается провал. Причина в том, что дети дома или играют то, что получатся, или распыляются и пытаются схватиться за все места, которые не получаются. Для таких случаев есть нехитрый способ выучивания музыкального произведения Им пользуются большое количество музыкантов.

1. Возьмите маленький фрагмент (2 такта), сыграйте его с максимальным вниманием, вдумчиво несколько раз (3-5 раз).

2. Уберите ноты и попытайтесь сыграть этот фрагмент без нот. Сначала может не получиться, возможны ошибки и остановки, но с каждым разом будет все легче и быстрее. Главное не подглядывайте, старайтесь вспомнить!

3. Тоже самое проделайте со следующими двумя тактами.

4. Далее соедините по нотам уже 4 такта, а потом также попытайтесь сыграть их наизусть, отложив ноты.

5. Таким образом выучивайте все произведение.

Какие бывают ошибки при выучивании наизусть:

1. Многие думают, что если произведение много раз сыграть по нотам, то можно его выучить. Однако при таком подходе вы лишь лучше будете играть по нотам. Так же, при игре по нотам вы не визуализируете свою игру, не знаете на какой лад ставить пальцы, а лишь запоминаете зрительно нотный лист.

2. Играть от начала до конца, пока не запомнится. Но тут подумайте. Играя пьесу целиком вы тратите на нее, скажем, 3 минуты. Получается, что за 3 минуты каждое сложное место проигрывается по одному разу. А если вы все это время будете играть только одно сложное место? Конечно, оно выучится намного лучше.

И ещё несколько советов по выучиванию, которые полезны не только в музыке:

1. Выключайте телефон, телевизор, компьютер. Ведь вы постоянно будете отвлекаться и не достигните результата.

2. Делайте перерывы. Наш мозг не компьютер. Примерно через 20 минут наше внимание становится рассеянным и концентрация пропадает. Только в этот перерыв лучше поприседать, покрутить руками, но не брать телефон и листать ленту в соц. сетях или проходить очередной уровень в любимой игре

3. Ставьте конкретные задачи. Не играйте от начала до конца, учите маленькими фрагментами. Начинайте с самого сложного, а потом прорабатывайте связки между концом одного фрагмента и началом другого.


Заключение

Таким образом, музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, важнейшими из которых являются слуховой и моторный. Логические способы запоминания (смысловое разделение и смысловое сопоставление) также улучшают запоминание. Выбор произвольного или непроизвольного запоминания зависит от особенностей мышления исполнителя, преобладания в нем мыслительного или художественного начала. Достижение особой прочности запоминания характеризуется правильным распределением повторений в процессе заучивания и возможностью музыканта на уровне музыкально-слуховых представлений многократно проигрывать музыкальное произведение в уме.

Для музыканта – исполнителя и педагога значение памяти очень велико, так как игра наизусть даёт возможность ярче воплотить художественный образ, проявить своё отношение к данному произведению. Игра наизусть является необходимым условием для творческой свободы исполнителя. Основная задача педагога заключается в том, чтобы с первых уроков приучать ребёнка к осмысленной работе, построенной на анализе нотного текста. Осознание того, что хотел выразить в своей музыке композитор, позволит самостоятельную работу, экономить время, а эмоциональный подход к занятиям избавит от механической зубрёжки. Правильно организованные и продуманные домашние занятия укрепят веру в свои силы, которая так необходима исполнителю на сцене. А тщательно проработанное музыкальное произведение позволит сконцентрировать внимание не на нотном тексте, а на своём отношении к исполняемой музыке. И только тогда исполнитель забудет о страхе слушателями.








Использованная литература
  1. Айзенк, М. В. Память / А. Баддли, М. Айзенк, М. Андерсон. – Санкт Петербург: Питер, 2011. – 560 с.

  2. Алемская, А. А. Школа игры на синтезаторе / И. М. Красильников, А. А. Алемская, И. Л. Клип. – Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

  3. В. Подуровский, К.Суслова «Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности» (2004).

  4. Г.Коган «Работа пианиста» (2004г.), Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой» (2003г.),

  5. Гофман, И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. – Москва: 1961

  6. Д.К.Кирнарская «Музыкальные способности» (2004г.),

  7. Д.Кехо «Подсознание может всё!» (2004г.),

  8. И.Н.Нехаева «Особенности преподавания дисциплины фортепиано» // Учебно-методическое пособие (2009г.),

  9. Маккинон Л. «Игра наизусть». М.: Классика-XXI, 2004.

  10. Пешкова, В. Е. Теория и методика музыкального образования в начальных классах / В.Е. Пешкова. – Майкоп, 2010.

  11. Попова, Н. Н. Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки [Электронный ресурс] / Н. Н. Попова // Социальная сеть работников образования «Nsportal.ru». Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/02/28/razvitie-chuvstva-ritma-u-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh-muzyki

13