Тема: Царственное слово в стихотворениях А. А. Ахматовой
Цель урока: формировать читательскую культуру учащихся.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с историей создания произведения; проанализировать значение слова «мужество», составить портрет слова «мужество».
Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, совершенствовать навыки развития словарного запаса, умения делать выводы; развивать устную связную речь учащихся.
Воспитательная: воспитывать нравственно-духовные качества личности, содействовать интересу учащихся к истории, литературе и лексикологии.
Тип урока: Комбинированный.
Методы: Эвристический метод.
Приёмы: проблемный вопрос, работа в группах, самостоятельная работа, работа с текстом, составление «портрета» слова, работа со словарной статьей
Оборудование: портреты А. А. Ахматовой, запись чтения стихотворения «Мужество» Ахматовой, плакаты «1942», составленные детьми
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие
– Доброе утро, дети. Рада вас видеть. Подготовьтесь к уроку: достаньте ваши учебники и тетради, мы с вами начинаем урок.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Слово учителя.
Мы с вами продолжаем изучать творчество Анны Андреевны Ахматовой. Какие стихи из тех, что мы разбирали с вами, из тех, что вы прочитали самостоятельно, вам наиболее запомнились и почему?
Сегодня мы с вами будем говорить о стихотворении, которое было написано в 1942 году.
Работа в группах
Представление плакатов. Обсуждение. Что изображено, какие события в истории нашей Родины происходили в этот период.
Сообщение «1942 год в жизни Ахматовой».
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Тема урока записана на доске: Царственное слово в творчестве А. А. Ахматовой.
Наша задача понять, что для великого русского поэта было «царственным» словом. Давайте попробуем истолковать это слово и составить небольшую словарную статью.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Давайте теперь посмотрим, как расширяется значение этого эпитета, если соотнести его со стихотворением.
Прослушиваем стихотворение «Мужество» в исполнении А. А. Ахматовой. Обращаем внимание на год написания.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
1942 г.
Вопросы для обсуждения.
К кому обращается автор? (К народу)
Как вы это поняли? Каким словом обозначает людей нашей страны автор? Почему это местоимение? Ведь оно указывает на предмет, не называя его. Как в данном контексте приращивается его значение. Запишите.
Определите тему стихотворения. Как бы вы назвали его? (Свои варианты названия)
Учитель сообщает, что стихотворение называется «Мужество». Запись толкования слова, подбор синонимов.
Учитель. Давайте еще раз обратимся к тексту стихотворения.
Выразительное чтение стихотворение одним из учеников.
Анализ первой строчки стихотворения.
Мы знаем, что ныне лежит на весах.
Весы. Как бы вы истолковали это слово. Почему именно этот образ начинает стихотворение?
Слово учителя (обычно учащиеся не вспоминают именно эту легенду) Гope побежденным: около 390 г. до н.э. лидер кельтов Бренн угрожал Риму захватом города. Римляне предложили Бренну откупиться. Во время передачи золота римские чиновники обвинили кельтов в том, что их весы занижают вес. Тогда Бренн положил на чашу весов свой меч со словами "гope побежденным", напоминая римлянам о том, что они побежденные и у них нет прав жаловаться. У римлян не было другого выбора, кроме как добавить еще золота.
Дополним ваше толкование слова «Весы»
Каким словом заканчивается стихотворение. Подберите синоним. Что оно напоминает? (аминь в молитвах, то есть до будет так)
Какое непременное условие для победы ставит автор?
«Сохраним тебя, русская речь».
Почему? Каков приоритет у Ахматовой?
ИТОГ УРОКА. Давайте ответим на вопрос. Какие слова можно назвать царственными и почему. Учащиеся записывают 2-3 предложения. Читают ответы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Прочитать поэму «Реквием». Ответить на вопрос. Как бы вы охарактеризовали главную героиню,