Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и сети Интернет;
-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
-принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
-работать в группах.
Понимать важность учебы и познание нового, понимать ценности трудового подвига во время Великой Отечественной войны.
Прочитать стихотворение Рашита Нигмати «Ответы на вопросы моей дочери». Учащимся, занимающиеся в кружке «Краеведение» подготовить сообщения.
-Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Пожалуйста улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что на уроке вам будет интересно, и вы будете активно работать.
– А определить тему урока помогут вам кроссворды. (Кроссворд на листочках.)
– Давайте дружно работать.
-Молодцы, ребята!
-Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью творчеством поэта Р. Нигмати. Узнаем, как же раскрывается тема Родины и трудового народа в его произведениях. (Слайд 2)
-Кто такой Рашит Нигмати? Какие произведения вы знаете? (Поэт. Дома мы читали его стихотворение «Ответы на вопросы моей дочери».)
Физкультминутка
– Прежде чем начинать работу над отрывком из стихотворения, я вам предлагаю отдохнуть. (Физминутку проводит дежурный.)
3.Открытие нового знания
-Сейчас мы с вами прочитаем его стихотворение «Ответы на вопросы моей дочери». Слушаем внимательно, готовим ответ на первый вопрос: «Что такое Отчизна?»
Работа над отрывком из стихотворения
1) Словарная работа
– В отрывке встретятся вам такие слова, понятен ли вам смысл этих слов? Давайте повторим: (Слайд 3)
Сэсэн – народный сказитель (умные, мудрые люди, уважаемые личности)
Батыр – герой
2) Чтение учителем
– Вы внимательно послушайте, а я прочитаю полностью весь отрывок.
3) Ответы на вопросы
– Какой вопрос дочери отцу? (Что Отчизной называть?)
– Какой ответ дал отец? (Отчизна, дочь, страна, где мы живем)
– Как характеризовали сэсэны Отчизну? Найдите это место.
– Отчизна. Каким словом можно заменить? (Отечество, Ватан)
– Можете ли вы, после чтения стихотворения, ответить на вопрос дочери: «Что такое Отчизна?»
– Как называется наша Отчизна, наше Отечество? (Башкортостан)
– Какая наша Отчизна? (Красивая, просторная, богатая)
– Давайте найдем эти строки по стихотворению
– А о богатствах что говорится?
– Еще какая наша Отчизна?
– Да, ребята, наша Республика Башкортостан такая. Гордитесь и берегите её! (Слайды 4. виды природы)
Поэт писал: «Теперь его – мы свято бережем».
Как вы думаете, поэт любит свою Родину. А что вы знаете о Рашите Нигмати?
Сообщение ученика о творчестве и биографии Р.Нигмати.1 (Слайд 5.)
Нигматуллин Рашит Нигматуллович родился 09 февраля 1909 года в деревне Дингизбай, нынешней Самарской области.
Как у многих его ровесников, детство Рашита было очень трудным. Мать умерла, когда ему было 9 лет, а голодный 1921 год оставил его и без отца. Рашит воспитывался в детских домах в Самаре, на Украине. С раннего детства у него была сильная тяга к знаниям. Именно это стремление – желание учиться, привело его в 1924 году в школу для сирот г.Уфы. Первые стихи будущего народного поэта рождались здесь, в стенах Уфимской школы.
После окончания 5 класса он отправляется в Москву. В связи с болезнью Рашит Нигмати вынужден был вернуться в Уфу. В 1931 году он заканчивает Уфимский рабфак (рабочий факультет). С 1931 года работает в редакции Туймазинской районной газеты «Ленин юлы» (Путь Ленина).
Во время Великой Отечественной войны работал в редакциях областных газет, исполнял обязанности литературного сотрудника, консультанта союза писателей Башкортостана.
Первый сборник стихов «Вступление» опубликован в 1933 году. В своих стихах и поэмах он отражал жизнь башкирского народа в 20-30 х годах. Стали популярными поэмы военных лет.
Рашит Нигмати известен как драматург.
Для детей написал сборник стихов «Ответы на вопросы моей дочери»
Перевел на башкирский язык «Слово о полку Игореве», произведение Пушкина «Руслан и Людмила», С. Злобина «Салават».
Награжден орденом Труда Красного Знамени (1944год), 2 орденами «Знак почета» (1949) и конечно же удостоен высокого звания «народный поэт».
