Давайте немного остановимся на терминах, относящихся к «трудным» обучающимся:
- Педагогически запущенные дети - это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость) семьи педагогически запущенными детьми не утрачивается;
- Социально запущенные дети - отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках;
- Социально незащищенные дети - находятся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонения в развитии, алкоголизм, наркомания и т.д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и другие;
- Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития;
- Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций (аддикция - это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни. Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела.);
- Делинквентное поведение (лат. delictum - проступок, англ. delinquency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека собственность;
- Дезадаптация - это несоответствие статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации, школьного обучения, то есть нарушение успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося в общеобразовательной школе;
Проведенный выше перечень терминов, определяющих различные формы отклонений в поведении, и их анализ позволяют сделать вывод, что они связаны между собой именно присутствием разной степени трудновоспитуемости обучающихся.
Из практики мы видим, что характеристики трудных подростков отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их личностным качествам, интересам, склонностям, потребностям.
В педагогической науке проблема типизации трудных подростков одна из самых актуальных.
Рассмотрим характерные черты трудных подростков, то есть подростков с отклоняющимся поведением, опираясь на различные классификации.
В основу первой классификации положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества и свойства изучаемых подростков.
С точки зрения данного подхода:
- первую группу составили учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов как в отрицательном, так и в положительном отношении.
- ко второй группе были отнесены эгоисты, упрямые учащиеся, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении.
- к третьей группе были отнесены лживые, драчливые, наглые, систематически вступающие в конфликты с окружающими, совершающие антиобщественные поступки и правонарушения, пытающиеся отрицательно воздействовать на других учеников, употребляющие спиртные напитки, признающие и уважающие только авторитет физической силы. Со сверстниками эти подростки агрессивны и жестоки. По отношению к родителям, преподавателям они занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к явлениям общественной жизни, к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственными; они не признают морали и не считаются с ее нормами.
Типизацию по степени проявления у трудных подростков отклонений от нормы предлагает Л. Зюбин:
Ведущие недостатки личности | Преобладающие причины соответствующего поведения и способы их преодоления |
Грубость | а) аффективность, невыдержанность, недостатки нервной системы: главное направление работы – создание спокойной обстановки, помощь врача и психолога |
б) самоуверенные, заносчивые: необходим постоянный анализ их поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчиняться |
в) в свое время несправедливо обиженные и поддержанные плохими людьми: решающее значение имеет чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей |
Лень | а) безвольные, неприученные к преодолению трудностей: требуется создание для них таких условий, где постепенно все более будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов |
б) полное безразличие к учебе: использование всего арсенала педагогических средств, чтобы разбудить любознательность |
в) переоценка собственных способностей: показ на конкретных примерах собственной переоценки |
Замкнутость, стремление находиться вне коллектива | а) самоуверенность, противопоставление себя коллективу: развенчивание завышенной самооценки |
б) кем-то несправедливо обиженные или кем-то третируемые в группе: необходимо выявление причин и лиц, плохо относящихся к данному ученику, преодоление причин |
в) какие-то недостатки (маленький рост, особенности внешности): тактичные беседы, убеждение, предъявление категорических требований к другим подросткам не обращать на это внимания |
Склонность к правонарушениям | а) инициаторы, организаторы, способствующие правонарушениям: использовать их энергию в различных поручениях |
б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию: включить в положительную деятельность, способствующую исправлению |
в) действующий в одиночку: включить в коллективную захватывающую деятельность |
Интересную классификацию подростков с отклоняющимся поведением дает Т. Молодцова.
Она выделяет 10 типов дезадаптированных подростков.
• «Саморазрушители» – подростки, незаметно для окружающих истязающие себя. В результате развивается тревожность, отчуждение, приводящие к депривации, аутизму, иногда суициду. Такие подростки просто не умеют что-либо менять ни в себе, ни в других. Они пассивны, тревожны, одиноки, разочарованы в себе и в людях.
• «Неумеющие» – подростки, которые не могут повлиять на окружающих и изменить что-то в себе в силу потери каких-либо ориентиров или их отсутствия – навыков труда, умения сдерживаться, поддержки извне и так далее. Такие подростки нередко правильно сознают свои трудности (неуспеваемость, оторванность от коллектива), но не знают, как это исправить.
• «Инертные» подростки – те, кто не хочет что-либо менять из-за лени, пассивности,равнодушия.
