Трудовое обучение как приоритетное направление деятельности образовательного процесса детей с ОВЗ
В настоящее время в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важно.
Трудовое и профессионально-трудовое обучение и воспитание – одно из приоритетных направлений .
Необходимо рассматриваем социально-трудовую адаптация старшеклассников, как максимальное включение их в окружающую социальную и трудовую среду, формирование социально-трудовой мобильности посредством накопления социального опыта.
Социально-трудовая адаптация выпускников специальной (коррекционной) школ в первую очередь зависит от их общего развития, уровень которого обусловлен состоянием дефекта, сроками и результативностью обучения. Школьный период является важным для усвоения социального опыта. За это время ребёнок приобретает знания, умения, привычки, черты характера, которые служат регулятором практической деятельности и опорой для дальнейшей интеграции в обществе.
Поэтому необходима организация такого обучения и воспитания, которое наиболее эффективно решает задачи развития процессов регуляции практической деятельности. Интеллектуальные составляющие структуры трудовой деятельности формируются на уроках труда и общеобразовательного цикла, в воспитательские часы. Следовательно, трудовую подготовку лиц с интеллектуальной недостаточностью необходимо рассматривать как систему, включающую весь комплекс учебно-воспитательной работы в школе, направленной на общее развитие учащихся.
Трудовое обучение осуществляется последовательно и состоит из нескольких этапов:
- трудовое обучение в 1-4 классах;
- трудовое и профессионально-трудовое обучение в школьных учебных мастерских в 5-9 классах.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
- воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, умения работать в коллективе и т. д.);
- воспитание уважения к людям труда;
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приёмам труда.
Программы по профессионально-трудовому обучению в 5-9 классах предполагают формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений и навыков по тому или иному виду труда, воспитание ряда нравственных качеств личности, обеспечивающих включение в трудовую деятельность. В содержание программ включены теоретические и практические занятия. Большое внимание уделяется правилам техники безопасности, работе с технологическими картами, изучению специальной терминологии. Трудовое обучение осуществляется по двум видам труда: столярное дело и швейное дело. Для проведения занятий оборудованы мастерские - столярная, швейная. Мастерские оборудованы современным станками, швейными машинами и др. оборудованием.
На уроках формируют у учащихся понимание осознанного выбора профессии, правильной самооценки своих возможностей.
Столярное дело. Учащиеся изучают техническую терминологию, технологические процессы изготовления изделий, приёмы работы с древесиной, элементы токарного дела, заточку инструментов, получают сведения о санитарно- технических работах, учатся выполнять простейшие предметы мебели и другие предметы обихода.
Швейное дело. Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному пошиву белья и лёгкого платья. Школьники знакомятся с устройством швейной машины, получают навыки выполнения машинных строчек и швов, учатся построению чертежей изделий, их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у детей с ОВЗ, способствует социальной адаптации.
В конце каждой четверти проходят уроки практического повторения, на которых учащиеся работают по заказам школы: починка постельного белья, пошив костюмов для художественной самодеятельности, изготовление швабр, починка мебели, атрибутов к мероприятиям.
Ежегодно более 50% выпускников продолжают обучение в школах г.Гуково ,г.Шахты ,г.Новочеркасска
Литература
Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами профессионально-трудового образования. - М., 2007. – 327 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994.- 416 с.
Полянская, Л.И. Об организации инновационной деятельности специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида /Л.И. Полянская //Дефектология.-2005.- № 2.