Просмотр содержимого документа
«Ценностное основание воспитательной системы»
Ценностное основание воспитательной системы
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.
Главным целевым ориентиром системы выбрано содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию, самовыражению.
Достижение такой цели возможно, если будут решены следующие задачи:
Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся
Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать ее становление.
Пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и самоуважения.
Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение через осознание таких ценностей:
Свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнения принятого решения),
Оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен),
Требовательность к себе (путь познания и развития себя, достижения намеченных целей),
Любознательность (стремление все знать и всему научиться, познавая мир, познай и самого себя),
Самопризнание (способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться)
Человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь)
Веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни, источником радости может стать любое дело и труд, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение)
Сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).
Разноцветные звездочки путеводной звезды означают:
- синяя- «Так держать!» (самая теплая) – это уверенность, оптимизм, соответствие поведения ребенка нравственным нормам,
- желтая – «Выбери верный путь!» (теплая) – это не всегда правильное поведение, отклонение от норм и целей, поставленных перед собой,
- красная – «Подтянись!» (самая холодная) – зажигается в походном дневнике, если после самонаблюдения, самоанализа, количественной самооценки учащийся почувствовал, что у него есть серьезные проблемы, которые трудно преодолеть собственными силами. Ему нужна поддержка других участников похода, тогда он сможет подтянуться и не отставать от своих одноклассников.
Дети, участвуя в походе, приобретают умения и навыки, необходимые в работе по самопознанию и саморазвитию.
Самонаблюдение. Каждому необходимо внимательно всматриваться в себя и свою жизнь. Любой случай в жизни – это своеобразная школа обретения ребенком жизненного опыта, культуры общения и поведения. Человек, не способный к самонаблюдению. Не может отвечать за свои действия и поступки. Нужно постоянно следить, удается ли сохранить гармонию, единство между своими взглядами, убеждениями, суждениями, с одной стороны, и повседневными поступками – с другой. Самонаблюдение помогает сформировать систему требований к себе.
Самоанализ. Дети должны стараться понять себя на основе рефлексии своего поведения, поступков, желаний. Самоанализ требует предельной искренности в отношениях с самим собой, воли и непрерывной тренировки. В нем скрыт один из важнейших резервов личности, ведь, зная, что «во мне», человек наиболее полно может охарактеризовать свое реальное «Я».А зная последнее, личность способна более целенаправленно и эффективно действовать на пути к «Я идеальному». Самоанализ служит основой для формирования у ребенка адекватной самооценки.
Самооценка. Самооценка- важный регулятор поведения личности. От нее зависит характер отношений с окружающими, наличие или отсутствие критичности, требовательности к себе, правильное понимание своих успехов и неудач.
Основными критериями самооценки в походе выступают:
Соблюдение общечеловеческих нравственных норм (гуманизм, правдивость, честность, добросовестность, общительность и т.д.)
Полезность совершенного для себя и для окружающих
Виды самооценки:
- количественная (1-5 баллов),
- качественная, символами которой являются звезды 3 цветов.
СТРУКТУРА ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель системы: на основе создания атмосферы комфортности, защищенности и творческого содружества в совместной жизнедеятельности, способствовать проявлению и развитию способностей детей. |





Сотрудничество с родителями | | Педагогическая коррекция | Учебная деятельность | Развитие детей | Создание благоприятного эмоционально-психологического климата | | Связи с внешкольными учреждениями |
