Цель воспитательной работы:
совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Задачи воспитательной работы:
прививать детям любовь к школе, добиваться осмысления ими их роли в учебной деятельности;
воспитывать навыки бережного отношения к учебным вещам, к школьному имуществу;
добиваться сознательной дисциплины, продолжить изучение правил поведения для учащихся;
воспитывать любовь к Родине, уважение к народам, населяющих ее;
учить детей видеть прекрасное в жизни, в поступках людей; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать физически подготовленных, закаленных людей; оказывать помощь ребенку в его интеллектуальном развитии, способствовать повышению его интереса к учебной деятельности; помочь каждому ребенку реализовывать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность;
формировать «образ успешного человека» как элемента школьной культуры;
содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
развивать сотрудничество учителя и учащихся;
способствовать вовлечению родителей в воспитательный процесс.
Пути реализации:
создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; социума; школы и семьи.
Анализ воспитательной работы с учащимися 2 класса за 2018-2019 учебный год
Во 2 классе обучалось _ человек (_ мальчиков, _ девочек). В классе соблюдаются следующие традиции: празднование дней рождения обучающихся, проведение физкультминуток и подвижных игр на уроках и переменах обучающимися, трудовой десант. В целом класс дисциплинирован.
В 2018-2019 учебном году классный руководитель реализовывал следующие цели и задачи воспитательной работы с классом:
1. Развитие самоуправления в классе, повышение самостоятельности и инициативности детей.
2. Создание условий для повышения мотивации к самообразованию и самовоспитанию.
3. Развитие нравственно-эстетических, интеллектуальных и физических способностей детей.
4. Создание условий для проявления творческих способностей каждого обучающегося.
5. Воспитание всесторонне развитой личности.
Исполнение данных целей во 2 классе осуществлялось по следующим направлениям:
• Гражданско-патриотическое воспитание
• Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание
• Экологическое воспитание
• Физкультурно-оздоровительное и трудовое воспитание
• Профилактика ДДТТ, пожарной безопасности, безопасности жизнедеятельности
• Семейное воспитание
• Индивидуальная работа с учащимися
В сентябре были проведены следующие мероприятия: игра-путешествие «Школяндия»; творческая мастерская «Мужественным быть» сказка «Права героев»; акция «Я выбираю добро»; акция «Кленовый лист ко Дню учителя»; спортивно-игровая эстафета «Юный помощник пожарной дружины»; проект «История одной улицы»; практикум «Внимание, дети на дороге!».
В октябре были проведены следующие мероприятия: Олимпийская неделя; День ГО; викторина «Мои маленькие друзья»; игровая программа «Зеленоглазый помощник»; беседа «Гордость моей земли»; месячник «Береги книгу»; игра-путешествие «Я могу. Я буду».
В ноябре были проведены следующие мероприятия: устный журнал «Как добрым быть»; устный журнал «Я – патриот»; акция «Не навреди, а помоги»; творческая мастерская «Изготовление открыток на День Матери»; фестиваль талантов «Мама – первое и главное слово»; интерактивная беседа «Правила поведения в экстремальных ситуациях»; брейн-ринг «Юный гражданин».
В декабре были проведены следующие мероприятия: спортивно-игровой конкурс «Здоровье – наша ценность»; акция «Все мы разные, все мы равные»; урок патриотизма «Герои рядом с нами»; изучение мотивов обучения; беседа «Как не стать жертвой насилия?»; представление «Здравствуй, Святитель Николай»; игровая программа «Добро пожаловать к волшебству»; операция «Новый Год пришел к нам в школу».
В январе были проведены следующие мероприятия: час-путешествие «В гости к Зимушке-Зиме»; звёздный час «Богатства Донецкой Народной Республики»; беседа «Спаси планету»; развлекательно-познавательная программа «Раз в Крещенский вечерок»; классный час «Мир профессий»; беседа «Как правильно построить свой день»; брейн-ринг «Права и обязанности школьника».
В феврале были проведены следующие мероприятия: викторина «Горловка – город герой»; эстафета «Мужественным быть»; театрализованное представление «Масленица пришла – открывайте ворота»; почта «Стрелы Амура»; творческая мастерская «День защитника Отечества».
