СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценностные ориентации у детей и подростков.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознанная последовательность профессиональных действий, отражающая наиболее эффективный , для определённых условий путь, и есть педагогическая технология...

Просмотр содержимого документа
«Ценностные ориентации у детей и подростков.»

Ценности – вертикаль образования

Ценности – вертикаль образования

Психолого-педагогическая технология развития ценностных ориентаций у детей и подростков.

Психолого-педагогическая технология развития ценностных ориентаций у детей и подростков.

Возможности участия педагога в ценностном развитии ученика

Личностное влияние педагога . Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в процедурах трансляции собственных ценностей: осознает ли он их, способен ли подбирать такие формы своих ценностных реакций, которые помогали бы другому человеку их принять, осмыслить и т.д.

Совместная жизнедеятельность в ценностно-насыщенной среде . Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды школы: быта, оформления школьного пространства, мероприятийного (событийного) ряда, традиций, стиля общения и взаимодействия учителей и воспитанников в школе и др.

Специальное конструирование образовательных ценностных ситуаций . Для организации «встречи» детей с ценностным миром – своим и других людей, развития ценностных представлений педагог может использовать различные образовательные технологии, создавать специальные ситуации «концентрированного» проживания таких ситуаций.

Обнаружение и открытие детям ценностей, стоящих за учебным знанием . Речь идет об этических и эстетических вопросах, затрагиваемых и обсуждаемых в процессе изучения предметного материала. Это помогает ученикам увидеть ценностную сторону знания, формирует ценностный взгляд на явления и события мира.

Надо сказать, что разные возможности в разной степени представлены в деятельности педагогов-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Ценностное содержание учебного знания Противоборство или взаимодействие разных систем ценностей Обретение и потеря ценности Поступок на основе ценностного выбора Ценностные последствия событий или поступков Жизненный путь конкретного человека как ценностный  опыт Ценностные метафоры и образы

Ценностное содержание учебного знания

Противоборство или взаимодействие разных систем ценностей

Обретение и потеря ценности

Поступок на основе ценностного выбора

Ценностные последствия событий или поступков

Жизненный путь конкретного человека как ценностный опыт

Ценностные метафоры и образы

Оперирование ценностями: Выбор приоритетных ценностей Осознание и формулирование ценностей Защита ценностей Сравнение ценностей Ранжирование ценностей 5

Оперирование ценностями:

Выбор приоритетных ценностей

Осознание и формулирование ценностей

Защита

ценностей

Сравнение ценностей

Ранжирование ценностей

5

Методы работы с ценностным содержанием: Педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие детей такой непростой работе души. Немало копий сломано в дискуссиях о том, можно ли технологизировать процесс работы педагога с ценностями своих учеников. Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат. Если же говорить об осознанном методическом оформлении работы с ценностями – то, несомненно, да. Уже звучала мысль о том, что свои ценности нужно уметь транслировать. Значит, даже процесс трансляции своих ценностей нужно грамотно методически оформлять. На помощь педагогу приходят современные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процессе формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации. 5

Методы работы с ценностным содержанием:

Педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие детей такой непростой работе души.

Немало копий сломано в дискуссиях о том, можно ли технологизировать процесс работы педагога с ценностями своих учеников. Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат. Если же говорить об осознанном методическом оформлении работы с ценностями – то, несомненно, да. Уже звучала мысль о том, что свои ценности нужно уметь транслировать. Значит, даже процесс трансляции своих ценностей нужно грамотно методически оформлять. На помощь педагогу приходят современные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процессе формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации.

5

ТКМ – ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВЫЗОВ (ЧТО УЗНАЛ?) ОСМЫСЛЕНИЕ ( КАК УЗНАЛ?) РЕФЛЕКСИЯ (КАК ОТНОШУСЬ?) Например…

ТКМ – ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • ВЫЗОВ (ЧТО УЗНАЛ?)
  • ОСМЫСЛЕНИЕ ( КАК УЗНАЛ?)
  • РЕФЛЕКСИЯ (КАК ОТНОШУСЬ?)

Например…

 Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…

И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал...
  • И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал...
 Все в твоих руках…

Все в твоих руках…

технологии Цель дискуссии - прийти к единому мнению; Этические дилемы (в лодке… Ролевая игра – не театр, а с позиции

технологии

  • Цель дискуссии - прийти к единому мнению;
  • Этические дилемы (в лодке…
  • Ролевая игра – не театр, а с позиции

Педагогическая технология:  Осознанная последовательность профессиональных действий, отражающая наиболее эффективный для определенных условий и воспроизводимый путь достижения конкретной педагогической цели .

Педагогическая технология:

Осознанная последовательность профессиональных действий, отражающая наиболее эффективный для определенных условий и воспроизводимый путь достижения конкретной педагогической цели .

