Шпаргалка педагога: Цели и задачи на разные типы уроков
Этот материал предназначен для быстрого планирования, как опорная схема. Конкретное наполнение зависит от предмета, темы и возраста учащихся.
Просмотр содержимого документа
«Цели и задачи на уроках в начальной школе»
Шпаргалка педагога: Цели и задачи на разные типы уроков
Этот материал предназначен для быстрого планирования, как опорная схема. Конкретное наполнение зависит от предмета, темы и возраста учащихся.
Общая структура целей по ФГОС:
Предметные: Система знаний, умений и навыков по конкретной теме.
Метапредметные: Универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Личностные: Внутренняя позиция, мотивация, нравственно-этическое оценивание.
1. Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Главная цель: Сформировать представление о новом понятии, явлении, способе действия.
Тип цели | Конкретные задачи (что делают ученики) |
Предметная | - Усвоят ключевые термины и понятия темы. - Познакомятся с новыми фактами, правилами, алгоритмами. - Поймут суть нового способа действий. |
Метапредметная | Познавательные УУД: - Выявляют проблему, ставят учебную задачу. - Анализируют, сравнивают, делают выводы. - Извлекают информацию из предложенных источников. Регулятивные УУД: - Планируют свои действия для решения задачи. - Определяют критерии усвоения нового материала. Коммуникативные УУД: - Участвуют в учебном диалоге, сотрудничают в группе. - Аргументируют свою точку зрения. |
Личностная | - Формируют познавательную мотивацию, интерес к теме. - Осознают практическую значимость изучаемого материала. |
2. Урок рефлексии (урок закрепления с усовершенствованием знаний)
Главная цель: Закрепить изученное, выявить и исправить затруднения, научиться применять знания в стандартной ситуации.
Тип цели | Конкретные задачи (что делают ученики) |
Предметная | - Отрабатывают и автоматизируют навыки применения правила, алгоритма. - Закрепляют знания через многократное повторение. - Выявляют и корректируют собственные ошибки. |
Метапредметная | Регулятивные УУД: - Учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности. - Находят причины ошибок и корректируют их. Познавательные УУД: - Структурируют знания, выстраивают логические цепи. - Преобразуют практическую задачу в познавательную. |
Личностная | - Развивают внимательность, самодисциплину, настойчивость. - Формируют адекватное отношение к ошибкам как к части учебного процесса. |
3. Урок общеметодологической направленности (урок обобщения и систематизации)
Главная цель: Объединить разрозненные знания в целостную систему, вывести понимание на метапредметный уровень.
Тип цели | Конкретные задачи (что делают ученики) |
Предметная | - Видят связи между понятиями и темами (внутри предмета и межпредметные). - Структурируют и систематизируют изученный материал (схемы, таблицы, кластеры). - Обобщают знания, выводят общие закономерности. |
Метапредметная | Познавательные УУД: - Строят сознательные и произвольные речевые высказывания. - Синтезируют информацию из разных источников. - Устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - Участвуют в коллективном обсуждении, дебатах. - Представляют результаты групповой работы. |
Личностная | - Формируют целостную научную картину мира. - Осознают ценность знаний и их взаимосвязь. |
4. Урок развивающего контроля
Главная цель: Проверить уровень усвоения знаний и сформированности умений в условиях, приближенных к контрольным, но с возможностью рефлексии.
Тип цели | Конкретные задачи (что делают ученики) |
Предметная | - Демонстрируют уровень владения материалом по теме/разделу. - Выполняют задания, аналогичные пройденным, в проверочной форме. |
Метапредметная | Регулятивные УУД: - Ключевая задача: Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль по заранее определенным критериям. - Оценивают свою деятельность, аргументируют оценку. - Корректируют свои действия после анализа результатов. |
Личностная | - Развивают навык самостоятельности и ответственности за результат. - Учатся адекватно реагировать на успех и неудачу. |
5. Комбинированный урок (смешанный тип)
Главная цель: Решить несколько дидактических задач одновременно (повторение, актуализация, изучение нового, первичное закрепление).
Тип цели | Конкретные задачи (что делают ученики) |
Предметная | - Актуализируют опорные знания для изучения новой темы. - Воспринимают и осмысливают новый материал. - Первично применяют новые знания по образцу. |
Метапредметная | - Сочетают задачи разных УУД в зависимости от этапа урока (на одном этапе - познавательные на открытии нового, на другом - регулятивные на закреплении). |
Личностная | - Поддерживают устойчивый интерес и активность в течение урока за счёт смены видов деятельности. |
Практический совет: Начинайте планирование урока с формулировки предметной цели. Затем подумайте, какие универсальные действия (УУД) потребуются ученикам для ее достижения — это будут метапредметные цели. И, наконец, определите, какой личностный смысл и ценность ученики могут извлечь из урока — это основа для личностной цели.