Цель и три десятка задач педагогического тестового контроля с шести точек зрения
Математику ошибочно считают наукой трудной, а иногда даже подозрительной только потому,
что она имела несчастье быть неизвестной отцам церкви.
Роджер БЭКОН
Процедура аттестации является важным элементом образовательного процесса. Переходя к автоматической аттестации, имеют в виду много целей, которые, в конечном счете, сводятся к одной главной:
Цель педагогического тестового контроля:
Каждый участник учебного процесса, а также потребитель образовательной продукции, используя тестовый контроль, или подвергаясь тестовому контролю, решает достаточно разные задачи. Перечислим некоторые из них.
Задачи тестового контроля, как эффективного инструмента управления качеством, с точки зрения руководителя учебного заведения:
Повышение уровня качества учебного процесса;
Освобождение преподавателей от рутинного труда (ни один преподаватель не сможет так, как это сделает компьютерный комплекс, за 15-20 минут задать всем учащимся группы по 40-50 вопросов и объективно оценить ответы);
Объективная дифференциация абитуриентов, как минимум, на три категории: на тех, кто умеет, и кто будет учиться, на тех, кого не следует учить, и на «полупроходников»;
Объективная дифференциация учащихся на успешно завершивших обучение, второгодников, и тех, кого следует исключить из учебного процесса;
В случае функционирования в учебном заведении нескольких учебных программ, а также других нестандартных ситуациях (посылка лучших учащихся на олимпиаду, подготовка к сложной аттестации учреждения) решение задачи тонкой дифференциации учащихся;
Объективное выявление изъянов учебного процесса (нерадивость преподавателей, несогласованность учебных планов и др.);
Повышение аудиторного потенциала, снижение неэффективной аудиторной нагрузки преподавателей;
Снижение потока апелляций;
Измерение уровня образовательной подготовки учащегося по дисциплине;
Диагностика достижения целей обучения, установленных в соответствии с ГОС и нормативными документами;
Обеспечение привлекательности учебного процесса за счет мотивации, побуждения и поддержания желания учащихся повышать качество личной образованности, снижения аудиторной нагрузки;
Привлечение контингента учащихся из числа занятых на производствах;
Генерация и представление рекомендаций по управлению учебным процессом;
Снижение себестоимости учебного процесса;
Повышение уровня престижности учебного заведения и привлекательности его для инвестиций.
Задачи тестового контроля с точки зрения преподавателя:
Облегчение рутинного труда по проверке стандартизованных знаний. С помощью компьютера можно усилить контроль не только знаний фактов и определений, но и навыков решения типовых задач;
Прогноз успешности прохождения учащимися выходного тестового контроля, получение оперативной информации об изъянах в качестве ЗУН учащихся;
Повышение уровня качества обучения (за счет, например, включения элементов игры и соревнования) путем применения автоматизированного контроля.
Задачи тестового контроля с точки зрения учащегося:
Выявление изъянов в собственных знаниях и навыках, дать рекомендации;
Решение психолого–педагогические проблем (неприятие личности преподавателя, боязнь экзаменационной лотереи и необъективности преподавателя и др.).
Задачи тестового контроля с точки зрения руководителя управления образованием:
Решение проблемы контроля качества образования;
Объективизация аттестации учреждений образования и их работников;
Объективизация сравнительной картины качества образования во всех учреждениях, моментальный снимок, «срез».
Задачи тестового контроля с точки зрения родителей учащегося:
Устранение экзаменационные стрессовые ситуации из жизни ребенка;
Повышение комфортности обучения;
Упрощение профориентации (оценки проф. пригодности) и прогноза направлений будущей учебы путем объективного соотнесения уровня достижений учащегося по дисциплинам и отдельным разделам с уровнем достижений коллег;
Снижение стоимости обучения.
Задачи тестового контроля с точки зрения работодателя будущих выпускников:
Объективное ранжирование будущих сотрудников по уровню ЗУН с целью облегчения выбора предоставляемого им рабочего места, а также мотивированного отказа в предоставлении рабочего места;
Открытие сведений о результатах тестового контроля учащихся вузов – будущих выпускников для упрощения поиска новых молодых перспективных сотрудников;
Объективная ориентации в выборе достойного вуза в качестве базового (например, для массовой подготовки специалистов в региональном проекте) путем знакомства с результатами сравнительного мониторинга качества образования.