СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудные вопросы правописания -Н и -НН

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»

Просмотр содержимого документа
«Технологичеякая карта»

Технологическая карта урока.

Дисциплина: Русский язык

Тема урока: «Правописание –н- и –нн- в разных частях речи»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации изученного материала в течение 2-х уроков

Цели урока:

Образовательные:

Повторить правописание -Н- И -НН- в различных частях речи, изученное в 5-7-х классах;

• Учить видеть данные орфограммы в слове, тексте и применять их при письме.

Развивающие:

Произвести синтез знаний по теме на основе анализа отдельных его составляющих.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому языку через межпредметную связь;

• Воспитывать любовь к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: Работа в микрогруппах, демонстрация слайдов, самостоятельная работа, эвристическая беседа, проблемная ситуация.

Материально-техническое оснащение: ТСО (компьютер, проектор).

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011, презентация по теме «Н и НН в разных частях речи», учебные таблицы, схемы, рабочие листы.



Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Организационный момент. (1 мин.)

Привлечь внимание об-ся на начало урока.

Приветствует об-ся.

Проверяет готовность рабочих мест.

Создаёт положительный эмоциональный фон.

Готовят рабочие места к уроку.

Приветствуют учителя.

Запись числа в тетради.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.



Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

-

2. Постановка темы, цели урока. (7-10 мин)

Через анализ текста повторить и закрепить знания о тексте.



Подвести об-ся к самостоятельной постановке познавательной цели.

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.

Организовывает работу с текстом.

Задает вопросы.

Зачитывают текст, анализируют его по вопросам, фиксируют своё внимание на словах с пропущенными буквами.

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему и задачу урока.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Проявление познавательной активности








Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие языкового чутья


Элементы лингвистического анализа текста.


3. Повторение изученного материала.

(10 мин.)


Повторить и обобщить правила написания –н- и –нн- в разных частях речи.

Даёт задание на повторение пройденного материала, которое заключается в анализе таблицы.

Предлагает привести примеры из текста, анализируемого ранее.

Обращает внимание, что данный материал можно повторить в пособии стр. 101-102, 134-135.


Изучают таблицы, повторяют случаи написания Н и НН в разных частях речи, готовят одного представителя от группы к выступлению.

Обучающиеся выслушивают представителей каждой группы, которые, используя учебные таблицы на слайдах, рассказывают о правописании Н и НН в разных частях речи и приводят примеры из текста.

Ведут записи на рабочих листах.

Сотрудничество в группах.

Ведение диалога в группе.










Вывод на основе проделанной работы.






























Написание Н и НН в разных частях речи.

Анализ текста.




4.

Систематизация знаний.

(5 мин)

Систематизировать знания, оформив алгоритм определения орфограммы.

Составление совместно с обучающимися алгоритма действий при выборе н и нн.


Составляют совместно с преподавателем алгоритм действий.

Алгоритм действий:

1. Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-.

2. Подумай, от какого слова образовано данное слово.

3. Есть ли зависимые слова или приставки.

4. Вспомни, не является ли это слово исключением.

5. По правилу определи написание.


Умение сравнивать, выделять главное, систематизировать.


Планирование совместно с преподавателем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Элементы лингвистического исследования

5. Закрепление знаний

(25 мин)


Закрепить теоретический материал на практике, постепенно увеличивая нагрузку обучающихся.

Контролирование деятельности по ходу выполнения заданий.


Ставит цель выполнить задание 4 на рабочих листах, распределяя словосочетания в соответствующие столбики.

Задает конкретизирующие вопросы по заданию 4.

Создает проблемную ситуацию, связанную с омонимичными частям речи.

Предлагает проанализировать алгоритмы действий.

Ставит цель выполнить распределительный диктант самостоятельно с последующим контролем по слайду.

Предлагает выполнить упр. 306 (выборочно).

Под контролем преподавателя выполняют задание 4.

Отвечают на вопросы преподавателя, приводят свои примеры отыменных прилагательных, работают с учебником.

Анализируют записанные примеры, применяя алгоритм действий.

Выполняют распределительный диктант, с последующей самопроверкой.

Выполняют упр. 306, выделяя изученную орфограмму.

Проявление самостоятельности в разных видах деятельности.

Восприятие предметного содержания и условия деятельности в текстах информационных текстах.