В марте были проведены следующие мероприятия: беседа «Что такое хорошо? Что такое плохо?»; дебаты «Кто прав?»; брейн-ринг «Жизнь в безопасности»; родительское собрание «Учите детей быть счастливыми»; презентация «Мир увлечений»; интерактивный час «Ромашка здоровья».
В апреле были проведены следующие мероприятия: творческая мастерская «Пасхальный кролик»; день здоровья «Главная ценность…»; гагаринский урок «Космос, прием»; соревнования «Спорт – это сила»; неделя «Весенняя неделя добра»; ролевая игра «В стране бесправия»; информационный час «Чернобыль…одного хватает слова…»; беседа «Безопасность превыше всего».
В мае были проведены следующие мероприятия: викторина «Невидимые нити»; конкурс смотра строя и песни; урок мужества «Фронтовыми дорогами»; познавательная игра «Рыбы. Птицы. Звери»; агитбригада ЮИД; мозговой штурм «Новые возможности»; родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее»; конкурсная программа «Здравствуй, лето».
Кроме того, велось активное взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе: взаимопосещение уроков и воспитательных мероприятий, консультации, беседы, приглашения на родительские собрания.
Классным руководителем систематически велась работа с родителями: беседы, консультации, смотр жилищно-бытовых условий. Родительский комитет проявляет активность, однако не все родители проявляют интерес к учебно-воспитательному процессу: () посещали не все родительские собрания, не всегда выходились на контакт с классным руководителем. Индивидуальные формы работы с данными родителями не несут ожидаемого результата.
На протяжении года классным руководителем велась диагностика межличностных отношений в классе, мотивов обучения, уровня воспитанности. Анализ развития учащихся класса показал, что воспитательная работа повысила уровень воспитанности обучающихся, уровень нравственно-эстетического, физического и интеллектуального развития. Обучающиеся продемонстрировали хороший уровень развития творческих способностей, принимая активное участие в воспитательных мероприятиях, проводимых в классе и в школе. Особые успехи продемонстрировали (__________________). В классе установлен положительный социально-психологический микроклимат. Дети неконфликтны, дружны.
Таким образом, воспитательная деятельность во 2 классе возымела положительный эффект. Поставленные цели и задачи были выполнены.
Психолого-педагогическая характеристика класса
Всего учеников – _ человек, кол-во девочек – _ человек, кол-во мальчиков – _ человек.
В 3 классе учится _ человека, из них _ мальчика и _ девочки. В классе есть дети из многодетных семей: _______________
В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям.
В классе обучается _ отличника – ____________; _ хорошистов: _______________. Низкая успеваемость у _______________.
На уроках дети в основном активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс дружный, можно отметить, что коллектив сложился. Сформированы макро- и микро-группы. Дети помогают друг другу, переживают, заботятся друг о друге. Психологическая атмосфера в коллективе носит позитивный характер.
Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.
Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу и проконтролировать своё поведение и свои действия. Дети учатся сдерживать свои отрицательные эмоции, отдавать отчёт своим поступкам. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.
Дети очень добросовестно и с большим желанием выполняют поручения, любят труд. В целом дети вели себя дисциплинированно.
В классе отсутствуют «отвергаемые». Однако дети делятся на группы, при этом стараясь общаться всем классом.
На основании анализа результатов наблюдений можно утверждать, что класс является достаточно сплочённым и дружным коллективом.
Учебная мотивация носит разнообразный характер. В целом, дети проявляют высокую степень активности, как в урочное, так и в неурочное время. У детей желания получать новые знания и демонстрировать свои знания, полученные ранее; находятся на достаточном уровне.
В 2019-2020 учебном году классным руководителем планируется продолжить работу по сплочению коллектива, развитию уровня воспитанности, активизации познавательных процессов, раскрытию творческого потенциала каждого учащегося путем участия в коллективно-творческих делах.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
Дети научаться жить дружно, сплочённо.
Сформируется взаимодействие семьи и школы.
Основные направления работы:
Гражданско-патриотическое воспитание
Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание
Экологическое воспитание
Физкультурно-оздоровительное и трудовое воспитание
Профилактика ДДТТ, пожарной безопасности, безопасности жизнедеятельности
Семейное воспитание
Индивидуальная работа с учащимися
Духовно – нравственное воспитание.
