СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудовое воспитание и профориентация в проектной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудовое воспитание и профориентация в проектной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание и профориентация в проектной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО.»

Трудовое воспитание и профориентация в проектной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

Молчанова Светлана Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области.

Градинар Елена Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель биологии, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области.

Пятницкова Светлана Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области.

Статья посвящена актуальной теме трудового и профессионального воспитания школьников. В ней раскрыта роль проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в их профессиональном самоопределении. Показана система работы по подготовке к защите индивидуального итогового проекта, целостность системы проектной деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда, то есть реализация системы проектов во всех сферах социально-трудовой деятельности (человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-человек), обеспечение межпредметного взаимодействия в процессе проектной деятельности.

Ключевые слова: проект; самоопределение; профориентация; профессия конференция.

Labor education and career guidance in project activities of pupils in accordance with Federal State Educational of General Education

Molchanova Svetlana Viktorovna, the deputy director of educational, the teacher of Maths, municipal state educational organisation "Chernitsinskaya Secondary Educational School" Octoberski District of Kursk Region.

Gradinar Yelena Vasilievna, the deputy director of educational, the teacher of Biology, municipal state educational organisation "Chernitsinskaya Secondary Educational School" Octoberski District of Kursk Region.

Pyatnitskova Svetlana Anatoievna, the deputy director of educational, the teacher of Maths, municipal state educational organisation "Chernitsinskaya Secondary Educational School" Octoberski District of Kursk Region.

The article is devoted to the actual theme of labor and professional education. It reveals the role of project and research activity of pupils in their professional self-determination. This article showa system work on preparation for the protection of individual projects, integrity of the project activity system in accordance with the variety of labor objects, that is, the implementation of the system of projects in all spheres of social and labor activity (person-nature, person-technology, person-iconic system, person-literary figure, person- person), providing cross-subject interaction in the process of project activity.

Key words: project; self-determination; career guidance; profession conference.

Согласно требованиям ФГОС ОО целью современного воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Но это невозможно без разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью, так как в настоящее время наблюдается массовое падение социального статуса трудовой деятельности, которое существенно изменило авторитет профессий.

Каждая образовательная организация строит свою траекторию движения в этом направлении. Но общим является то, что большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию, который включает в себя уход за личными вещами, уборку учебных кабинетов, ремонт школьных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и др., а также работа по благоустройству школьной территории, улиц и парков в том месте, где мы живем. К этой работе в нашей школе привлекаются учащиеся от 1-го до 11-го класса. В своей статье мы хотели бы остановиться на роли проектной и исследовательской деятельности, которая позволяет выявить и развить потребности и интересы ребенка, его профессиональные склонности, раскрыть его возможности.

В 2009 году, создавая в школе научное сообщество обучающихся и учителей, мы и не подозревали, что вскоре выйдут ФГОС, в которых будет подчеркнута необходимость использования проектной деятельности.

Вы спросите: какую роль НСОУ играет в плане трудового и профессионального воспитания обучающихся нашей школы?

В ходе подготовки проектов и учебно-исследовательских работ широкое применение в школе находит, прежде всего, трудовая деятельность учащихся, связанная с изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды, буклеты, памятки, декоративные изделия и костюмы. Так, в итоге работы по теме «Эта многоликая тригонометрия», появился макет пособия по тригонометрии. Выполняя УИР по теме «Фонтаны», ребята познакомились с устройством и принципом действия фонтанов и с помощью руководителя изготовили комнатные фонтаны, при этом объяснили пользу данной модели с точки зрения медицины. Результатом работы по темам «Светодиоды и графики» и «Как электрифицировать дом, чтобы сэкономить электроэнергию» стало изготовление учебно-методического пособия и макета электрифицированного дома.

Многие дети представляют результаты своей деятельности в виде проектов, которые могут быть выполнены коллективно, но при этом очевиден индивидуальный вклад каждого ребенка. Например: отчетный спектакль, выставка, видеофильм, мультфильм, концерт, экскурсия, издание пособий, буклетов, памяток, создание декоративных изделий и костюмов.