• «Конформисты» – подростки, которые по самой своей натуре как бы предрасположены излишне легко ко всему адаптироваться. Это происходит бездумно или специально, что становится отрицательной чертой приспособленца или конформиста.
• «Разрушители» – подростки, которые, имея определенные отрицательные свойства (лживость, агрессивность, властность, грубость, и т. д.), обращают их на окружающих. Они не испытывают угрызений совести, ничего не хотят в себе менять, стараются мир переделать под себя и при этом достаточно отрицательно.
• «Смирившиеся» подростки – те, которых жизненные обстоятельства или они сами поставили в невыгодные, сложные, невыносимые условия. Они это понимают, но ничего с этим сделать не могут. Это дети, живущие в семьях, где пьют родители, пребывающие в коллективах, где их игнорируют, терпящие от кого-либо унижения, но ничего не предпринимающие, чтобы изменить ситуацию.
• «Себялюбящие» – упрямые подростки. Они самоуверенны, эгоистичны, не видят своих недостатков и считают себя верхом совершенства. Всякие замечания в свой адрес они воспринимают «в штыки» и не хотят ничего в себе менять.
• «Демонстративные» – категория подростков, которая проявляет себя отрицательно в силу вынужденных обстоятельств (стремление к самоутверждению среди товарищей, желание «отомстить» несправедливому учителю или привлечь внимание родителей). Такие подростки не изменяются, пока не наступают перемены.
• «Заблуждающиеся» подростки – не понимают, что ведут себя отрицательно, и не стремятся исправиться, не осознают, что своим поведением, характером и действиями они причиняют вред или неудобства окружающим. Они могут проявлять бестактность, нечуткость, равнодушие, но делают это не специально.
• «Стремящиеся» – подростки, которые, попав в этот разряд, активно стремятся исправиться.
Современная научная литература раскрывает многообразие аспектов поведения трудных подростков, с которыми имеют дело родители, классный руководитель, социальный педагог и так далее.
А «трудными» их называют потому, что с ними действительно трудно.
И поэтому как никогда взрослые должны быть готовыми к столкновению с объективными трудностями. С одной стороны педагогу необходимо принимать подростков и демонстрировать это принятие. С другой стороны – справляться с собственным раздражением, гневом, обидой, вызванными переносом на них сложных чувств учащимися, а также с их ненормативным поведением (подростки могут переносить на педагога негативные чувства, связанные с эмансипацией, и взрослым важно понимать, что эти чувства только проявляются по отношению к ним, но направлены не на них).
Педагогу важно отработать способность справляться с собственными чувствами, уметь их своевременно осознавать, допускать их существование, открыто и искренне проявлять их. Проявление чувств в разных формах – от агрессии до слёз – воспринимается подростком с уважением, если соответствует ситуации, то есть силой направленной на педагога агрессии. Важно, чтобы учитель, проявив чувства, умел их «сбросить» и впоследствии взаимодействовать с подростком спокойно и уверенно. В этом случае подросток ощущает себя в безопасной, защищенной позиции. Он понимает, что педагог не принимает только его отдельные действия, но не его самого, ценит, что педагог помогает ему справиться с негативными чувствами. Отсюда следует, казалось бы, парадоксальный вывод. Для того чтобы подросток чувствовал себя принятым, нужна не столько внешняя демонстрация принятия (как с младшими школьниками), сколько умение открыто проявлять своё отношение (пусть даже негативное) к отдельным поступкам подростка. Если педагог «застревает» в негативных чувствах надолго, есть риск, что подросток ощутит, что его не принимают, и начнёт вести себя так, чтобы оправдать это отношение, то есть провоцировать учителя разными способами.
Важно осознавать, что в общении с «трудными» подростками, мы всё-таки должны остаться на позиции «взрослого» и не спуститься на уровень «капризного ребёнка».
Для того, чтобы выстроить эффективное общение необходимо иметь представления о причинах возникновения «трудных» подростков.
Ими могут быть:
Биологические причины:
- нарушения центральной нервной системы;
- несвоевременная диагностика умственной отсталости;
- неравномерность полового созревания;
- наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведения (алкоголь, наркомания).
Социальные причины:
- социальный статус района;
- пассивность общественности;
- педагогические ошибки педагогов;
- неблагополучный социально-психологический климат в школе;
- стиль преподавания в школе;
- трудность школьных программ;
- неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей и т.д.);
- жестокая семья.
