Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение подростков. Помощь семьи в правильном выборе профессии обучающегося.
Алексеева Е.М., учитель технологии
Ранинского филиала МБОУ Заворонежской СОШ
В природе все мудро продумано и устроено,
всяк должен заниматься своим делом
и в этой мудрости – высшая справедливость жизни.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Удачный выбор профессии - это моральная удовлетворенность, высокая самооценка; это и высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная "отдача". Поэтому, это едва ли не самый решающий момент в жизни каждого подростка, к которому необходимо относится ответственно, вдумчиво и с направленностью на будущее. Ведь, как показывает практика, к средним курсам разочаровывается в выбранной профессии едва ли не каждый пятый студент. Из этого можно сделать вывод, что изначально школьник выбрал профессию необдуманно, поэтому вовремя проведенная профориентационная работа является важным и необходимым аспектом для выбора профессии подростком.
Профориентация – это система мероприятий, направленное на профессиональное самоопределение. Ошибочно считать, что профориентация должна проводиться в школе и только в старших классах. Профориентация, в первую очередь, начинается с семьи. Начинается с того, что родители с раннего детства наблюдают, какими способностями обладает их ребенок, к каким играм проявляет интерес. Это и есть начало в определении будущей профессии.
Заметим, что выделить "чистое" влияние семьи на жизненные установки и систему ценностей детей едва ли возможно, ибо нынешний подросток находится в поле многообразных влияний: школы, сверстников, средств массовой информации. Тем не менее, семья остается в подавляющем большинстве случаев главным "агентом" первичной социализации человека, усвоения им основных норм и правил человеческого общежития, передачи обычаев, навыков, традиций.
В дальнейшем, ведущей для развития подростков является общественно-полезная деятельность, включающая такие её виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная. На этих этапах продолжается самоопределение ребенка. Главная задача семьи — не давить на него с выбором профессии, а давать ему возможность выбрать, сделать так, чтобы этот выбор стал для ребенка не обременением, с которым он должен справиться сам, а семейным квестом, который проходят все вместе на протяжении всей школьной жизни ребенка. Все это время родители могут косвенно повлиять на выбор ребенка, мимоходом высказав мнение, показывая личный профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и многое другое. Главное понимание профориентации, которое семья обязана донести до своего ребенка, это «все профессии важны, все профессии нужны».
Но также стоит отметить, что возможности семьи в ориентировании детей на определенные профессии неуклонно снижаются. Современный труд организован таким образом, что в подавляющем большинстве случаев прямая передача родителями своим детям профессиональных знаний и умений затруднена, а иногда невозможна. А ведь традиционно именно такая непосредственная передача была основой трудового воспитания, подготовки новых поколений к трудовой жизни. В семьях трудящихся ребенок воспитывался в атмосфере трудовых забот и интересов взрослых и постепенно втягивался в трудовую жизнь, сначала посильно помогая отцу и матери, старшим братьям и сестрам, затем по мере сил исполняя все более трудные физически и более сложные работы.
Это было возможно до тех пор, пока семья оставалась производственной ячейкой. Нынешняя семья перестала быть таковой. Городские подростки нередко совершенно незнакомы с делом, которым занимаются их родители, многие дети никогда не видели своих родителей на рабочих местах.
В этом отношении существенные преимущества имеет сельские подростки. Сын сельского механизатора обычно хорошо знаком с работой отца, нередко знает сельскохозяйственные машины и умеет ими пользоваться. Ко времени окончания школы и даже восьмого класса сыновья сельских механизаторов умеют, как правило, и трактор водить, и на комбайне работать, и исправлять несложные поломки сельскохозяйственных машин.
Такие студенты, обучаясь у нас, имеют более реальные представления о том, насколько они сами соответствуют требованиям, которые предъявляются ему как к будущему специалисту, и из них получаются высококвалифицированные профессионалы.
Подростки и зачастую родители совершают ряд наиболее частых ошибок профессионального выбора:
- ориентация на престижность профессии-
- ориентация исключительно на высокую заработную плату;
- ориентация исключительно на комфортные условия труда;
- снижение до минимума трудностей обучения;
- следовать, только указаниям родителей;
-учеба за компанию, вместе с друзьями.
Но все же, большая часть родителей оказывает положительное влияние на своих детей, желая им трудовых успехов в любимой профессии. Хорошее отношение к своей работе со стороны отца, матери, старших братьев, сестер, их удовлетворенность своей профессией, часто являются достаточным моральным стимулом для того, чтобы подросток заинтересовался содержанием их труда и в дальнейшем выбрал одну из «семейных» профессий или ту профессию, к которой проявляет интерес.
Список литературы:
1.Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология
успешной карьеры для старшеклассников и студентов. Спб, 2008.
2. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. М., 2008.
3. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии М.: Генезис, 2007.