МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
Государственное казенное учреждение РС (Я)
«НЕРЮНГРИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ТУСКУЛ»
Конспект занятия
по подпрограмме «Мои умелые руки»
на тему: «Трудовые права молодежи».
Составитель:
Яковлева Валентина Ивановна
воспитатель ГКУ РС (Я)
«НСРЦН «Тускул»
Конспект на тему: «Трудовые права молодежи».
Цель: знакомить воспитанников с правами несовершеннолетних по трудовому законодательству.
Задачи:
определить качественные характеристики труда с применением норм российского права;
определить основные права несовершеннолетних работников, льготы;
формировать у воспитанников понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;
способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.
Оборудование, оформление: памятки с юридической информацией для воспитанников.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на занятии. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
- Зачеркните каждую нечетную букву в предложении и прочитайте
отбриуыдноивфытед перуащвфа умловлгодднечжхи
- Сегодня на уроке разговор пойдет о трудовых правах несовершеннолетних.
Актуализация опорных знаний.
- Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться?
- Что такое труд?
- Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.
- Подбери антонимы к прилагательным, характеризующим труд:
постоянный - .....(временный)
простой - ... (сложный)
умственный - ...(физический)
оплачиваемый - ...(безвозмездный)
добровольный - ...(принудительный)
коллективный - ...(индивидуальный).
- Какими из этих антонимов можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки?
Основная часть.
Юридическая информация для несовершеннолетних:
- По общему правилу начать работать молодые люди могут по достижении 16 лет. Если несовершеннолетний получил основное общее образование (либо в случаях, предусмотренных законодательством, оставил школу), он может начать трудовую деятельность с 15 лет.
С 14 лет молодые люди могут с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства заключить трудовой договор на выполнение в свободное от учебы время легкой работы, если такая работа не причинит вреда их здоровью и не будет мешать учебе в школе.
С несовершеннолетними, не достигшими 14 лет, трудовой договор с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства может быть заключен, только если такие несовершеннолетние участвуют в создании художественного произведения (например, снимаются в кино, выступают в цирке или играют в театре).
В своих правах и обязанностях несовершеннолетние работники приравниваются к совершеннолетним. Они также должны добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда, соблюдать требования по охране труда, бережно относиться к имуществу работодателя. Однако в области охраны труда, рабочего времени, времени отдыха и т.д. несовершеннолетние работники пользуются преимуществом по сравнению с совершеннолетними.
Условия труда несовершеннолетних.
В частности, для несовершеннолетних работников рабочая неделя сокращена:
• на 16 часов в неделю — для работников в возрасте до 16 лет;
• на 4 часа в неделю — для работников в возрасте от 16 до 18 лет.
Продолжительность ежедневный работы (смены) не может превышать:
для работников в возрасте от 15 до 16 лет — 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет — 7 часов;
для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу и работу, в возрасте от 14 до 16 лет — 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет — 3,5 часа.
от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (принят Госдумой РФ 21.12.2001 г.) (действующая редакция)
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Статья 265.
Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.
Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночном кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет.
Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Статья 268.
Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет.
Запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников, средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
Статья 269.
Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора.
Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 41 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику по истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.
Действующее трудовое законодательство предоставляет молодым людям возможность сочетать работу с обучением, обязывает работодателя создавать для этого необходимые условия.
Статья 270.
Нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет.
Для работников в возрасте до восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.
Для работников в возрасте до восемнадцати лет, поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в случаях и порядке, которые установлены законами и иными нормативными правовыми актами, могут утверждаться пониженные нормы выработки.
Статья 271.
Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы.
При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Труд работников в возрасте до восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы.
Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных нужд.
Трудовые отношения, права и обязанности работника регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. Гарантией нормального трудоустройства является трудовой договор, в котором фиксируются все
условия работы, в том числе реальный размер заработной платы. И все дополнительные обещания работодателей также необходимо подтверждать документально.
4.Физминутка.
- А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности.
Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – приседаете.
- Каждый работающий гражданин 1 месяц в году отдыхает (П).
- Дети учатся в школе (О).
- Каждый, кто заболел получает квалифицированную мед. Помощь (П).
- Молодой человек, достигший 18-ти лет, служит в армии (О).
- Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (П).
- Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (О).
- Родители воспитывают своих детей (О).
Отлично поработали.
Перечень документов, представляемый при приеме на работу.
Трудовым кодексом РФ установлен перечень документов, с которым может знакомиться компания, принимая человека на работу.
1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
2. Трудовая книжка (кроме случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства).
3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
4. Свидетельство воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу).
5. Дипломы и другие документы об образовании.
6. Медицинское заключение (только в том случае, если для работы необходим медосмотр).
Другие документы требовать незаконно.
Ограничение в применении труда несовершеннолетних.
В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности - Трудового кодекса РФ.
До принятия законов о труде в России и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось - пальцы грубели).
Учебный год на Руси начинался с 1 ноября - после окончания полевых работ.
Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя давать детям -работникам начальное образование.
Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РФ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)
В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять вас на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом ваши родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.
Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом? шахтером? продавцом алкоголя? сторожем? Почему вы так думаете?
Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.
5.Обобщение полученных знаний.
- Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)
- Нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних она сокращена:
на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет:
на 4 часа в неделю - для работников от 16 до 18 лет.
- Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и праздничные дни.
- Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)
- Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни, перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня).
- Ежегодный основной отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.
а) Работа с сигнальными карточками
Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленый кружок ,если не согласны – красный.
В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)
Запрещается несовершеннолетних вызывать в ночную смену и в выходные дни _______ (да)
Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)
Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)
Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ______ (нет)
Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)
б) Решение задач-ситуаций.
1. 17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о следующих вакансиях:
рабочий на коксогазовый завод;
курьер;
крупье в казино;
озеленитель;
продавец табачной продукции
Вопрос: могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ аргументируйте. (Девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.)
2. После прохождения производственного обучения Петрову (16 лет) и Васильеву (17 лет) был присвоен 3-й разряд и по приказу директора кондитерской фабрики они были направлены на работу в карамельный цех. По распоряжению начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы 8 часов.
Вопрос: Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании, каких норм трудового права? (Нет незаконно. На основании ст. 92 ТК РФ для работников от 16 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя.)
в) А теперь попробуем применить теоретические знания на практике.
Сейчас мы прослушаем рассказ А.П. Чехова «Спать хочется». Вам в течение нескольких минут нужно сделать анализ литературных текстов с точки зрения соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Вы должны не только найти нарушения прав ребенка, но и привести цитаты из текста.
6. Подведение итогов.
Восточная притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
- Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
Закончить нашу встречу можно такими словами:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
а)