Круглый стол « Ценности, которым нет цены»
Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним.
Задачи:
• познакомить уч-ся с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;
• способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей;
• развивать духовно-нравственные качества студентов через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;
• формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.
Время: 45 минут
Форма проведения: Эвристическая беседа с проблемными вопросами
Оборудование и наглядные пособия: компьютер, телевизор, карточки с различными ценностными понятиями.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! Говорю я вам и тем самым желаю вам здравия, здоровья. А что Вы хотели бы пожелать себе и своим одноклассникам?
Учащиеся: (примерные ответы детей: успехов, удачи, счастья, благополучия, взаимоподдержки и т.д.)
Воспитатель: Надеюсь, что ваши пожелания были искренними и ценными для вас.
Воспитатель: Когда-то давно по этому поводу известный персидский поэт Омар Хайям сказал:
Один не разберёт, чем пахнут розы...
Другой из горьких трав добудет мёд.
Дай хлеба одному –навек запомнит...
Другому жизнь пожертвуй –не поймёт.
Воспитатель: Как вы думаете, какая мудрая мысль скрывается в этих словах.
Учащиеся: (примерный ответ) Люди не умеют ценить то, что даёт им жизнь, окружающие люди.
Воспитатель: Ценность - именно это слово и будет главным на нашем мероприятии. Сегодня у нас пойдёт речь о человеческих ценностях.
Воспитатель: Люди—существа удивительные и непредсказуемые. Мы тратим здоровье, чтобы заработать побольше денег, а потом тратим их, чтобы восстановить своё здоровье. В детстве мы мечтаем стать взрослыми, а когда взрослеем, хотим вернуться в детство. Сегодня мы не замечаем и переступаем то, что спустя годы может оказаться самой главной ценностью для нас.
Воспитатель: ребята, подумайте и ответьте, пожалуйста, с чем ассоциируются у вас слово ЦЕННОСТЬ.
Воспитатель: Действительно, ценность — это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.
Откинув время повседневности,
В ночной целительной глуши
Перебираю драгоценности,
Хранимые на дне души.
Их у меня не так уж много,
Но больше и не надо мне.
При подведении итогов
Они не падают в цене!
Воспитатель: (ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД) Любой выбор, поступок в жизни человека определяется системой ценностей. Перед вами перечень возможных жизненных ценностей. Подумайте, что в вашей жизни самое важное и ценное, без чего вы могли бы обойтись. То, что вы оставили, и есть основное в вашей жизни.
Жизненные ценности»
любовь
деньги
хорошие друзья
благополучная обстановка в стране
признание, слава, популярность
самостоятельность
счастливая семья
творчество
уверенность в себе
удовольствие
здоровье
интересная работа
жизнь
дружба
Воспитатель: Итак, в результате для вас оказались важными следующие ценности: здоровье, семья, деньги, работа, любовь, жизнь, дружба.
Все ли можно купить за деньги?????
Притча «Не в деньгах счастье». Ученик спросил мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон. Еду, но не аппетит. Лекарство, но не здоровье. Слуг, но не друзей. Женщин, но не любовь. Жилище, но не домашний очаг, развлечение, но не радость, учителей, но не ум
Воспитатель делает обобщение, говоря о том, что люди по- разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность – ценность жизни.
Современная притча «Полная банка» Воспитатель: Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.
Воспитатель: Послушайте притчу:
Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.
В начале лекции он молча берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями. Затем спрашивает:
- Банка полна?
-Да! – соглашаются студенты.
Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.
Он снова спросил студентов:
- Банка полна?
Они рассмеялись и согласились, что банка полная.
Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!
- Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи – ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька – другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыпете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.
Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок. - Назовите ключевые слова, в которых заключено основное значение притчи?
- Камни: семья, здоровье, друзья, дети
1. Самые ценные вещи в нашей жизни: семья, родные, друзья, здоровье, дети - все то, что имеет для жизни огромное значение.
2. Вещи, без которых мы могли бы обойтись и которые не так значимы для нас: машина, дорогой костюм, круиз, предметы роскоши в нашем доме.
3. Маленькие радости, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.
Вывод: если наша жизнь наполнена основными ценностями, то в ней всегда найдется место и на маленькие радости. Но если жизнь с самого начала наполнена мелочами, то в ней не остается места для самых важных вещей
Мы сейчас посмотрим ролик и определим, какая ценность раскрывается в нем. (Ролик. «Отец и сын»- слайд №7) (любовь и уважение к старшим, терпимость, благодарность – эти ценности являются общечеловеческими и значимы во все времена.
Воспитатель: Все ценности можно разделить на материальные и духовные. Какие ценности представлены перед нами? Распределите ценности по колонкам.
Материальные Духовные: золото, знания, одежда, музыка, поэзия, деньги, квартира, милосердие
Воспитатель: Проанализировав все эти ценности, мы пришли к выводу, что материальные ценности -это то, что мы можем потрогать, увидеть, купить, и они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и, значит, такой ценности не было.
Духовные ценности, в отличие от материальных, мы не всегда можем увидеть, и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей.
Воспитатель –Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план: материальные или духовные? С чем это связано? Почему люди ценят в жизни преимущественно то, что приносит им достаток, комфорт, материальную обеспеченность, безбедное существование?
-Духовные ценности… Что это такое?, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование) . Необходимы ли они человеку?
-Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?
