СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЦАРИК Г. П. Урок "Фразеологические обороты", РЯиЛ 2019-10

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока ЦАРИК Г. П. "Фразеологические обороты", 2019-10

Просмотр содержимого документа
«ЦАРИК Г. П. Урок "Фразеологические обороты", РЯиЛ 2019-10»

Г. П. Царик, ГУО «СШ № 18 г. Пинска» Брестской области

Урок

Тема. Фразеологические обороты

X класс

Цели урока:

  • актуализация, расширение и закрепле­ние знаний учащихся о фразеологических оборотах, их признаках, синтаксической роли и употреблении в речи; ознакомление с основными свойствами устойчивых сочета­ний слов и изобразительно-выразительными возможностями фразеологии; формирование навыков разграничения однозначных и мно­гозначных фразеологизмов, понимания их значения;

  • пополнение фразеологического словаря учащихся, развитие аналитических умений при работе с текстом;

  • воспитание эстетического отношения к слову.

Ход урока

  1. Создание благоприятной эмоциональ­ной обстановки.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Но­ябрь» из цикла «Времена года».

  • Здравствуйте. Мне очень хочется, что­бы в холодный ноябрьский день вы почув­ствовали тепло, поэтому я попыталась «со­греть» вас звуками музыки П. И. Чайковско­го. Что вы сейчас чувствуете?

Учащиеся подбирают фразеологизмы, пе­редающие их состояние и настроение: душа нараспашку, в глубине души, бальзам на душу, вкладывать душу, от души, болеть душой, душа не на месте, не ударить в грязь лицом, тревожить душу, душа радуется, му­рашки бегают по коже.


  1. Сообщение темы и целей урока.

  • Вы уже поняли, что тема нашего за­нятия «Фразеологические обороты». Сегодня мы с вами расширим и закрепим знания о фразеологизмах, их признаках, синтакси­ческой роли и особенностях употребления в речи.

В течение урока мы будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас предмете, работать засучив рукава. Категори­чески запрещаю бить баклуши, точить лясы, валять дурака или считать ворон. И пусть не­которые задания будут выполнены не ахти как, но я надеюсь, что вы возьмёте себя в руки и не дадите промаху, ведь умом вас Бог не обидел и за словом в карман вы тоже не лезе­те, поэтому можете горы свернуть. Желаю вам не попасть впросак. Итак, вперёд, грызть гра­нит науки, а я буду болеть за вас душой.


  1. Работа по теме урока.

  1. Теоретическая часть.

  • Начнём мы с теории. Некоторые уча­щиеся получили задание подготовить сооб­щения. Первая тема — «Фразеологизм и его признаки».

Учащиеся по ходу сообщения делают за­писи (приложение, таблица 1).


Сообщение учащегося.

Фразеологизм — это несколько слов, устойчивых по составу и структуре, целост­ных по своему значению.

Признаки:

  • эти словосочетания неделимы;

  • являются одним членом предложения;

  • могут соотноситься по значению со сло­вами: одержать победупобедить-,

  • по грамматической структуре являются либо словосочетанием (тянуть волынку), либо предложением (бабушка надвое сказала);

  • отличаются от свободных сочетаний тем, что отдельные слова теряют свою само­стоятельность;

  • не создаются в речи, а используются готовыми, требующими запоминания.

  • Чтобы вы могли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо знать не только их лексическое значение, но и происхождение. Второе сообщение — «Происхождение фразеологизмов русского языка» (приложение, таблица 2).


Сообщение учащегося.

Фразеологизмы русского языка возник­ли:

  • на базе свободных сочетаний по сход­ству явлений: котелок варит, плыть по те­чению;

  • на базе пословиц: кормить завтрака­ми — кормить обещаниями;

  • на базе терминов: второе дыхание, цеп­ная реакция, центр тяжести;

  • на базе существующих фразеологизмов: зелёный светзелёная улицазелёная волна;

  • путём заимствования: альма матер.

Происхождение фразеологических обо­ротов часто связано с интересными фактами из истории. Третье сообщение — «Источни­ки русских фразеологизмов» (приложение, таблица 3).


Сообщение учащегося.

