Доклад
Тема «Цели и задачи курса природоведения в воспитании и обучении детей с нарушением интеллекта»
Естествознание как предмет учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
Цели и задачи изучения природоведения в 5 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.
Разделы программы.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам умственно отсталых учащихся по итогам обучения природоведению в 5 классе.
Курс природоведения ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний. Основными задачами курса «Природоведение» являются:
- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся
с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля.
Оболочки Земли: иатмосфераит (в связи с этим изучается воздух, климат), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы).
От этого зависит состояние биосферы — жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у умственно отсталых учащихся целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, материки, океаны, глобус, карта и др.).
Программа предполагает, что при изучении раздела «Есть на Земле страна — Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное и Балтийское моря, реки Волга, Обь, Енисей, Лена, озеро Байкал, Уральские горы). Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Природоведение» в 5 классе в программе предусмотрены 68 часов (по 2 часа в неделю).
Природоведение — это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является своеобразным связующим звеном между курсами Естествознание начальной и средней школы, что отражается в специфике решаемых им задач, содержании и методах обучения. Данный курс согласован с содержанием дисциплины «Живой мир» (0-4 классы). В то же время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах. В настоящее время вклад естественных наук в общее образование подрастающего поколения повсеместно возрастает. Это определяется, прежде всего, современным критическим этапом взаимодействия природы и общества.
Вопрос: «Каково место человека в природе?» - должен решить для себя каждый учащийся. От правильности ответа на поставленный вопрос будет, в конечном итоге, зависеть проживание человечества на планете. В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, строении организма человека и т.д. Дети учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимо- зависимость природных явлений. Эта деятельность учащихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов. Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают доброжелательное отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.
Программа по курсу «Природоведение» разработана с учетом психологических особенностей обучающихся в 5 классе с легкой умственной отсталости, степенью мотивации к процессу обучения и индивидуальных особенностей классного коллектива.
Интеллектуальные возможности детей можно распределить на три группы. Учащиеся I группы: учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно; приемы контроля сформированы, работоспособность высокая.
Учащиеся II группы: учебный материал дети воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях, приемы контроля сформированы недостаточно, работоспособность средняя.
Учащиеся III группы: учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. К самостоятельному планированию работы не способны, приемы контроля не сформированы, темп работы низкий.
Программа курса «Природоведение» построена по концентрическому принципу и имеет коррекционно-практическую направленность, чему соответствуют следующие основные принципы:
1. краеведческий принцип (в изучении природы опора осуществляется на ближайшее природное окружение, краеведческие знания),
2. принцип динамичности (все элементы природы рассматриваются не статично, а в динамике своего развития, взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, деятельности человека).
Основная цель реализации рабочей программы: создание условий для коррекции и развития личности детей с нарушениями интеллекта, их подготовка к дальнейшему освоению естествознания (биологии), путём формирования основ научных представлений и понятий при изучении объектов и явлений природы, деятельности населения.
Из основной цели вытекают задачи, которые можно разделить на коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные.
Коррекционно-образовательные задачи.
1. Сформировать у учащихся новые знания об основных элементах природы и природных явлениях, их взаимосвязях и взаимозависимостях.
2. Систематизировать, обобщить и уточнить знания учащихся о природе, полученные в 1-4 классах.
3. Заложить основы для изучения таких базовых предметов как естествознание (биология) и география.
4. Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять описания (устные), используя в речи итоги наблюдений, отмечать простые фенологические данные.
5. Формировать бережное отношение к природе.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Развивать динамичность восприятия учебного материала.
2. Формировать умения и навыки продуктивной обработки информации.
3. Коррекция и развитие высших психических функций.
4. Формирование положительной мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Формирование основ научного мировоззрения.
2. Формирование экологических взглядов на природу и деятельность человека.
3. Формирование эстетического и этического отношения к окружающему миру.
4. Воспитание любви к родному краю.
5. Формирование волевых качеств личности и умение взаимодействовать в коллективе.
Рабочая программа соответствует Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / под редакцией В.В. Воронковой– М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. год- сб. 1.224 с. (Природоведение (В.В. Воронкова, Л.В. Кмытпюк, Т.В. Шевырёва).
Рабочая программа состоит из следующих разделов:
- «Окружающий нас мир»,
- «Сезонные изменения в природе»,
- «Наша Родина – Россия»,
- «Человек и его здоровье», - «Мир природы».
