Выступление на ШМО классных руководителей
Прягаева Людмила Ивановна
классный руководитель 7 класса
2022-2023 учебный год
по теме
Ценностные приоритеты патриотического воспитания подростков
(Из опыта работы классного руководителя)
Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек.
В. Белинский
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»
Актуальность темы: В век компьютеризации, инноваций, новых технологий проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.
Описание педагогического опыта
Цели воспитания:
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия края, России.
Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи воспитания:
Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
Для достижения поставленных целей и задач
- стимулирую познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
- формирую способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание,
- развиваю творческие способности, знакомлю с традициями края, страны, достижениями людей;
- воспитываю трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
- учу заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;
- учу бережному отношению к общественному достоянию;
- прививаю уважение к культуре и традициям других национальностей;
- прививаю чувство любви к своему Отечеству.
- развиваю чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России.
- воспитываю у детей неприятие агрессии, насилия и войны.
- способствую физическому развитию учащихся, развиваю чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.
Решая задачи патриотического воспитания, строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.
Традиционные формы работы:
классные часы, использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет.
Инновационные формы работы:
поисковая работа, участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы патриотического воспитания у обучающихся к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
В соответствии с целями, задачами Программы, а также с ожидаемыми результатами выделяю несколько направлений.
Направления патриотического воспитания
1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье
В рамках данного направления:
- изучаем историю своего рода через составление генеалогических древ «Мое семейное древо» (в стадии работы ещё);
- собрали информацию и оформили стенд о своих папах «Наши защитники»;
- сбор информации о профессиях своих родителей.
Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы
При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы:
- сбор материала и оформление стенда «Они защищали Родину»;
- знакомство с «Историей школы»;
- проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
- проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы (день Учителя и пожилого человека, день 8 марта)
Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.
3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.
По данному направлению запланированы следующие мероприятия:
- проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» апрель;
- сбор материала о героях своей семьи и размещение этого материала на сайт «Дорога памяти» апрель;
- знакомство с выпускниками школы и земляками нашего посёлка «Урок Мужества «Герои наших дней» (День героев отечества 8.12)
- изучение истории возникновения нашего посёлка;
- создание альбома «Время выбрало нас!» (о выпускниках войн);
- экскурсия – путешествие «Достопримечательности малой родины»;
- проведение интеллектуальной игры «Мой Пермский край», Пермская кругосветка»; 01.12.
- инфор.час «Не детское детство» 16.01. (день прорыва Ленинграда»;
Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.
4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.
Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны.
По данному направлению проведены следующие мероприятия:
- ежегодно 3 декабря отмечаем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами;
- ежегодно 9 декабря провожу с учениками мероприятие «День Героев Отечества»;
- провела урок мужества «Афган наша боль», посвящённый выводу советских войск из Афганистана, дню воинов-интернационалистов;
- традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;
- праздник Дня Защитника Отечества;
В канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем:
- в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»;
- в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы;
Провела с детьми цикл мероприятий к памятным датам Великой Отечественной войны:
- провела классные часы « Дети блокадного Ленинграда», «Ленинград в годы блокады», посвященные снятию блокады Ленинграда;
Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.
Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.
Данные психологической диагностики 7 -го класса показывают положительную динамику межличностных взаимоотношений в коллективе. Наблюдаются такие фактические изменения, как упорядоченность жизнедеятельности класса, общий положительный психологический климат, рост уровня воспитанности детей. Эти перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется взаимопонимание, сотрудничество, помощь и поддержка.
Воспитательные результаты школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, в другой среде, юный человек действительно становится свободным гражданином.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении всех лет обучения в школе создает у воспитанников реальную возможность выхода в пространство общественного действия.
Пройдёт время, и я думаю, станут, заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей чувства любви и доброты, гордости за свою страну и патриотизма. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному направлениям определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.
Благодаря такой работе, нам есть чем гордиться:
В нашем классе 100% успеваемость по школе.
Ученики класса принимают активное участие в жизни класса, школы.
Участвуют в районных мероприятиях: спортивных, конкурсах.
100% внеурочная занятость воспитанников.
Нет детей, состоящих на различных видах учёта.
100% вовлечённость подростков в волонтёрскую деятельность (изготовление блиндажных свечей для СВО, сбор гуманитарной помощи, участие в акциях «Напиши письмо солдату»).
Взаимосвязь родителей и учителей в деле обеспечения единства учебно-воспитательного процесса.
В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный.
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия.
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин.
Надеюсь, мои ученики будут настоящими патриотами! И нас будет много!