Лагунова О.А.,
ОДНКНР, ОРКСЭ, ИЗО
МАОУ «Натальинская СОШ»
МО Красноуфимский округ
«Ценность искусства – не красота,
а нравственные поступки»
С. Моэм
«Образ педагога в изобразительном искусстве»
Аннотация. В статье представлен материал о важности формирования уважения к духовным ценностям, профессии учителя средствами изобразительного искусства. Квест-игра посвящена Году педагога и наставника в России, ориентирована на обучающихся 5-6 классов, может использоваться как на уроке, так и внеклассной деятельности.
Ключевые слова: мир красоты, культурная личность, духовные ценности, эстетическое воспитание, ценить искусство, увлекательное путешествие, учитель, портрет, игра.
Проблема эстетического воспитания актуальна в наше время. Существует глубокое убеждение в том, что ребёнка необходимо с раннего детства погружать в мир красоты и добра, окружающий его мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становится потребностью.[1].
Без воспитания с раннего возраста уважения к духовным ценностям, без умения понимать и ценить искусство, без пробуждения творческих начал невозможно развить в ребенке гармоничную, творческую и культурную личность. Поэтому воспитание личности ребенка средствами изобразительного искусства является необходимой и важной частью педагогического процесса [2].
В настоящее время в образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, одной из них является квест-игра. Игра для обучающихся любого возраста является наиболее привлекательной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагогов содержательная, отвечающая интересам детей правильно организованная игра - эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные познавательные и развивающие задачи [3].
Квест дает возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам осваивать новые знания, закреплять изученный материал. В ходе квеста у обучающихся происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения [5].
Роль педагога в жизни велика, потому что именно он передает знания из поколения в поколение, воспитывает молодежь, и таким образом вносит значительный вклад в формирование и развитие общества. И, несмотря на общественные изменения, профессия учителя во все времена считалась нужной, важной и ценной. Это можно наглядно проследить в искусстве.
Когда мы произносим слово «учитель», каждый видит перед собой своего учителя, но обязательно в этом образе есть и тепло, и уважение, и благодарность. Во все времена образ учителя славился во многих произведениях искусства. Каждый художник по-своему представлял данный художественный образ. Многие из них брали его из настоящей жизни, глядя на своих наставников-учителей.
Получив маршрутный лист, игрокам предлагалось: 1 - разгадать ребус, 2 - загадку, отгадку которой необходимо было вписать ключевым словом в кроссворд. Затем участники попадали в картинную галерею, где располагалась подборка репродукций картин художников разного времени по теме «Образ педагога в живописи»: «Сельская бесплатная школа», А.Морозов, 1865 г., «В сельской школе», В.Маковский, 1883 г., «Приезд учительницы», К. Трутовский, 1889 г., «Именины учительницы», Н.Богданов-Бельский, 1920 г., «Сельская учительница», Иван Тихий, 1952 г., «Учительница» И. Тихий, 1952 г., «Портрет советской учительницы», М. Лисовский, 1960 г., «Сельский учитель», Е. Зайцев, 2012 г. и другие. Каждая картина - это приглашение в увлекательное путешествие!
Рассматривая репродукции, обучающиеся должны были заполнить кроссворд, опираясь на ключевое слово (учитель).
Следующим испытанием было изображение портрета педагога в нетрадиционных техниках.
После каждого испытания ребята получали конвертик с ключом для выполнения заключительного задания: сообща создать из аппликативного материала образ учителя и охарактеризовать его. Конвертики нельзя вскрывать до финального задания.
В ходе игры обучающиеся могли представить, каким было образование в прошлое время, сравнить с современностью, отношение учителя к ученикам и наоборот, какими качествами обладал педагог. Юные участники получили новые и закрепили полученные знания, но самое важное они подружились с искусством, ощутили в нём живое пространство для воображения. Картинная галерея стала не скучным собранием молчаливых картин, а местом, где затаились целые миры, которые хотят рассказать о себе через искусство.
Играя в такие игры, можно утверждать, что ребенок, когда вырастет, будет уметь в будущем: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Список источников
1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994. -160 с.
2. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. — М.: Политиздат, 1980. -255 с.
3. https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2020/11/30/doklad-innovatsionnye-tehnologii-v
4. https://infourok.ru/sovremennie-innovacionnie-obrazovatelnie-tehnologii-456029.html
5. https://urok.1sept.ru/articles/674779