3. Психологические:
- конфликт ролей у подростка;
- конфликт уровня притязаний и самооценки;
- конфликт со взрослыми;
- конфликт со сверстниками;
- неуспех в ведущей деятельности;
- неразвитость самосознания;
- личностный кризис.
4. Комплексные причины:
- социально-правовые причины;
- социально-медицинские причины;
- организационно-управленческие причины.
И сейчас, когда мы уже обозначили основные типологии и причины возникновения «трудных» подростков имеет место необходимость обсудить основные принципы психолого-педагогической реабилитации «трудных» подростков:
1. Опора на положительные качества подростка.
2. Формирование будущих положительных устремлений подростка.
3. Включение в коллективную деятельность.
4. Реализация потребности в самоутверждении.
5. Развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.
6. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком со стороны классного руководителя, педагогов
В нашей школе существует координационный план работы с детьми группы риска. Деятельность педагога-психолога была направлена на создание психолого-педагогических условий для развития у подростков ключевых компетенций, относящихся к ним как к личности, субъекту деятельности и общения, развитию способности осознавать себя, принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, знать и соблюдать нормы здорового образа жизни, позволяющих быстро адаптироваться к условиям окружающего мира.
I. Основные организационные мероприятия:
1. Составление социального паспорта класса.
2. Составление характеристик на детей группы риска.
3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции.
4. Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями.
5. Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся.
6. Организация досуга и кружковой деятельности.
7. Составление административных писем, ходатайств и др. документ.
8. Осуществление связи с ПДН и другими соц. службами.
9. Организация летней занятости.
II. Работа с учащимися:
1. Контроль посещаемости занятий.
2. Контроль текущей успеваемости.
3. Вовлечение учащихся в кружки и секции.
4. Проведение профилактических бесед.
5. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.
6. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам.
7. Содействие в трудоустройстве (летнее время).
8. Проведение психодиагностики.
9. Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
10. Разбор конфликтных ситуаций.
III. Работа с родителями:
1. Посещение семей группы риска.
2. Проведение консультаций.
3. Приглашение на советы профилактики.
4. Выступления на родительских собраниях.
5.Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений.
IV. Работа с педагогическим коллективом:
1. Осуществление обмена необходимой информацией с учителями -предметниками
2. Консультации по результатам диагностики.
3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска.
4.Выступление на педсоветах.
Для организации более эффективной работы с подростками следует учитывать психологические особенности возраста и своевременно обсуждать возникающие затруднения для того, чтобы они не перерастали в проблемы. Поэтому деятельность классного руководителя среднего звена является особо ответственной, так как он имеет дело с подростками, переживающими важнейший для развития человека подростковый кризис.
Начало любого кризиса сопровождается появлением у человека сильно гнетущих чувств – тоски, страха, одиночества, которые должны найти выход. Подросткам необходимо дать возможность проявления чувств, иначе они будут неосознанно искать способы их выражения, провоцируя конфликты со сверстниками и со взрослыми. Кроме того, невыраженные негативные чувства нарушают продуктивные виды деятельности подростков. Именно поэтому заниматься повышением учебной мотивации в это время бесполезно. Первое, что необходимо уже ученикам пятых классов, - иметь возможность кому-нибудь довериться. И здесь необходимо учесть, что признание своих чувств – есть не признак слабости, а умение владеть собой.
Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
В 5 классе начинается кризис идентичности, то есть формирование нового целостного представления о себе как о взрослом человеке.
Половое созревание обуславливает телесные и эмоциональные перемены. Пятиклассники вступают в кризисный период неравномерно. Всё зависит от физиологических особенностей ребёнка, социального развития, семейной ситуации. Он начинается быстро у подростков с ранним половым созреванием, личностно зрелых, без гиперопеки в семье.
К концу пятого класса у большинства учащихся проявляются первые признаки – стремление к нарушению социальных норм, повышенная эмоциональная чувствительность. Проявляется это по-разному. Ученики могут игнорировать слова взрослого, бурно эмоционально реагировать и показывать нежелание сидеть с тем, кто ему не нравится, не убирать за собой посуду в столовой, громко разговаривать находясь на концерте или выступлениях, отказываются носить школьную форму, используют ненормативную лексику и т.д. Эмоциональность повышается в трудных ситуациях, при обязательных заданиях, что может быть выражено демонстративным обесцениванием задания со словами: «Мне это не надо. Всё это тупо!».