По происхождению фразеологизмы рус­ского языка можно разделить на две группы: русские и заимствованные. Среди фразеоло­гизмов русского происхождения можно вы­делить следующие:

  • связанные с историей и обычаями: сло­жить голову, потёмкинские деревни, в дол­гий ящик отложить (рассказать историю возникновения), Мамаево нашествие;

  • пришедшие из профессиональной сре­ды или жаргона: бить баклуши, тянуть ка­нитель, попасть впросак;

  • библейские: блудный сын, Фома неве­рующий, манна небесная, зарыть талант в землю (история возникновения);

  • крылатые выражения из произведений художественной литературы, фольклора: герой не моего романа, демьянова уха, у разбитого корыта, при царе Горохе, искать жар-птицу.

Среди заимствованных можно выделить следующие:

  • из древнегреческой мифологии: ящик Пандоры, прокрустово ложе (история воз­никновения), кануть в Лету, ахиллесова пята;

  • кальки, т. е. дословные переводы из других языков: синий чулок (от англ. ‘о ли­шённой романтичности девушке’), терра ин­когнито (от лат. ‘нечто неведомое’), времяденьги (англ.), проглотить пилюлю (фр.).

— Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её образной, но только в том слу­чае, если мы их правильно используем в речи. Последнее сообщение — «Употребле­ние фразеологизмов в речи» (приложение, табл. 4).

Сообщение учащегося.

Основные речевые ошибки, обусловленные нарушением фразеологических норм:

  • употребление фразеологизмов в несвой­ственном значении: Его лицо было бледное, с красными пятнами — одним словом, кровь с молоком;

  • нарушение лексического состава фра­зеологизма: Иванов и Петроводного поля птицы;

  • смешение фразеологизмов: нечего всех стричь на один аршин;

  • нарушение грамматической устойчи­вости фразеологизма: Дед держал внука в ежовой рукавице.

Откройте с. 84 учебника, § 18, прочитайте самостоятельно правило и скажите, какая ин­формация не нашла отражения в сообщениях.

— Фразеологизмы бывают однозначны­ми (повестка дня) и многозначными (свести с ума).

— Фразеологизмы могут иметь синони­мы (золотые рукимастер на все руки) и антонимы (кот наплакалкуры не клю­ют).


  • Практическая часть.

  1. Выполните упр. 116. Работать будем с первыми шестью фразеологизмами. Каж­дому ряду по два фразеологизма. Приведите примеры их употребления в речи. В случае затруднения к какому словарю необходимо обратиться?

Многозначные фразеологизмы из упр. 116.

  • Вдоль и поперёк: 1. Повсюду; 2. Очень хорошо (знать).

  • Склонять голову: 1. Признать себя по­беждённым (по отношению к противнику); 2. Относиться с почтением.

  • Искатель приключений: 1. Путеше­ственник (шутл.); 2. Авантюрист.

  • На край света: 1. Очень далеко; 2. Безразлично где.

  • Увидеть свет: 1. Родиться; 2. Опубли­кованный, изданный; 3. Почувствовать об­легчение.

  • Морочить голову: 1. Дурачить кого- либо; 2. Надоедать глупостями; 3. Думать о ком-либо, о чём-либо, беспокоясь.

  1. Во всей красе: 1. Во всём великолепии; 2. В истинном виде, с недостатками, без при­крас (ирон.).


  1. Время пролетит незаметно, и вам при­дётся сдавать ЦТ, поэтому следующее зада­ние будет в виде теста.

I вариант. Найдите соответствия между фразеологизмами-синонимами.

1. Витать в облаках

2. Небо и земля

3. В тот же миг

4. Ума палата

5. Связывать по рукам и ногам

А. Сию минуту

Б. Вставлять палки в колёса

В. Из другого теста

Г. Семи пядей во лбу

Д. Строить воздушные замки

Ответы: 1Д; 2В; ЗА; 4Г; 5Б.

— Каждую пару замените одним словом.


II вариант. Соедините фразеологизмы-антонимы.

1. Душа в душу

2. С гулькин нос

3. Играть первую скрипку

4. Рукой подать

5. Восходящая звезда

А. Как звёзд на небе

Б. Последняя спица в колесе

В. За тридевять земель

Г. Угасшее светило

Д. Как кошка с собакой

Ответы: 1Д; 2А; ЗБ; 4В; 5Г.