Раздел программы «Сезонные изменения в природе» распределяется на протяжении учебного года по сезонам: осень, зима, весна, лето.
Базовый учебник «Природоведение» 5 класс Хлебосолова О.А., Хлебосолов Е.И. предусматривает изучение всех выше перечисленных разделов (тем) рабочей программы. Частично не совпадает последовательность распределения тем в учебнике, но это не мешает усвоению материала. Программой предусмотрено проведение сезонных и тематических экскурсий в природу, наблюдений, а также практические работы, направленные на закрепление пройденного материала.
В конце изучения каждого раздела запланированы повторно-обобщающие уроки, целью которых является систематизация и закрепление знаний. В целях прохождения программы в полном объеме с обучающимися, не пришедшими на занятие в актированные дни и по болезни, проводятся: компенсирующие (дополнительные ) занятия, консультации ( в т.ч. дистанционные) и различные виды самостоятельных работ, которые вносят в журнал учета компенсирующих занятий.
Главным средством обучения на уроках природоведения является учебник. Учебник способствует организации познавательной деятельности учащихся в школе и дома. Структура учебника почти полностью повторяет структуру курса. Традиционно основу учебника составляет текст.
По своему характеру и задачам текст можно разделить на основной и дополнительный.
Основной учебный текст представлен небольшими по объему параграфами. В них даны описания природных процессов и явлений, рассматриваются конкретные природные объекты.
Главная задача дополнительного текста - привлечь внимание школьников к изученному материалу, заставить их удивляться, побудить к дальнейшему самостоятельному познанию природы. Работа с учебником в течение года постепенно усложняется.
Контроль знаний учащихся происходит на каждом уроке с помощью вопросов и заданий, предусмотренных учебником в начале и в конце параграфа. В зависимости от состава класса практический материал программы для каждого урока разделен на группы с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
В условиях реализации программы наряду с классическими методами (беседа, наблюдение) планируется метод моделирования ситуации. Реализация программы предполагает использование игровых и компьютерных технологий.
Домашнее задание задается в конце каждого урока. Оно предполагает работу с текстом и дополнительные задания с учетом познавательных особенностей учащихся (по группам).
Уроки по природоведению тесно взаимосвязаны с уроками русского языка, чтения, рисование, географии, СБО, биологии.
Межпредметная взаимосвязь прослеживается в содержании каждого урока. Правильное сочетание словесных, наглядных и практических методов является залогом эффективного решения коррекционо- образовательных задач.
Ведущий метод изучения природоведения – практический. При этом большое значение будет придаваться наблюдению. Весь учебный год школьники ведут наблюдения за выбранными объектами природы, и погодой. Наглядные методы также широко используются в обучении детей с особыми образовательными потребностями, при этом приоритете отдаётся демонстрации натуральной наглядности, опытов.
Особую роль играют экранно-звуковые пособия, фильмы, презентации, тренажёры, так как они позволяют более объёмно выделять основные свойства природных объектов. Наглядность должна подбираться в таком количестве, чтобы не перегружать внимание ребёнка, при этом нести максимальную дидактическую функцию.
Из словесных методов ведущее значение отдаётся методу беседы. При этом учитель так подбирает вопросы, чтобы они активизировали их мыслительную деятельность. Объяснение должно быть кратким, четким, основные элементы должны быть подкреплены зрительными образами (тезисами, рисунками, схемами, опорными знаками). Рассказ учителя должен нести в себе большой эмоциональный заряд, интересное содержание, быть непродолжительным по времени.
Важным, в преподавании природоведения, является использование элементов проблемно-поискового метода, который стимулирует развитие познавательных способностей умственно отсталых детей.
Для решения коррекционно-развивающих задач использованы методы психолого-педагогической коррекции. Необходимо обеспечивать мультесенсорность восприятия биологических объектов и явлений живой и неживой природы. Целесообразно сочетать как индуктивный так и дедуктивный методы познания природы. Формирование учебных действий целесообразно проводить по методике поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. В силу своего интеллектуального дефекта, не все учащиеся смогут в полном объёме овладеть приёмами продуктивной обработки информации, но при этом, безусловно, у всех будет положительная динамика развития познавательных способностей.
