Выступление на методическом объединении
Трудовое воспитание в начальной школе
Подготовила – Астахова Л.В (учитель начальных классов)
Трудовое воспитание в начальной школе
«Я тысячу раз убеждён, - писал
В.А.Сухомлинский, - что трудовое
воспитание начинается за партой
– это главный и самый
сложный станок, овладеть которым
не так просто»
Одним из важных факторов воспитания личности является трудовая деятельность. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Так же изменяется и самооценка. Это происходит под влиянием успехов в трудовой деятельности. Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания.
В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективной деятельности школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Трудовое воспитание школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.
К задачам воспитания трудового сознания у младших школьников относятся:
– разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;
– знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры города, района;
– привитие элементарных трудовых навыков;
– формирование положительной направленности к трудовой деятельности.
Из личного опыта можно сделать вывод - чтобы научить детей некоторым трудовым приемам нужно используя разнообразные формы и методы. На уроках и во внеурочной деятельности используются сюжетно-ролевые игры, которые дают возможность в игровой форме воспроизводить трудовую деятельность представителей различных профессий, ситуации общения, выполнять трудовые действия, наблюдаемые в быту. Игры на трудовые сюжеты позволяют детям самим исполнять роли продавцов, машинистов, контролеров, строителей и т.д. Эта деятельность помогает школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.д., осознать значение различных профессий.
Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в практической деятельности, которая в начальной школе реализуется в форме рисунков и поделок. Организация конкурсов, выставок увлекает детей и создает условия для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих способностей и познавательных интересов. Учащиеся моего класса совместно с родителями с большим интересом готовили поделки к украшению класса на Новый год и готовили праздничные открытки. Уже стало традиционным видом деятельности - изготовление своими руками открыток, аппликаций родителям и одноклассникам.
Стимулирование трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Этому способствуют различные виды труда:
самообслуживание (уход за своими вещами, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, библиотечных книг, журналов)
хозяйственно-бытовой труд (помощь в уборке класса)
труд в природе (уход за цветами в классе)
ручной труд (изготовление поделок)
художественный труд (рисунки)
Дети очень любят уроки технологии в школе, потому что они видят конечный результат своего труда. В процессе обучения используются занимательные игры, расширяющие кругозор детей о труде, профессиях, технике, орудиях труда, условиях работ, например:
В современном подходе к обучению особое место занимает метод проектов. Это самостоятельная творческая работа учащихся – от выдвижения идеи до воплощения её в готовом изделии – выполняется под контролем или при непосредственной консультативной помощи преподавателя. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности. Выполнение творческого проекта – работа сложная и объемная. Защита проектов проходит перед всем классом. Учащиеся демонстрируют готовые изделия. Это мероприятие формирует у них чувство ответственности, навыки самооценки и взаимооценки, развивает творческие способности учащихся, вносит в учебный процесс дух соревнования. В процессе подготовки творческих проектов учащиеся знакомятся с общими и специальными требованиями к работникам различных профессий, условиям труда, возможностями профессионального роста.
Большой интерес у моих учащихся вызывают проектные работы, посвящённые людям труда и различным трудовым процессам: «Профессии моих родителей» (дети с удовольствием рассказывали о трудовой деятельности своих родителей, «Мой город» (дети приводили примеры, какие предприятия есть в нашем городе, и люди каких профессий там трудятся).
В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Я как педагог стараюсь воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность и самокритичности.
2018-2019 год учебный год