Сопоставление с ранее полученными сведениями.

Восприятие и передача информации.

Умение разграничивать и опознавать языковые единицы.

Применять на практике правила написание Н и НН в разных частях речи.


6. Итоговый контроль

(15 мин)

Закрепить навыки применения правила на практике.

Закрепить порядок определения данной орфограммы.


Проводит итоговый контроль в виде буквенного диктанта.


Заполняют таблицу, внося против соответствующего номера в таблице н или нн. Проверка буквенного диктанта осуществляется обучающимися по ключу в парах. По критериям обучающиеся ставят друг другу оценки.


Умение оценивать эффективность и качество выполненной работы.


Формирование умений ориентироваться в полученной информации по ходу выполнения задания.


Применять на практике правила написание Н и НН в разных частях речи


7. Рефлексия

(5 мин.)





















8. Подведение итогов

(7 мин)

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
























Просит выразить в впечатления от урока, продолжив предложения на рабочих листах

На уроке я узнал(а)…

Научилась(лся), смог(ла)…

Могу похвалить себя и своего товарища за…





Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности обучающихся.








Участвуют в рефлексии.

Выражают свои впечатления от урока, продолжая предложения.

















Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.















Самооценка на основе критерия успешности.



Адекватное понимание причин успеха и неуспеха.















Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, отвечать на вопросы преподавателя, слышать и понимать речь других.






























9.Домашнее задание

(2 мин)

Предложить домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

Советует записать домашнее задание в тетрадь.

Записывают задание в рабочие тетради.


Самостоятельныйпоиск информации

Связь с литературными произведениями

Анализ художественного текста



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Задание 1

Задание 1

Что может быть лучше тихого уголка русской природы? Летнее безветре…ое утро. Ещё совсем рано. Выше тополей поднимаются розовые утре…ие туманы. Кое - где раздаётся пение таинстве…ых птиц, пробуждё…ых зарёю. Совсем рядом – серебря…ая лента реки и жёлтая полоса песча…ого берега. На берегу у самой воды, словно одной ногой нехотя ступая в ледя…ую воду, стоит ветря…ая мельница. Возле неё белоголовый мальчик лет семи пасёт гусей. На нём штопа…ые штанишки, а в руках он держит поноше…ый пиджачок. На его нечёса…ых волосах чудом держится кожа…ый картуз. Рядом с мельницей – песча…ая поляна, затенё…ая красавцами – тополями. У самой воды – каме…ый выступ, обвеша…ый какими - то причудливыми растениями. Будто кручё…ый зелё…ый жгут, они обвивают каме…ого великана. Недалеко видна деревенька. Маленькие деревя…ые домики за плетё…ым частоколом весело смотрят на мир, встречая восход солнца. Ещё так рано, а уже пахнет свежепечё…ым хлебом. А дальше – стриже…ая аллея, а за ней – вспаха…ое поле.

Что может быть лучше тихого уголка русской природы? Летнее безветре…ое утро. Ещё совсем рано. Выше тополей поднимаются розовые утре…ие туманы. Кое - где раздаётся пение таинстве…ых птиц, пробуждё…ых зарёю. Совсем рядом – серебря…ая лента реки и жёлтая полоса песча…ого берега. На берегу у самой воды, словно одной ногой нехотя ступая в ледя…ую воду, стоит ветря…ая мельница. Возле неё белоголовый мальчик лет семи пасёт гусей. На нём штопа…ые штанишки, а в руках он держит поноше…ый пиджачок. На его нечёса…ых волосах чудом держится кожа…ый картуз. Рядом с мельницей – песча…ая поляна, затенё…ая красавцами – тополями. У самой воды – каме…ый выступ, обвеша…ый какими - то причудливыми растениями. Будто кручё…ый зелё…ый жгут, они обвивают каме…ого великана. Недалеко видна деревенька. Маленькие деревя…ые домики за плетё…ым частоколом весело смотрят на мир, встречая восход солнца. Ещё так рано, а уже пахнет свежепечё…ым хлебом. А дальше – стриже…ая аллея, а за ней – вспаха…ое поле.