Показатели технологичности: Четкое представление о педагогической цели Осознание последовательности шагов и этапов, необходимых для достижения цели и находящихся в гармонии с логикой развития самого объекта воздействия Понимание природы и характера действий тех внутренних психологических механизмов, которые запускает педагог своими действиями Осознание меры своих педагогических усилий Осознание себя как «инструмента» педагогического влияния

Показатели технологичности:

  • Четкое представление о педагогической цели
  • Осознание последовательности шагов и этапов, необходимых для достижения цели и находящихся в гармонии с логикой развития самого объекта воздействия
  • Понимание природы и характера действий тех внутренних психологических механизмов, которые запускает педагог своими действиями
  • Осознание меры своих педагогических усилий
  • Осознание себя как «инструмента» педагогического влияния
Технология развития ценностных ориентаций: Любое качество личности – результат либо довольно продолжительной личной эволюции, либо последовательного целенаправленного формирования извне (поддержанного личностью изнутри). Большинство ценностных ориентаций личности (не берем удивительные и редкие случаи катарсиса, ценностного прозрения) – продолжительный путь осмысления, приложения к себе, сознательного выбора и усилия. Долог путь от слов педагога «будь внимательнее к людям» до того особого отношения, которое мы называем уважением, ценностным отношением к личности другого человека. Педагогическая задача – организовать движение от внешнего к внутреннему, запустить процесс формирования и провести его через ряд этапов с тем, чтобы в определенный момент либо удовлетворенно отереть пот со лба, либо сказать «Я сделал все, что мог». 5

Технология развития ценностных ориентаций:

Любое качество личности – результат либо довольно продолжительной личной эволюции, либо последовательного целенаправленного формирования извне (поддержанного личностью изнутри). Большинство ценностных ориентаций личности (не берем удивительные и редкие случаи катарсиса, ценностного прозрения) – продолжительный путь осмысления, приложения к себе, сознательного выбора и усилия. Долог путь от слов педагога «будь внимательнее к людям» до того особого отношения, которое мы называем уважением, ценностным отношением к личности другого человека. Педагогическая задача – организовать движение от внешнего к внутреннему, запустить процесс формирования и провести его через ряд этапов с тем, чтобы в определенный момент либо удовлетворенно отереть пот со лба, либо сказать «Я сделал все, что мог».

5

1 шаг: знакомство Использование примеров из художественной и духовной литературы; чтение и обсуждение прочитанного Обсуждение реальных событий (близких детям), случившихся в городе, стране, в мире, с этической точки зрения. Просмотр видео-материалов, кинофильмов, спектаклей и их обсуждение. Организация экскурсий и обсуждение увиденного с ценностной точки зрения. Ценностные опросы. Личный пример взрослого, демонстрация взрослым своего отношения к определенным ситуациям. Создание ситуаций для общения с людьми, имеющими разные позиции, и последующее обсуждение. Общение с природой; создание ситуаций для оказания помощи живым существам.

1 шаг: знакомство

  • Использование примеров из художественной и духовной литературы; чтение и обсуждение прочитанного
  • Обсуждение реальных событий (близких детям), случившихся в городе, стране, в мире, с этической точки зрения.
  • Просмотр видео-материалов, кинофильмов, спектаклей и их обсуждение.
  • Организация экскурсий и обсуждение увиденного с ценностной точки зрения.
  • Ценностные опросы.
  • Личный пример взрослого, демонстрация взрослым своего отношения к определенным ситуациям.
  • Создание ситуаций для общения с людьми, имеющими разные позиции, и последующее обсуждение.
  • Общение с природой; создание ситуаций для оказания помощи живым существам.
2 шаг: проговаривание на своем языке Групповые дискуссии, обсуждения. Ролевые игры и театральная драматизация. Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации. Планирование конкретных дел ценностного содержания(индивидуально и в классе). Разбор конфликтных ситуаций.

2 шаг: проговаривание на своем языке

  • Групповые дискуссии, обсуждения.
  • Ролевые игры и театральная драматизация.
  • Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации.
  • Планирование конкретных дел ценностного содержания(индивидуально и в классе).
  • Разбор конфликтных ситуаций.
3 шаг: проживание и тренировка Участие в театральных постановках, исполнение ценностно-окрашенных ролей или их режиссура. Творческая деятельность: нахождение ценностных сюжетов для фотографии, рисунка и др. Сюжетно-ролевые игры, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них. Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций и обстоятельств. Опыт принятия других; забота о других, о тех, кто болеет (в том числе животных). Встреча с ветеранами, забота о них. Помощь тем, кто отсутствовал в школе. Встречи с духовно богатыми людьми. Поездки в места, насыщенные культурными, духовными смыслами - погружение в атмосферу.

3 шаг: проживание и тренировка

  • Участие в театральных постановках, исполнение ценностно-окрашенных ролей или их режиссура.
  • Творческая деятельность: нахождение ценностных сюжетов для фотографии, рисунка и др.
  • Сюжетно-ролевые игры, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
  • Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций и обстоятельств.
  • Опыт принятия других; забота о других, о тех, кто болеет (в том числе животных).
  • Встреча с ветеранами, забота о них.
  • Помощь тем, кто отсутствовал в школе.
  • Встречи с духовно богатыми людьми.
  • Поездки в места, насыщенные культурными, духовными смыслами - погружение в атмосферу.
4 шаг: реальные ситуации Установление и поддержание ценностных традиций класса, школы. Разработка и проведение акций, имеющих ценностное содержание. Использование ситуаций вхождения «новеньких» в детский коллектив. Встреча с ветеранами, забота о них. Публичная нравственная оценка событий и поступков. Помощь тем, кто отсутствовал в школе. Разбор конфликтных ситуаций. Празднование ценностно-окрашенных праздников. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых значимых событий и мероприятий.

4 шаг: реальные ситуации

  • Установление и поддержание ценностных традиций класса, школы.
  • Разработка и проведение акций, имеющих ценностное содержание.
  • Использование ситуаций вхождения «новеньких» в детский коллектив.
  • Встреча с ветеранами, забота о них.
  • Публичная нравственная оценка событий и поступков.
  • Помощь тем, кто отсутствовал в школе.
  • Разбор конфликтных ситуаций.
  • Празднование ценностно-окрашенных праздников.
  • Проведение совместной рефлексии детей и взрослых значимых событий и мероприятий.
В добрый путь!

В добрый путь!