Ценности – вертикаль образования
Психолого-педагогическая технология развития ценностных ориентаций у детей и подростков.
Возможности участия педагога в ценностном развитии ученика
Личностное влияние педагога . Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в процедурах трансляции собственных ценностей: осознает ли он их, способен ли подбирать такие формы своих ценностных реакций, которые помогали бы другому человеку их принять, осмыслить и т.д.
Совместная жизнедеятельность в ценностно-насыщенной среде . Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды школы: быта, оформления школьного пространства, мероприятийного (событийного) ряда, традиций, стиля общения и взаимодействия учителей и воспитанников в школе и др.
Специальное конструирование образовательных ценностных ситуаций . Для организации «встречи» детей с ценностным миром – своим и других людей, развития ценностных представлений педагог может использовать различные образовательные технологии, создавать специальные ситуации «концентрированного» проживания таких ситуаций.
Обнаружение и открытие детям ценностей, стоящих за учебным знанием . Речь идет об этических и эстетических вопросах, затрагиваемых и обсуждаемых в процессе изучения предметного материала. Это помогает ученикам увидеть ценностную сторону знания, формирует ценностный взгляд на явления и события мира.
Надо сказать, что разные возможности в разной степени представлены в деятельности педагогов-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.
Ценностное содержание учебного знания
Противоборство или взаимодействие разных систем ценностей
Обретение и потеря ценности
Поступок на основе ценностного выбора
Ценностные последствия событий или поступков
Жизненный путь конкретного человека как ценностный опыт
Ценностные метафоры и образы
Оперирование ценностями:
Выбор приоритетных ценностей
Осознание и формулирование ценностей
Защита
ценностей
Сравнение ценностей
Ранжирование ценностей
5
Методы работы с ценностным содержанием:
Педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие детей такой непростой работе души.
Немало копий сломано в дискуссиях о том, можно ли технологизировать процесс работы педагога с ценностями своих учеников. Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат. Если же говорить об осознанном методическом оформлении работы с ценностями – то, несомненно, да. Уже звучала мысль о том, что свои ценности нужно уметь транслировать. Значит, даже процесс трансляции своих ценностей нужно грамотно методически оформлять. На помощь педагогу приходят современные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процессе формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации.
5
ТКМ – ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- ВЫЗОВ (ЧТО УЗНАЛ?)
- ОСМЫСЛЕНИЕ ( КАК УЗНАЛ?)
- РЕФЛЕКСИЯ (КАК ОТНОШУСЬ?)
Например…
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…
- И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал...
Все в твоих руках…
технологии
- Цель дискуссии - прийти к единому мнению;
- Этические дилемы (в лодке…
- Ролевая игра – не театр, а с позиции
Педагогическая технология:
Осознанная последовательность профессиональных действий, отражающая наиболее эффективный для определенных условий и воспроизводимый путь достижения конкретной педагогической цели .
Показатели технологичности:
- Четкое представление о педагогической цели
- Осознание последовательности шагов и этапов, необходимых для достижения цели и находящихся в гармонии с логикой развития самого объекта воздействия
- Понимание природы и характера действий тех внутренних психологических механизмов, которые запускает педагог своими действиями
- Осознание меры своих педагогических усилий
- Осознание себя как «инструмента» педагогического влияния
Технология развития ценностных ориентаций:
Любое качество личности – результат либо довольно продолжительной личной эволюции, либо последовательного целенаправленного формирования извне (поддержанного личностью изнутри). Большинство ценностных ориентаций личности (не берем удивительные и редкие случаи катарсиса, ценностного прозрения) – продолжительный путь осмысления, приложения к себе, сознательного выбора и усилия. Долог путь от слов педагога «будь внимательнее к людям» до того особого отношения, которое мы называем уважением, ценностным отношением к личности другого человека. Педагогическая задача – организовать движение от внешнего к внутреннему, запустить процесс формирования и провести его через ряд этапов с тем, чтобы в определенный момент либо удовлетворенно отереть пот со лба, либо сказать «Я сделал все, что мог».
5
1 шаг: знакомство
- Использование примеров из художественной и духовной литературы; чтение и обсуждение прочитанного
- Обсуждение реальных событий (близких детям), случившихся в городе, стране, в мире, с этической точки зрения.
- Просмотр видео-материалов, кинофильмов, спектаклей и их обсуждение.
- Организация экскурсий и обсуждение увиденного с ценностной точки зрения.
- Ценностные опросы.
- Личный пример взрослого, демонстрация взрослым своего отношения к определенным ситуациям.
- Создание ситуаций для общения с людьми, имеющими разные позиции, и последующее обсуждение.
- Общение с природой; создание ситуаций для оказания помощи живым существам.
2 шаг: проговаривание на своем языке
- Групповые дискуссии, обсуждения.
- Ролевые игры и театральная драматизация.
- Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации.
- Планирование конкретных дел ценностного содержания(индивидуально и в классе).
- Разбор конфликтных ситуаций.
3 шаг: проживание и тренировка
- Участие в театральных постановках, исполнение ценностно-окрашенных ролей или их режиссура.
- Творческая деятельность: нахождение ценностных сюжетов для фотографии, рисунка и др.
- Сюжетно-ролевые игры, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
- Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций и обстоятельств.
- Опыт принятия других; забота о других, о тех, кто болеет (в том числе животных).
- Встреча с ветеранами, забота о них.
- Помощь тем, кто отсутствовал в школе.
- Встречи с духовно богатыми людьми.
- Поездки в места, насыщенные культурными, духовными смыслами - погружение в атмосферу.
4 шаг: реальные ситуации
- Установление и поддержание ценностных традиций класса, школы.
- Разработка и проведение акций, имеющих ценностное содержание.
- Использование ситуаций вхождения «новеньких» в детский коллектив.
- Встреча с ветеранами, забота о них.
- Публичная нравственная оценка событий и поступков.
- Помощь тем, кто отсутствовал в школе.
- Разбор конфликтных ситуаций.
- Празднование ценностно-окрашенных праздников.
- Проведение совместной рефлексии детей и взрослых значимых событий и мероприятий.
В добрый путь!