Неделя 12
Эффективные воспитательные технологии в работе классного руководителя.
На сегодняшний день задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию, к самореализации и саморегулированию отношений. Что такое воспитание?
Современный французский ученый Легувье так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас»
От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.
Под воспитанием ещё понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка. С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и неодобряемых поступков, знаний традиций и обычаев. В современных обществах выработан набор технологий призванных формировать из ребёнка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения или государственной власти.
Современные воспитательные технологии :
технология проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология учебной деловой игры;
технология развития критического мышления;
технология КТД И. П. Иванова;
технология проведения учебных дискуссий;
технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
ситуативные технологии.
Подробнее остановлюсь на технологии создания ситуации успеха. Считаю эту технологию эффективной в работе учителя и классного руководителя для развития и самореализации личности младших школьников.
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного это первая заповедь воспитания. Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Создание ситуации успеха на уроке является важным принципом моей работы. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием.
Задание 2.Вот какие технологические приёмы применяет классный руководитель в своей практике.
1."Похвала" – очень действенный и тонкий педагогический инструмент.
Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребёнка, который нуждается в его поддержке и внимании. Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого важно соблюдать следующие правила.
Золотые правила учительской похвалы
1. Хвалите за старательность!
Хвалю ученика за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. Например, похвалить ученика на уроке русского языка за отличный диктант можно так: «Молодец! Ты много читаешь, старательно подготовился к работе, повторил все правила!» Не совсем верно в этом случае говорить: «Ты не допустил в диктанте ни одной ошибки! У тебя врожденная грамотность!»
2. Хвалите действия, а не личность!
В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. Хочу привести такой пример. У меня в классе был ученик, который писал левой рукой. Ему очень нелегко приходилось в первые дни учёбы, когда его не слушалась ручка. Буквы и цифры выходили неуклюжими, дрожащими, часто теряли строчку. Но я видела, его сильное желание и старание писать лучше и красиво. Подходила к нему и тихонечко, поглаживая его за плечи говорила, что сегодня ему этот элемент буквы удалось написать лучше, завтра ты постараешься справиться с правильным написанием и целой буквы и даже слова, но для этого нужно работать, развивать свои способности, и не огорчаться, если что-то сразу не удаётся. Я видела его искреннюю улыбку и понимала, что он верит в это и будет работать над улучшением своего результата. Его письмо стало примером другим ученикам.
3. Четко обозначайте, за что хвалите!
Для меня важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке технологии можно обратить внимание на детали работы и сказать: «Какую красивую бабочку ты слепила" Как тебе удалось так ярко изобразить её!" У меня в классе есть девочка, которая не так активна на уроках математики и русского языка. Но какое удивление она у меня вызвала, когда я увидела её работу из пластилина на уроке технологии. Я попросила эту девочку представить свою работу всему классу и рассказать о ней. По её глазам и улыбке было видно, как она была рада своему успеху, а дети на перемене окружили её и выражали своё восхищение. Ни у кого не возникло плохого чувства зависти. Но тут нужно попросить и другого ученика показать свою работу, чтобы не противопоставлять одного ученика всему классу.
4. Хвалите в меру и по делу!
Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешёвому успеху.
5. Останавливайтесь на хорошем!
Как легко с помощью одного слова повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно всё разрушить. Например, на уроке математики я могу похвалить ребёнка за правильное решение примеров, верное выполнение конкретного задания. Если учитель захотел похвалить школьника на уроке, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте.
6. Хвалите без сравнений!
Важно, чтобы похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Никита молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай.
7. Подкрепляйте похвалу!
Похвала, подкрепленная улыбкой, мимикой, открытыми жестами обладает большей силой и эффективностью.
8. Запаситесь «Я-посланиями»!
Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я - послание». Например, я могу похвалить ученика на уроке литературного чтения так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.
Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника – заслуженная и умеренная..
Развивающие игры — прекрасные занятия для младших школьников. Игры погружают ребёнка в процесс познания и помогают лучше ориентироваться в окружающем мире. Регулярно играя в развивающие игры, ребёнок усвоит самые необходимые для жизни навыки, будет чувствовать себя увереннее в школе и легче адаптируется в первые годы школьной жизни.
Игры в формате викторин для младших школьников помогают расширить кругозор, развить внимание, быстроту реакции и командный дух. Можно сделать общую викторину с вопросами из разных сфер или на конкретную тему. Вопросы легко найти в свободном доступе в интернете или в книгах про дидактические игры для младших школьников. Например:
Какую процедуру заменяет одно яблоко? (Чистка зубов)
Самая популярная кличка дворовых собак? (Жучка)
Какое блюдо олицетворяло солнце для древних славян? (Блины)
Кого называют королём пустыни? (Верблюд)
Как называются мужские штаны у казаков? (Шаровары)
Школьникам очень нравится отгадывать варианты ответов, а если собрать несколько команд и сделать небольшое соревнование, то положительных эмоций и пользы от викторины будет ещё больше.
Про игры, с помощью которых можно изучать школьную программу, читайте в этой статье
Задание 3.Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
Я определила цель воспитательной работы в 4-ом классе как создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, выявление и поддержка одаренных детей, их социализация и адаптация в обществе.
Данная цель реализовывалась через задачи:
поддерживать в коллективе нравственно и эмоционально благоприятную среду для развития личности ребенка;
развивать познавательный интерес и повышать интеллектуальный уровень учащихся через разнообразные формы внеклассной работы;
вовлекать каждого ученика класса в воспитательный процесс;
формировать у учащихся умения, связанные с участием в управлении классом;
воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни;
создавать ситуации «успеха» для каждого ученика;
организовать работу классного коллектива и родителей через совместную деятельность.
Считаю, что поставленные задачи были актуальны в данном возрастном периоде, т.к. на данном этапе формирования личности дети должны многому научиться и попробовать сделать что-то самостоятельно. Все учащиеся нашего класса нашли себе дело по душе, никто не остался без внимания классного руководителя.
Своё выступление хочу закончить такими словами.
Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Это как гарантия всестороннего развития и самореализации личности младших школьников.
Другими словами: успех в учебе и в делах сегодня — успех в дальнейшей жизни