Просмотр содержимого документа
«"Трудовое воспитание учеников младшего школьного возраста"»
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание – формирование у воспитанников положительного отношения к труду, желания и умения трудиться.
В педагогике определены задачи трудового воспитания для учащихся начальных классов.
1. Моральная подготовка к труду (необходимо психологически подготовить детей к труду):
выработка у учащихся готовности, стремления и желания трудиться;
воспитание честного, ответственного отношения к любому труду;
формирование у детей уважения к людям труда и к его результатам;
воспитание творческого отношения к труду.
2. Практическая подготовка к труду (педагоги должны сформировать у воспитанников нужные трудовые знания, практические умения и навыки).
Овладение детьми знаниями, которые понадобятся для выполнения трудовых действий;
Выработка у них необходимых практических умений и навыков;
Воспитание культуры труда
3. Первоначальная профессиональная ориентация школьников.
В содержание трудового воспитания входят:
Педагогами и учеными определены основные пути трудового воспитания младших школьников:
1.В учебном процессе:
Уроки трудового обучения (технологии)
Новаторские системы по трудовому обучению, например: система И.П. Волкова, направленная на развитие творческой личности
Влияние всех учебных предметов на трудовое воспитание школьников через организацию урока, личностные качества учителя, методы обучения, содержание учебного материала;
2. Во внеучебной воспитательной работе:
Массовые формы (праздника КДТ, утренники, экскурсии на производство, встречи с представителями разных профессий, выставки подделок, викторины, КВН, трудовые мастерские)
Групповые формы (клубы, кружки по интересам)
Индивидуальные формы (индивидуальная работа в комнатах творчества по желанию)
3. Семейное трудовое воспитание:
Важным аспектом трудового воспитания подрастающих поколений является профессиональная ориентация школьников.
Профессиональная ориентация – научно-практическая система подготовки молодёжи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности, потребности личности и рынка труда.
Цель профориентационной работы – профессиональное самоопределение учащихся.
Задачи профориентационной работы:
Помощь школьникам в изучении мира профессий, производства;
Руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, осуществлении профессионального самоопределения;
Изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии.
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие составляющие:
Профессиональное просвещение;
Профессиональную диагностику;
Профессиональную консультацию;
Профессиональный отбор;
Профессиональную адаптацию.
Существуют определенные критерии трудовой воспитанности школьников: высокая личная заинтересованность в труде, производительность труда, трудовая активность, творческое отношение к процессу труда, трудовая дисциплинированность, трудолюбие.
Вопрос:
Задание: