Актуальная проблема (риск) развития ребенка | Краткая характеристика проблемы (риска) развития ребенка: название, в чем проявляется, внешние и внутренние факторы, обусловливающие появление и существование риска, частота распространения и др. информация по усмотрению автора |
Цель и концепция работы по предупреждению риска (описание идеи предлагаемой деятельности, т.е, что предлагается сделать для предупреждения риска) | Актуальность. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся подросткового возраста в общеобразовательном учреждении. Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток у подростков. Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач: Изучить теоретические аспекты проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями. Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечить безопасность ребенка, снять стрессовое состояния. Изучить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации. Формировать позитивный образ Я, уникальность и неповторимость не только собственной личности, но и других людей. |
Мероприятие 1 | Классный час на тему «Ты не одинок», направленный на сплочение школьного коллектива | Школьная акция «Детский телефон доверия» (выдача детям информационных буклетов с номерами телефонов психолога, соц. педагога, круглосуточного телефона доверия и т.п. | Совместный с сотрудником полиции или сотрудником КДНиЗП рейд по семьям обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, обучающихся с агрессивным поведением, «группы риска». | Анкетирование обучающихся на предмет выявления у детей депрессивного состояния, одиночества, склонности к суицидальным попыткам. |
Мероприятие 2 | Психологический тренинг «Учимся позитивно мыслить». Разыгрывание ситуаций, варианты выхода из ситуации. | Школьный Фотоконкурс «Жить здорово!», направленный на профилактику негативных явлений, формирование ЗОЖ | Просмотр и обсуждение с обучающи- мися видеофильмов, направленных на пропаганду ценности жизни. | Мониторинг социальных сетей с целью выявления учащихся, подверженных депрессивному, суицидальному настроению. |
Мероприятие 3 | Родительское собрание с психологом «Чтобы в семье не наступила беда!» Психологические особенности подросткового возраста. | Организация работы Школьного телефона доверия. Организация школьной службы примирения | Круглый стол «Ценность жизни» педагогического коллектива, обучающихся, родителей с представителями органов системы профилактики по вопросу недопущения случаев суицидальных попыток, суицида | Разработка и распространение методических рекомендаций педагогам и родителям в случае, если у ребенка возникли деструктивные намерения. |
Ожидаемый результат реализации целевой программы | В результате реализации данной программы появляется: возможность для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика; возможность для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся; создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса. В целом, программа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. |