В учебный материал на каждом уроке будут включаться упражнения на развитие основных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи). Для этого должен быть банк специального инструментария. Систематическое применение этих упражнений позволяет рассчитывать на максимальное развитие всех возможностей психики в процессе компенсации интеллектуального дефекта; и как следствие, на более качественное усвоение программного материала. Наряду с развитием психологических качеств учащихся, их психических функций, с получением знаний умений и навыков будет уделяться большое внимание развитию ключевых компетенции учащихся (информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной и др.), что позволит получить положительный эффект в дальнейшей социализации и адаптации учащихся. В процессе преподавания природоведения очень важно развивать и поддерживать творческую активность учащихся, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно и уважительно относиться к воспитанникам (в том числе и к их «незнанию»). Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа. Наряду с традиционными уроками рекомендуется и нетрадиционные формы уроков (викторины, КВНы, праздники, игры и т.д.)
Большое значение придается сохранению и укреплению здоровья учащихся. С этой целью на каждом уроке необходимо реализовать элементы здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, самомассаж, гимнастики для глаз, минутки релаксации), осуществлять строгое соблюдение режима проветривания класса, контроль теплового режима, смена динамических поз на уроке, контроль за осанкой и правильной посадкой учащихся.
Один раз в полгода производить пересадку учащихся крайних рядов для профилактики заболеваний глаз. С целью нормализации эмоционально-психологического состояния учащихся необходимо использовать технологии бесконфликтного общения (я-сообщение, активное слушание, педагогический паллиатив).
Рабочая программа обеспечивает оптимальный объем знаний по природоведению для детей с нарушением интеллекта. Как показывает опыт, он доступен большинству учащихся (I-II группы). Учитывая индивидуальные особенности школьников, уместно снижать уровень требований к отдельным учащимся (III группы) по темам, связанным с запоминанием большого объёма учебного материала.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы в зависимости от группы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
7) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
9) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
1) формирование системы знаний о живой природе,
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
5) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы должна:
1) определять основные направления и цели оценочной деятельности,
2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения образовательной программы;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
4) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Критерии оценивая предметных результатов по предмету «Природоведение»
Оценка устного ответа. Оценка личностных результатов:
• Самооценка результатов деятельности, своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении.
• Способность оценивать свои поступки и действия других детей
• Сформированность внутренней позиции обучающегося. Оценка метапредметных результатов;
• Сформированность основных познавательных и регулятивных действий обучающихся;
• Сформированность коммуникативных учебных действий;
Накопительная система оценки (портфель достижений)
• Подборка детских работ (рисунки, письменные работы, оценочные листы, результаты стартовой диагностики, результаты тематического и итогового тестирования)
Отметка «5» ставится, если:
Оценка предметных результатов; • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
• четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;
• для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.
Отметка «4» ставится, если: Оценка предметных результатов; • раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;
• ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;
• допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3» ставится, если: Оценка предметных результатов;
• основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
• определение понятий недостаточно четкие;
• не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;
• допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.
Оценка практических умений.
Отметка «5» ставится, если: • правильно определена цель опыта;
• самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
• грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если: • правильно определена цель опыта;
• самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);
• в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.
Отметка «3» ставится, если: • правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;
• допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Мониторинг качества освоения программного материала
Контрольные мероприятия организуются после изучения каждого большого тематического раздела на отдельном обобщающем уроке.
Входная диагностика проходит в начале обучения природоведения в 5 классе, итоговая диагностика в конце учебного года.
Для этого разработан банк самостоятельных и проверочных работ, позволяющий выявить не только уровень знаний и умений по предмету, но и сформированность соответствующих ключевых компетенции.
На основании выполненных работ заполняются сводные ведомости (мониторинг), проводится анализ полученных данных, делаются выводы по уровню усвоения учащимися природоведческого материала.
Литература
Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. - М., 1965.
Грузинская В. А. Методика географии для вспомогательной школы. - М., 1949.
Лифанова Т.М. Тематическое планирование по курсу географии // Дефектология. 1994. № 4.
Лурье Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. М., 1962.
Лифанова Т.М. Тематическое планирование по курсу географии // Дефектология. 1994. № 4.
Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1977. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Под ред. Бгажноковой И.М., Санкт-Петербург, филиал «Просвещение»., 2007.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Под ред. Воронковой В.В., М., «Просвещение» 2010.