Ни для кого не секрет, что трудовое воспитание является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания. В рамках НСОУ проходят школьные научно-практические конференции, объединенные общей идеей коллективного проекта, в который индивидуальные и групповые проекты входят в качестве составных частей. Одним из таких проектов стал коллективный проект на тему «Я помню, я горжусь!». Обучающиеся индивидуально и группами готовили УИР об участниках Великой Отечественной войны, наших односельчанах - прадедушках и прабабушках авторов этих работ. В память о наших односельчанах была издана книга «Бессмертный полк села Черницыно». Но это не все. Ребята предложили посадить яблоневый сад на месте приусадебного участка с одноименным названием «Бессмертный полк села Черницыно». Саженцы были приобретены на средства, вырученные от проведения ежегодной ярмарки. Это еще один коллективный кулинарный проект, где родители и дети вместе реализуют кулинарные изделия, приготовленные собственными руками, и направляют деньги на проведение различных мероприятий.

Согласитесь, помнить на словах - это одно, а подтверждать делами – совсем другое. И когда авторы проекта вместе с руководителем после завершения его теоретической части ухаживают за могилой солдата, у которого нет поблизости родных и близких, добиваются установки памятника на его могиле, понимаешь, что ради этого стоит продолжать эту работу.

Дети обучаются решению проектных задач, постепенно осваивая выполнение различных видов индивидуальных и групповых, учебных и социальных проектов, способствующих формированию познавательных и профессиональных интересов. Знакомство с профессиями выпускников нашей школы состоялось в ходе выполнения следующего коллективного проекта «Все профессии нужны, все профессии важны». На конференции были представлены профессии военного, работника МЧС, оператора машинного доения, врача и медсестры, музыканта, художника, горняка, священника и др. Тематика работ отражена в таблице 1.

Таблица1. Профессии наших выпускников.

Участник

Класс

Тема работы

Руководитель

Маслова Елена,

Снеговая Мария,

Чувилин Владислав

7в,7б

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Креджян Г.Н.

Боровова Екатерина,

Борзенков Андрей,

Тамоян Анна,

Фетисов Антон

7в,7а

«Без права на ошибку»

Воробьева О.С.,

Толстикова О.П.

Чернышева Екатерина, Морозова Анастасия, Перелыгина Наталья

8б.8а

«Живет такой человек»

Янчук Т.В.

Бурлакова Полина,

Сазонова Екатерина,

Храмцов Даниил,

Коржавин Максим

«Выбрать профессию – значит выбрать судьбу»

Яковлева О.Н.,

Гребенникова Г.С.

Быстрова Дарья,

Котов Алексей

«Священники избраны Богом»

Холодова И.Н.

Мирчук Роман,

Цуканова Валерия

10а

«Прекрасны дороги-выпускники нашей школы пошли в педагоги »

Горбулина Т.А.


Францова Ольга,

Голованова Кристина,

Тарасова Дарья,

Храмцова Мария

«Наши земляки – воины-интернационалисты, их судьбы в истории страны»

Попова Н.А.

Бурлакова Полина,

Сазонова Екатерина,

Дюдина Елена,

Евдокимова Елизавета,

Талдыкина Анастасия,

Храмцов Даниил

«Благотворительность - благое дело»

Саларева Г.В.

Жеребцова Анастасия,

Гвоздилина София,

Конорева Дарья,

Озеров Тимофей,

Сазонова Анна

«КМА – славная страница в истории Курского края»

Толубеева Г.В.

Морозов Павел,

Морозова Ольга,

Храмцова Елизавета

1б,3а,4а

«Радужное творчество»

Морозова Н.Ю.


Творческая группа

«Сохранение семейных и культурных традиций русского народа»

Рышкова А.В.


Творческая группа

1а, 3б

«Музыка живет в каждом из нас»

Мальчикова И.И.

Горбулина Л. А.

Творческая группа

1б,2а

«Путешествие наливного яблочка»

Храмцова Л.А., ФеденкоС.А.,

Градинар Е.В.


В настоящее время престиж профессии учителя падает. А с экрана телевизора льется поток негатива по отношению к тем, кто обучает и воспитывает. Всегда ли было так? На очередной НПК «Учитель: вчера, сегодня, завтра» обучающиеся продемонстрировали, как развивалось образование в нашем крае, какую роль играли учителя в жизни края, нашего района и кто стоял у истоков образования Черницынской школы, поведали истории о жизни и судьбах учителей нашей школы. В этом учебном году в канун Дня учителя в их честь была посажена вишневая аллея. В таблице 2 представлены темы работ.