И именно в этот период необходимо действовать целенаправленно:
Определить границы «хочу», «надо», «можно», «нельзя».
Обозначить «поощрения» и «наказания» с воспитательной точки зрения.
Научить признавать, выражать свои чувства и просить о помощи других людей. Чувствуя себя, подросток постепенно развивает эмоциональный интеллект, то есть не угадывает того, о чем думает другой человек, а понимает, что чувствует другой.
Повышать учебную мотивацию, через обозначение значимости учения, формулирования четкого ответа на вопрос, для чего важно учиться?
Нельзя к «учебе» подходить механически, важно определить причину нежелания учиться:
А). Нет ощущения собственной уникальности, с набором уникальных качеств и навыков(провести беседы, групповые занятия для знакомства с собой, со своими плюсами и минусами, получения ответа чем же я отличаюсь от других? Именно знание этих особенностей даёт чувство защищенности внутренней, иначе будет искать внешнюю защищённость, то есть беспокоиться как бы угодить другим, так как не принимает себя и ждёт похвалы от других. Часто жалуется на других, с трудом принимает действительность, чрезмерно чувствительный, обидчивый, а это как мы знаем форма агрессии и между ними можно поставить знак «равно». Проявляется хвастовство, так же как зависимость от внешних показателей.
Б). Отсутствие цели и чувства цели. Подросток не старается, его постоянно приходиться упрашивать что-то сделать. В школе ему скучно, он впадает в унынье и постоянно выясняет, почему он должен это делать. Здесь важно разговаривать о его жизненных ценностях, так как ребёнок принимает решение на основе своих жизненных ценностей. Самому познакомиться с целеполаганием и показать, что это интересно. Только когда есть цель, которая подкреплена жизненными ценностями приобретается и смысл, для чего, зачем это нужно мне, возникает внутренняя мотивация, а не внешняя, когда кто-то похвалит?
В). Недостаток чувства собственной компетенции. Это одна из основных потребностей. Подростку необходимо уметь обозначать то дело, которое он может делать хорошо, согласно возрасту, возможно, лучше, чем его друзья. Когда ощутит чувство удовлетворенности, то начнёт делать выводы из плюсов и промахов. Мы очень часто стараемся оградить детей от трудностей и выдаем готовые ответы, кидаем распоряжения и не призываем нести ответственность за принятые решения. А если у ребёнка нет трудностей, то это значит, что мы не дали ему возможности проявить себя и почувствовать в чем-то компетентность.
Таким образом, помогая видеть, слышать, чувствовать, психолог, учит подростков «дорожной грамоте», умению распознавать предупреждающие, запрещающие, разрешающие….знаки, расставленные самой жизнью.
Список литературы
Раттер М. Помощь трудным детям в обучении. - М., 1988.
Спиваковекая А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1997.
Цетлин B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. - М., 1989.
Психолого-медико-педагогическои обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под ред. Семаго. - М., 1999.
Советы психолога классному руководителю по работе с трудными детьми
Ведущие недостатки личности | Преобладающие причины соответствующего поведения и способы их преодоления |
Грубость | а) аффективность, невыдержанность, недостатки нервной системы: главное направление работы – создание спокойной обстановки, помощь врача и психолога |
б) самоуверенные, заносчивые: необходим постоянный анализ их поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчиняться |
в) в свое время несправедливо обиженные и поддержанные плохими людьми: решающее значение имеет чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей |
Лень | а) безвольные, неприученные к преодолению трудностей: требуется создание для них таких условий, где постепенно все более будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов |
б) полное безразличие к учебе: использование всего арсенала педагогических средств, чтобы разбудить любознательность |
в) переоценка собственных способностей: показ на конкретных примерах собственной переоценки |
Замкнутость, стремление находиться вне коллектива | а) самоуверенность, противопоставление себя коллективу: развенчивание завышенной самооценки |
б) кем-то несправедливо обиженные или кем-то третируемые в группе: необходимо выявление причин и лиц, плохо относящихся к данному ученику, преодоление причин |
в) какие-то недостатки (маленький рост, особенности внешности): тактичные беседы, убеждение, предъявление категорических требований к другим подросткам не обращать на это внимания |
Склонность к правонарушениям | а) инициаторы, организаторы, способствующие правонарушениям: использовать их энергию в различных поручениях |
б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию: включить в положительную деятельность, способствующую исправлению |
в) действующий в одиночку: включить в коллективную захватывающую деятельность |