Рашит Нигмати умер в октябре 1959 года после тяжелой болезни и похоронен на берегу любимой Агидели в парке имени Н.И. Крупской. (Слайд 6. Могильная плита)
Продолжает учитель: Рашит Нигмати во время Великой Отечественной войны побывал в нашей деревне, беседовал председателем колхоза и жителями села. Он написал рассказы «Ерэн айгыр», «Председатель» о тружениках тыла, жителях нашего села, которые искренно любили Родину и не жалели сил для Победы. (Слайд 7. Книга)
Выступление 2-ого ученика
Люди старшего поколения с. Старые Туймазы помнят этого замечательного человека оставившего глубокий след в истории села. О нем написал Рашит Нигмати рассказ «Председатель»2. Мирсаит Фарукшинович Фарукшин во время войны и после войны работал председателем. Главная его черта находиться рядом с человеком тогда, когда ему особенно плохо, трудно. Много внимания уделял многодетным семьям, отцы которых воевали на фронте. Ну а для тех семей, где получали «похоронку», доброе, успокаивающее слово. (Слайд 8. )
За свои заслуги Мирсаит Фарукшин был награжден орденом Знак Почета и медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». В благодарность старотуймазинцы установили мемориальную доску на стену сельского совета.
Выступление 3-ого ученика
В рассказе «Ерэн айгыр»3. рассказывается о молотаре Ахметове Харисе. Рядом с ним работала молодёжь. Харис-абый не очень давал им отдыхать, уставали страшно. Каримова Магфира Хайдаровна вспомнила частушку: (Слайд 9.)
Харис-абый, тукта инде
Күльтә бетә бит инде,
Əдәм түгел
Хайваннардә улеп бете инде.
Ахметов Харис в 1943 мобилизован в трудармию. Вернулся после войны. Умер в 86 лет.
Выступление 4-ого ученика (Слайд 10.)
Убирали урожай серпом. Работали по 15-16 часов в сутки. Всё приходилось делать вручную. Работали и ночью, чтобы больше было трудодней. В 1944 году молодёжь организовала бригаду. Они сами обрабатывали, сеяли. Получали обильные урожаи. За высокие показатели урожайности бригада получила премию. Закиева Оркия Батыргареевна (колхоз Таӊ) родилась в 1918 году, в колхоз вступила в 1936 году. В 1941 году муж ушёл на фронт. Работа в колхозе была очень трудная. Она работала, не покладая рук, не спала ночами. Все голодали. Детям она варила суп из крапивы без соли, а сама уходила на работу. В 1942 году, когда убирали урожай, она сломала руку. Ей некуда было обратиться за помощью. Так и работала со сломанной рукой. (Слайд 11.)
После тяжелого рабочего дня по вечерам женщины и дети собирали посылки с теплыми вещами и подарками для фронтовиков. В музее 112-ой (16-ой) гвардейской Башкирской кавалерийской дивизии среди экспонатов есть газета «Ҡызыл атлылар» от 3 ноября 1942 года, в которой есть статья «Орденлы Башҡортостан вәкилдәренә боевой фронтовиктар сәләме». И в самом конце статьи есть список делегации «Башҡортостан хезмәтсәндәре делегацияһыныӊ составы», а на стенде фотография делегации. В числе этой делегации есть и наша односельчанка 19-летняя Курамшина (Ганеева) Фаузия Махмутовна.
Вывод: Люди труда, про которых рассказывал в своих произведениях Рашит Нигмати, настоящие патриоты, не жалели ни сил, ни жизни для того, чтобы сберечь ее.
Учитель: Народ сочинял пословицы о патриотизме и любви к Родине. Составьте их. Обсудите, в чем заключается смысл этих пословиц, затем всем расскажите ваше общее мнение.
Работа в парах. Собрать пословицы.
Кто любит Родину и народ, тот настоящий патриот.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Главное в жизни – служить Отчизне.
Не тот человек, кто для себя живет, а тот – кто народу счастье дает.
Рефлексия (итог урока)
Ребята выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и продолжите его. (слайд 12)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Все научные группы хорошо поработали. Справились со своей задачей без ошибок, сумели выделить главное, поэтому вашу работу оценю на отлично.
- Какое настроение у вас после этого урока?
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать
Домашнее задание:
1.По желанию выучить наизусть отрывок из стихотворения.
2. Найти дополнительные сведения о поэте.
3.Творческая работа (на выбор).
а)Написать эссе. Эссе – сочинение небольшого объёма на определенную тему, то есть выражение мысли автора по той или иной проблеме. Пишите эссе на тему «С чего начинается Родина?»
б)Подражая поэту пробуйте написать кубайыр про Родину.
Использованная литература
1. Багаутдинов Р.М., Биглов Р.Г., Гилязева Ф.Ю. Память. Список погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Бывший Кандринский, Туймазинский район. - Туймазы: Туймазинская городская типография, 1995г.,с.240.
2. Материалы из газет «Ленинский путь», «Туймазинский вестник».
3. Материалы из фондов музея школы
4. Нигмати Р. «Сочинения в двух томах» Том 2., Башкирское книжное издательство. Уфа – 1983г., с.448.
5. Полевые материалы поисковой группы.
6.http://tuimazimcb.ru/index.php?id=836&layout=item&option=com_k2&view=ite
7.http://www.gasrb.ru/shegere867.html http://encycl.bash-portal.ru/nigmati.htm Г. Б. Хусаинов.