Таблица 2. «Учитель: вчера, сегодня, завтра».

п/п

Участник

Класс

Тема работы

Руководитель

11

Творческая группа

1а, 2б

«Учителями славится Россия»

Феденко С.А.,

Горбулина Л. А.

22

Творческая группа

«Профессия учитель – вчера, сегодня, завтра»

Рышкова А.В.

33

Творческая группа

1в, 2а, 3а, 3б, 4в

«Судьбы, связанные с детьми»

Толубеева Г.В.,

Бирюкова И.П.,

Морозова Т.А.,

Горбулина А.С.,

Бобырева И.В.

44

Курских Даниил, Храмцова Мария, Черных Полина

«Профессия длиною в жизнь»

Храмцова Л.А.

55

Гандалоев Ильяс, Жмыхов Денис, Свинарева Анастасия

«Завуч, которому доверяют»

Мальчикова И.И.

66

Мёнушкин А., Чернышова А.

4а, 4б

«Учитель, перед именем твоим»

Храмцова Л.В.


77

Бердиков Илья, Щурова Дарья

«Жизнь, отданная школе»

Антонова Т.Н.,

Анпилогова Е.Г.

88

Стариков Никита

«Профессия учитель – самая важная и благородная: так ли это?»

Горбулина Т.А.,

Шульга Ж.Ю.

99

Цуканова Валерия, Мирчук Роман

«Учителя физики, которыми гордится школа»

Малафеев В.Н.,

Фролова О.Н.

110

Быстрова Д.,

Гребенников Н.

5а, 5б

«Династия Ярошенко в истории Черницынской средней школы»

Холодова И.Н.,

Гребенникова Н.Е.

111

Щедрина Ек., Киселяускас О., Лунев А.

11б

«Люди своего времени»

Прилуцкая Т.Н., Яковлева О.Н.

112

Однодворцева Е., Перелыгин И., Плохих А.

11б

«Сейте разумное, доброе, вечное»

Дроздова Г.А.,

Саларева Г.В.

113

Слесарева И.,

Слесарева С.

11а

«Горжусь тобою я, Учитель!»

Кущева Т.В., Евдокимова Е.А.


В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования подчеркивается необходимость использования проектной деятельности. В ходе работы над проектами дети решают проектные задачи, постепенно осваивают и выполняют различные виды индивидуальных и групповых, учебных проектов. Все это способствуюет формированию познавательных и профессиональных интересов. В этом году выпускникам 9-х классов нашей школы, как и многих других школ, предстоит защита индивидуального итогового проекта. Общее количество выпускников 54, из них с ОВЗ -5 обучающихся, которые также участвуют в защите итогового проекта. Но нас это не пугает.

Во-первых, потому что все выпускники основной школы готовы к этому уже сейчас. В прошлом учебном году (учитывая то, что дети в 9 классе будут заняты подготовкой к ГИА за курс основной школы) мы решили провести пробную защиту проектов для тогдашних восьмиклассников. Разработали дорожную карту управленческой деятельности «Итоговый индивидуальный проект», положение об итоговом проекте обучающихся, предложили детям выбрать руководителей из числа учителей, работающих в восьмых классах. При этом контролировали процесс в части количества обучающихся у каждого руководителя (не более 4-х человек). Зачастую дети выбирают по принципу: «Чем легче предмет, тем легче проект». Приходилось разъяснять, что требования к оформлению проекта одинаковые для всех. После выбора руководителей обучающиеся определяли тему самостоятельно, либо совместно с руководителем. Вот тут как раз и учитывались интересы и склонности ребенка (кто, как не учитель, работающий в классе, знает предпочтения и способности каждого ученика). Важную роль в этом сыграли и классные руководители. (В качестве примера: четверо выпускников решили готовить проект по учебному предмету «физическая культура». Им были предложены темы «Волейбол», «Хоккей», «Легкая атлетика», «Футбол». В ходе беседы классного руководителя с детьми выяснилось, что двое из них не интересуются данными видами спорта. В итоге были выбраны другие темы в соответствии с предпочтениями обучающихся).

Из таблицы 3 видна целостность системы проектной деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда, то есть реализация системы проектов во всех сферах социально-трудовой деятельности (человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-человек), обеспечение межпредметного взаимодействия в процессе проектной деятельности.

Таблица 3.Тематика итоговых проектов.