Задачи:
Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше».
Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Гражданско – патриотическое воспитание.
Задачи:
Воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Донецкой Народной Республики.
Усвоение традиционных ценностей многонационального общества.
Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
Ожидаемые результаты:
Ценностное отношение к Республике, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Донецкой Народной Республики, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Учащиеся получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Эстетическое воспитание.
Задачи:
Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.
Развитие художественных способностей.
Воспитание чувства любви к прекрасному.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся знакомятся основными направлениями эстетической культуры.
Получат возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.
Воспитание здорового образа жизни.
Задачи:
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.
Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
формируются умения и навыки санитарно - гигиенической культуры,
приучаются к здоровому образу жизни.
Экологическое воспитание.
Задачи:
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе,
на пришкольном участке, по месту жительства
Трудовое воспитание.
Задачи:
Способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.
Ожидаемые результаты:
Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
Учебно – познавательная деятельность.
Задачи:
Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы.
Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.
Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами.
Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта
Учащиеся имеют право:
Пользоваться учебными кабинетами, библиотекой, спортзалом.
Участвовать в обсуждении вопросов по успеваемости, трудовой и учебной дисциплине, а также других вопросов, связанных с учебным процессом.
Учащиеся имеют право участвовать в общественной жизни коллектива и школы.
Учащиеся обязаны:
Посещать учебные занятия, школьные линейки, мероприятия.
Повышать свой культурный и нравственный уровень.
Соблюдать правила внутреннего распорядка школы.
Быть дисциплинированными и организованными.
Беречь школьное имущество.
Создание сплоченного классного коллектива.
Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника.
Проявление инициативы и ответственности за порученное дело
Наличие положительной динамики роста духовно - нравственных качеств личности ребенка
Участие в конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях.
Посещение спортивных секций, кружков по интересам.
Удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.
Коррекционная работа:
Цель психологического сопровождения: диагностика и коррекция эмоциональной сферы учащихся.
Цель логопедического сопровождения: коррекция и развитие речи ребенка.
Цель педагогического сопровождения: формирование у детей учебных навыков, развитие психических функций в процессе учебной деятельности
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения: формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.
Цели воспитательного сопровождения обусловливают формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни, культуры поведения в общественных местах
Работа с одарёнными учащимися:
Выполнение творческих работ.
Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.
Подготовка и участие в классных олимпиадах.
Участие в конкурсах чтецов.
Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.
Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.
Работа со слабоуспевающими:
Создание и работа шефских пар.
Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.
Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
Контроль посещения учащимися кружков в школе, проведения свободного времени.
Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.
Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
Работа с неуспевающими:
Исследование жилищно–бытовых условий учащихся.
Консультации и беседы с родителями по воспитанию детей.
Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в кружки, секции и другие внешкольные учреждения.
Контроль за выполнением поручений, которые учащиеся выбрали по своему желанию.
Повышение интереса к учению, путём предоставления им посильных дополнительных заданий по предметам.
Работа с родителями
ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ:
№ п/п | Тема собрания | Сроки |
1 | Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл во 3 класс | Сентябрь |
2 | Самосознание и образ "Я" младшего школьника | Октябрь |
3 | Вредные привычки - профилактика в раннем возрасте | Ноябрь |
4 | Секретный мир наших детей, или Ребёнок и улица | Декабрь |
5 | Методы семейного воспитания. О поощрении и наказании детей в семье | Январь |
6 | Семейный досуг: игры, домашние праздники и развлечения. Страхи детей и пути их преодоления | Март |
7 | Вот и стали мы на год взрослее | Май |
ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ:
№ п/п | Тема консультации | Сроки |
1 | Здоровое питание школьников | Сентябрь |
2 | Самостоятельность ребенка во время выполнения домашних заданий. Как ее развивать? | Октябрь |
3 | Режим ребенка второго класса. | Ноябрь |
4 | Помощь родителей в организации досуга детей. | Декабрь |
5 | Культура поведения младших школьников. | Январь |
6 | О внимании и внимательности. | Февраль |
7 | В. Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек | Март |
8 | Воспитание без насилия. | Апрель |
9 | Летний отдых детей. | Май |