— Значение каких фразеологизмов вам непонятно?

— Как вы считаете, как часто люди ис­пользуют фразеологизмы в речи? Проверим. Я приведу вам несколько жизненных ситуа­ций, а вы подберёте фразеологизмы, выража­ющие их смысл.

Ситуация 1. Вадим немногословен. Гово­рит он нечасто. Но его замечания всегда бьют в цель. Как говорит Вадим? (Редко, но мет­ко.)

Ситуация 2. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным. Как говорят об этом? (Вышел сухим их воды.)

Ситуация 3. Этого мы так не оставим! Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. Что мы сделаем? (Выведем на чистую воду.)

Ситуация 4. Мы только что вспоминали о Викторе, а он и пришёл. Что говорят в та­ком случае? (Лёгок на помине.)


Физкультминутка


— Теперь посмотрите в окно. Что вы видите? О чём думаете, когда смотрите на природу? Подберите фразы, которые соот­ветствуют вашему настроению. Например: глубокая осень; унылая пора; Зимы ждала, ждала природа; У природы нет плохой по­годы; Остановись, мгновенье! Ты прекрасно; на лоне природы; дары природы; закон при­роды; сюрпризы погоды.

— Молодцы! Всё у вас получается. Самое время вынести «чёрный ящик».

Если найдёте то, что связывает все эти выражения, то без труда определите содер­жимое «чёрного ящика».

На доске записаны слова:

Гуськак с гуся вода.

Кисельседьмая вода на киселе.

Рыбакак рыба в воде.

Хлеб — на хлеб и воду.

Траватише воды, ниже травы.

Ответ: в «чёрном ящике» находится вода.

— Вы заметили, что фразеологизмы укра­шают нашу речь, делают её более яркой. Но это возможно только при правильном их ис­пользовании. Выполним упр. 119 учебника (коллективная работа).


— Применим ваши знания в конкретной речевой ситуации.

Найдите ошибку в употреблении фразе­ологизмов, исправьте их, расставьте знаки препинания и подчеркните фразеологизмы как члены предложения. Значение фразеоло­гизмов объясните.

Он был не лыком шит и, пустив пыль в глаза нашим и вашим, дал дёру куда Макар телят не гонял.


— Как вы считаете, в современном мире новые фразеологизмы появляются или нет? Приведите примеры. (Вынос мозга, чёрная пятница, горячая линия, жёлтая пресса, за­колачивать бабки, отмывать деньги, челове­ческий фактор, злачное заведение.)


— Теперь вы сами готовы к созданию текста. Перед вами текст-клише. Вставьте в него подходящие по смыслу фразеологизмы.

Проснулся я сегодня ни свет ни заря. Перекусил чем бог послал. Сломя голову бро­сился в школу. Всю дорогу бежал не чуя ног под собой. Спешил я так потому, что се­годня на первом уроке контрольная намеча­лась, опаздывать нежелательно, а школа у нас за тридевять земель находится. Бежал я сметая всё на своём пути. Да всё равно в калошу сел: опоздал. Забегаю в класс крас­ный как рак. Устал, да ещё понимаю, что не готов к контрольной: просто ни в зуб ногой. Учитель на меня смотрит как удав на кроли­ка. А я как воды в рот набрал.


— Определите стиль текста. Докажите.

Согласитесь, скучна, бледна была бы наша речь без фразеологизмов.

На всех словах — события печать,

Они дались не даром человеку.

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.


IV. Рефлексия.

Продолжите предложения:

  1. Я сегодня на уроке вспомнил... .

  2. На уроке я узнал... .

  3. В течение урока я научился... .

  4. Мне было сложно... .

  5. Интересным было то... .

  6. Важным для меня было... .

Поставьте на листках отметку, оценив уровень ваших знаний по теме.

Таблица 1. Фразеологизм и его признаки


V. Домашнее задание.

§ 18, упр. 120, п. 7. Постарайтесь использовать фразеоло­гизмы в тексте.


Приложение

Признаки

Примеры



Таблица 2. Происхождение фразеологизмов русского языка

Происхождение

Примеры



Таблица 3. Источники русских фразеологизмов

Русские

Заимствованные



Таблица 4. Употребление фразеологизмов в речи

Типы ошибок

Примеры