п/п

Тема

Обучающиеся

Класс

Руководитель

1

Исследование метода решения задач на смеси и сплавы различными способами.

Градинар А.


Молчанова С.В.

2

Текстовые задачи на работу

Морозова А.

3

Эти удивительные тела

Цуканов В.

4

3-D моделирование

Конорева А.


Фролова О.Н.

5

Робототехника

Морозов С.,

Удалых И.

6

Двигатель внутреннего сгорания

Ковалев П.


Малафеев В.Н.

7

Необычный мир экзопланет

Перелыгина В.

8

Мыло-продукт моей фантазии

Фролова И.


Кашина Л.В.

9

Приготовление пластилина в домашних условиях

Ефанова И.

10

Химический анализ шоколада

Рудакова А.

11

Микроорганизмы как симбиотические партнеры

Дегтярева Е.



Градинар Е.В.

12

Акустический шум и его влияние на человека

Симоненкова О.

13

Влияние музыки и шума на мозг человека

Маслова С.

14

Близнецы: сходства и различия

Провоторова Е.

15



16



17

Особенности подростковой социализации, стресс и девиация. Где выход?

Нарушение подростковой социализации, преступность и девиация. Где выход?

Состояние подростковой преступности, агрессия и девиация. Где выход?

Маслова Е.


Новикова П.


Ломакина А.






Горбулина Т.А.

18

Нужна ли нам единая и неделимая Югославия?

Лоус В.



Молчанов Д.И.

19

Влияние Древнегреческой цивилизации на современность

Монастырева А.

20

Партизанское движение в годы Великой отечественной войны

Клименкова С.

21

Сталин-вождь или тиран?

Цуканов Н.

22

Три дня в Лондоне (мультимедийная презентация)

Свинарев А.


Прилуцкая Т.Н.

23

Пудинг по старинному рецепту из английской кулинарной книги

Тарасюк В.

24

Памятка туристу для поездки в Великобританию

Цуканов А.

25

Творчество Д. Байрона

Чеботаева А.

Евдокимова Е.А.

26

Богат наш край не только соловьями

Котов А.



Холодова И.Н.

27

Русские писатели-лауреаты Нобелевской премии

Туйнов Ю.

28

Русский литературный салон 19 века

Харченко В.

29

Творчество нашего земляка Е.Носова

Жмыхов Д.

30

Литературные места Курского края

Жмыхов И.


Креджян Г.Н.

31

Жизнь фразеологизма в современном русском языке

Иванов Л.

32

Добро пожаловать, неологизмы!

Самойленко Д.

33

Слова- паразиты в нашей жизни

Гребенников Н

Гребенникова Н.Е.

34

Вечернее платье выпускницы школы

Новикова В.


Мальцева Т.С.

35

Создание авторской женской одежды

ЗвягинцеваЮ.

36

Подушка-игрушка

Тамоян З.

37

Я ношу голубой берет

Пинаев В.

Петрова И.Н.

Сайков Г.С.

Молчанова С.В

Молчанова С.В.

Сайков Г.С.

38

История баскетбола.

Семеров Д.

39

История развития рыбалки

Сибилев З.

40

41

Моё увлечение — мотоцикл

Мой любимый вид спорта - футбол

Тюленев Д.

Турков Д.

42

Первая помощь при обморожении

Сазонова Е.


Сопин А.В.

43

Опасности в горах

Фролова А.

44

Лоскутное шитье

Морозова Е.

Однодворцева Т.В.

45

Техника вязания крючком

Сазонова А.

46

Анимационный фильм «Делай добро!»

Однодворцева З

Однодворцев Е.И.

47

Декоративное изделие «Шкатулка»

Глотов А.



Конорев А.Б.

48

Декоративное изделие «Сахарница»

Жердев М.

49

Декоративное изделие «Нарды»

Тамоян Б.

Тамоян М.

50

Декоративное изделие «Шкатулка»

Храмцов И.


Список литературы.

  1. Положение о школьной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Адрес: http://oktr-cher.ru/razdel_podved/60-polozhenie-o-shkolnoi-nauchno-prakticheskoi-konferencii.html.
  2. Положение о научном сообществе обучающихся и учителей [Электронный ресурс]. Адрес: http://oktr-cher.ru/razdel_podved/61-polozhenie-o-nauchnom-soobschestve-obuchayuschihsja-i-uchitelei.html.