Задания к тексту:

Задания к тексту:

  • Докажите, что это текст.
  • Определите тип речи, стиль текста, аргументируйте свой ответ.
  • Определите основную мысль.
  • Обратите внимание на слова с пропущенными буквами. Скажите, какую орфограмму мы будем сегодня повторять?
  • В каких частях речи пропущена данная орфограмма?
  • Подумайте и определите:
  • тему урока;
  • задачи, которые стоят перед нами.
Тема урока: «Правописание -Н- и -НН-  в разных частях речи»

Тема урока:

«Правописание

-Н- и -НН-

в разных частях речи»

Задание 2

Задание 2

1 группа – анализ правила -н- и -нн- у прилагательных; 2 группа – анализ привила -н- и -нн- у причастий и отглагольных прилагетельных ; 3 группа - анализ привила -н- и -нн- у существительных и наречий.

1 группа – анализ правила -н- и -нн- у прилагательных;

2 группа – анализ привила -н- и -нн- у причастий и отглагольных прилагетельных ;

3 группа - анализ привила -н- и -нн- у существительных и наречий.

-Н- и -НН-  в  именах существительных    В производных существительных пишется столько же -Н-, сколько и в производящей основе.   Напр.: пута н ик (пута н ый), В производных существительных пишется столько же -Н-, сколько и в производящей основе.   Напр.: пута н ик (пута н ый), В производных существительных пишется столько же -Н-, сколько и в производящей основе.   Напр.: пута н ик (пута н ый),  избра нн ик (избра нн ый)

-Н- и -НН- в именах существительных

В производных существительных пишется столько же -Н-, сколько и в производящей основе.

Напр.: пута н ик (пута н ый),

  • В производных существительных пишется столько же -Н-, сколько и в производящей основе. Напр.: пута н ик (пута н ый),
  • В производных существительных пишется столько же -Н-, сколько и в производящей основе. Напр.: пута н ик (пута н ый),

избра нн ик (избра нн ый)

  • избра нн ик (избра нн ый)
  • избра нн ик (избра нн ый)
-Н- и -НН- в наречиях  В наречиях на - о (-е) пишется столько -Н-, сколько и в прилагательном, от которого данное наречие образовано.  Напр.:  интерес н о (интерес н ый),    умышле нн о (умышле нн ый)

-Н- и -НН- в наречиях

В наречиях на - о (-е) пишется столько -Н-, сколько и в прилагательном, от которого данное наречие образовано.

Напр.: интерес н о (интерес н ый), умышле нн о (умышле нн ый)

Задание 3

Задание 3

Объясните устно правописание –Н- и –НН-.

Объясните устно правописание –Н- и –НН-.

Задание 4

Задание 4

Отыменные прилагательные -НН- Отглагольные прилагательные -Н- -НН- Причастие -Н- -НН- -Н-

Отыменные прилагательные

-НН-

Отглагольные

прилагательные

-Н-

-НН-

Причастие

-Н-

-НН-

-Н-

Отыменные прилагательные -НН- Отглагольные прилагательные -Н- -НН- Причастие -Н- Маринованные огурцы; Шлифованными камнями -НН- Жареный картофель; С печеными пирожками; Мороженая рыба; Моченые яблоки; Толченые орехи; Копченую колбасу; Тушеное мясо; Золоченых каретах Лишенный возможности; С обиженным видом; Жаренного в масле цыпленка; Мощенным камням; Зажаренного карпа; Замороженные лангусты; Закопченные стекла -Н- Позолочено; Закопчено

Отыменные прилагательные

-НН-

Отглагольные

прилагательные

-Н-

-НН-

Причастие

-Н-

Маринованные

огурцы;

Шлифованными

камнями

-НН-

Жареный картофель;

С печеными пирожками;

Мороженая рыба;

Моченые яблоки;

Толченые орехи;

Копченую колбасу;

Тушеное мясо;

Золоченых каретах

Лишенный возможности;

С обиженным видом;

Жаренного в масле цыпленка;

Мощенным камням;

Зажаренного карпа;

Замороженные лангусты;

Закопченные

стекла

-Н-

Позолочено;

Закопчено

Распределительный диктант Краткие причастия Краткие прилагательные Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а.

Распределительный диктант

Краткие причастия

Краткие прилагательные

Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а.