Воспитатель: Ценности бывают как индивидуальные, так и общечеловеческие. Я предлагаю вашему вниманию видеоролик. Подумайте, какую ценность можно отнести к обеим группам, т.к. для многих это самая важная ценность во все времена. (Слайд 9- Смотрим видеоролик «Конрад III»).
Учащиеся: (отвечают) Семья.
Воспитатель: Да, это действительно так. Это доказано временем и историческими фактами и примерами.
Воспитатель: А сейчас я познакомлю вас со страшной статистикой наших дней. В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в полиции состоят 276000 родителей. Ежегодно рассматривается 35000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин - это человек, который, скорее всего, живет в гражданском браке -Как вы можете прокомментировать данную статистику?
-Не являются ли эти данные, на ваш взгляд, наглядной иллюстрацией кризиса семьи в России?
-Почему распадаются семьи? Чему можно уподобить семью? Представим себе два камня – острых, твердых. Пока они не соприкасаются друг с другом, то вроде все хорошо, но положи их в мешок и потряси сильно и долго. Возможны два варианта: либо камни обтесываются и уже не ранят друг друга, либо не хотят избавляться от своих острых углов, и тогда рвется мешок, и камни вылетают из него. Мешок – это семья.
- -Почему многие молодые люди официально не оформляют отношения, живут в гражданском браке? (не хотят ответственности, не хотят потерять свободу) Спать будем вместе, а остальное – врозь, в остальном мы друг за друга не отвечаем.
-Почему увеличивается количество неблагополучных семей?
Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком»? Какие обязательства берут на себя в таком браке?
«Супруги» - значит «вместе спряженные», т. е. 2 человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет «буксовать»?
Конечно, если они будут считать, что семья - это просто совместное проживание, а брак - только штамп в паспорте, супруг - просто синоним слова «муж» или «жена», то они быстро разбегутся.
В наше время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, а браки – без создания семьи. Супружество без обязательств – гражданский брак.
Предлагаю высказать аргументы «за» и против» гражданского брака.
Сначала послушаем защитников гражданского брака.
Примерные ответы:
Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства.
Это вроде теста, возможность оценить, справишься ли ты с ролью мужа или жены.
Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком.
В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся - полная свобода!
Воспитатель. Теперь слово противникам.
Примерные ответы:
Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет.
И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.
Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.
А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу?
Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается». При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.
-Что делать, чтобы укрепить семью, уменьшить количество гражданских браков?
Примерные ответы:
Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни.
Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не работала, а воспитывала детей.
Нужно объявлять выговоры, штрафовать.
Вернуться к истокам, к вере.
Просвещать молодежь, родителей, повышать престиж нормальной семьи.
-Считаете ли вы, что при создании семьи нужно руководствоваться не модой, а опытом предыдущих поколений?
Вспомните пословицы о семье:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
На что клад, коли в семье лад.
В дружной семье и в холод тепло.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Воспитатель: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.
Вывод: если наша жизнь наполнена основными ценностями, то в ней всегда найдется место и на маленькие радости. Но если жизнь с самого начала наполнена мелочами, то в ней не остается места для самых важных вещей
8. Упражнение "Дерево жизни"
Вам предоставляется изображение дерева и листы с ценностями (друзья, здоровье, крепкая семья, хорошая зарплата, карьера, поддержка родителей, автомобиль, поступление в ВУЗ, умение постоять за себя,) Нужно расклеить эти листы на дереве по приоритетам. Чем листок с ценностью ближе к корню дерева, тем большее значение оно имеет для человека.
Какие ценности у вас расположились ближе всех корню?
К каким ценностям они относятся: материальным или духовным?
9. Заключение. Выводы.
В вашей жизни вам придется не раз делать выбор между материальными и духовными ценностями. Я надеюсь, что после нашего урока вы не будете ошибаться и всегда будете делать правильный выбор.
III. Подведение итогов
Воспитатель: В заключение нашей встречи, я предлагаю вам закончить фразы
1.Преуспевающий в жизни человек - это человек, который…... (ставит перед собой цель и добивается её)
2.Человек-неудачник - это человек, который…. (думает, что у него никогда, ничего не получится)
3.Если человек не имеет…. то, он не состоялся (прожил жизнь зря). (ума, совести)
4.Если человек имеет……….,то он состоялся. (разум, ответственность, совесть..)
Уч-ся заканчивают фразы.
Воспитатель: Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!
Спасибо за участие
Воспитатель: Наш классный час мне хотелось бы закончить вместе с вами словами Андрея Дементьева
На что мы тратим жизнь? На мелочные ссоры, На глупые слова, пустые разговоры, На суету обид, на злобу - вновь и вновь. На что мы тратим жизнь?.. А надо б на любовь... Сжигаем жизнь дотла всё на пустое что-то: На нудные дела, не нужные заботы... В угоду обществу придумываем маски... На что мы тратим жизнь! А надо бы на ласку... Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку, На "имидж" и "престиж", не нужную науку, На ложь и хвастовство, на дармовую службу. На что мы тратим жизнь?.. А надо бы на дружбу... | Куда-то всё спешим, чего-то добываем. Чего-то ищем все - а более теряем; Всё копим - золото, тряпьё и серебро... На что мы тратим жизнь! А надо б на добро... Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем; С серьёзностью смешной вещички выбираем. Но сколько не гадай - всё выберешь не ту. На что мы тратим жизнь... А надо б на мечту... Боимся радости, боимся верить в сказки, Боимся и мечты, и нежности, и ласки; Боимся полюбить, чтоб после не тужить... На что мы тратим жизнь?! А надо просто жить! |