Краткое причастие Ответ запута н Население собра н о Краткое прилагательное Память свяще нн а Походка медле нн а

Краткое причастие

Ответ запута н

Население собра н о

Краткое прилагательное

Память свяще нн а

Походка медле нн а

Как различать наречия и краткие причастия ? Жил обеспече…о. и Ученики обеспече…ы учебниками?

Как различать наречия и краткие причастия ?

Жил обеспече…о.

и

Ученики обеспече…ы учебниками?

Наречие Краткое причастие Отвечает на вопрос: КАК? Отвечает на вопрос: КАКОВ? (ЧТО СДЕЛАН?) -Н- или -НН- -Н- Жил (Как? Каким образом?) обеспеченно. Ученики (Каковы?) обеспечены учебниками. Рассмотрим примеры: Было пусты…о (как?) → пустынно Было запреще…о (каково?) → запрещено Отвечал рассея…о (как?) → рассеянно Пушка заряже…а (какова?) → заряжена

Наречие

Краткое причастие

Отвечает на вопрос:

КАК?

Отвечает на вопрос:

КАКОВ?

(ЧТО СДЕЛАН?)

-Н- или -НН-

-Н-

Жил (Как? Каким образом?) обеспеченно.

Ученики (Каковы?) обеспечены учебниками.

Рассмотрим примеры:

Было пусты…о (как?) → пустынно

Было запреще…о (каково?) → запрещено

Отвечал рассея…о (как?) → рассеянно

Пушка заряже…а (какова?) → заряжена

Упражнение 350.  Предложения 1, 3, 5, 10. Окрашенного хной (окрасить) – причастие, есть зависимое слово – НН-. Сделанная (сделать) – причастие – НН-. Были занавешены (занавесили) – кр. причастие - Н-. Пустынны (пустынные) – кр. прилагательное -НН-. Осенний (от сущ. осеНь) – прилагательное -НН-. Ветреный (в значении «с ветром») – прилагательное искл. -Н-. Воспитанницей (воспитанный) – существительное – НН-.

Упражнение 350. Предложения 1, 3, 5, 10.

Окрашенного хной (окрасить) – причастие, есть зависимое слово – НН-.

Сделанная (сделать) – причастие – НН-.

Были занавешены (занавесили) – кр. причастие - Н-.

Пустынны (пустынные) – кр. прилагательное -НН-.

Осенний (от сущ. осеНь) – прилагательное -НН-.

Ветреный (в значении «с ветром») – прилагательное искл. -Н-.

Воспитанницей (воспитанный) – существительное – НН-.

Итоговый буквенный диктант Заполните таблицу, внося против соответствующего номера в таблице -н- или -нн-

Итоговый буквенный диктант

Заполните таблицу, внося против соответствующего номера в таблице -н-

или -нн-

Ключ    Критерии оценки:  «5» - 0 ошибок,  «4» - 1-3 ошибки,  «3» - 4-5 ошибок,  «2» - больше 5 ошибок.      13 14 Н Нн 15 Н 16 Н 17 Н 18 Нн 19 Н 20 Нн 21 Н 22 Н 23 Нн 24 Н 25 Нн 1 Н 2 Н 3 Нн 4 Нн 5 Нн 6 Н 7 Нн 8 Нн 9 Нн 10 Нн 11 12 Нн Нн

Ключ Критерии оценки: «5» - 0 ошибок, «4» - 1-3 ошибки, «3» - 4-5 ошибок, «2» - больше 5 ошибок.

13

14

Н

Нн

15

Н

16

Н

17

Н

18

Нн

19

Н

20

Нн

21

Н

22

Н

23

Нн

24

Н

25

Нн

1

Н

2

Н

3

Нн

4

Нн

5

Нн

6

Н

7

Нн

8

Нн

9

Нн

10

Нн

11

12

Нн

Нн

Рефлексия. На уроке я узнал(-а)…  Научился(-лась), смог (-ла)…  Могу похвалить себя и своего товарища за….

Рефлексия.

  • На уроке я узнал(-а)…

  • Научился(-лась), смог (-ла)…

  • Могу похвалить себя и своего товарища за….

Домашнее задание Составить словарный диктант контрольного характера по изученной орфограмме по художественным произведениям М. Зощенко «Аристократка», «Иностранцы».

Домашнее задание

Составить словарный диктант контрольного характера по изученной орфограмме по художественным произведениям М. Зощенко «Аристократка», «Иностранцы».