СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценностные приоритеты патриотического воспитания подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по патриотическому воспитанию. Представление на ШМО класных руководителей.

Просмотр содержимого документа
«Ценностные приоритеты патриотического воспитания подростков»

Выступление на ШМО классных руководителей


Прягаева Людмила Ивановна

классный руководитель 7 класса

2022-2023 учебный год


по теме



Ценностные приоритеты патриотического воспитания подростков

(Из опыта работы классного руководителя)



Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек.
В. Белинский


Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. 
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» 

Актуальность темы: В век компьютеризации, инноваций, новых технологий проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.

Описание педагогического опыта

Цели воспитания:

  1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

  2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия края, России.

  3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи воспитания:

  1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.

  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

  3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Для достижения поставленных целей и задач
- стимулирую познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
- формирую способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание,
- развиваю творческие способности, знакомлю с традициями края, страны, достижениями людей;
- воспитываю трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
- учу заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;
- учу бережному отношению к общественному достоянию;
- прививаю уважение к культуре и традициям других национальностей;
- прививаю чувство любви к своему Отечеству.
- развиваю чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России.
- воспитываю у детей неприятие агрессии, насилия и войны.
- способствую физическому развитию учащихся, развиваю чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.
Решая задачи патриотического воспитания, строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.

Традиционные формы работы:
классные часы, использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет.

Инновационные формы работы:
поисковая работа, участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы патриотического воспитания у обучающихся к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
В соответствии с целями, задачами Программы, а также с ожидаемыми результатами выделяю несколько направлений.

Направления патриотического воспитания

1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье
В рамках данного направления:
- изучаем историю своего рода через составление генеалогических древ «Мое семейное древо» (в стадии работы ещё);
- собрали информацию и оформили стенд о своих папах «Наши защитники»;
- сбор информации о профессиях своих родителей.

Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы


При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы:
- сбор материала и оформление стенда «Они защищали Родину»;
- знакомство с  «Историей школы»;
- проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
- проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы (день Учителя и пожилого человека, день 8 марта)


Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.

По данному направлению запланированы следующие мероприятия:
- проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» апрель;
- сбор материала о героях своей семьи и размещение этого материала на сайт «Дорога памяти» апрель;
- знакомство с выпускниками школы и земляками нашего посёлка «Урок Мужества «Герои наших дней» (День героев отечества 8.12)
- изучение истории возникновения нашего посёлка;
- создание альбома «Время выбрало нас!» (о выпускниках войн);
- экскурсия – путешествие «Достопримечательности малой родины»;
- проведение интеллектуальной игры  «Мой Пермский край», Пермская кругосветка»; 01.12.
- инфор.час «Не детское детство» 16.01. (день прорыва Ленинграда»;

Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.
Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны.
По данному направлению проведены следующие мероприятия:
- ежегодно 3 декабря отмечаем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами;
- ежегодно 9 декабря провожу с учениками мероприятие «День Героев Отечества»;
- провела урок мужества «Афган наша боль», посвящённый выводу советских войск из Афганистана, дню воинов-интернационалистов;
- традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;
- праздник Дня Защитника Отечества;


В канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем:
- в акциях «Георгиевская ленточка»«Бессмертный полк»;
- в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы;
Провела с детьми цикл мероприятий к памятным датам Великой Отечественной войны:
- провела классные часы « Дети блокадного Ленинграда»«Ленинград в годы блокады», посвященные снятию блокады Ленинграда;


Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.
Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.

Данные психологической диагностики 7 -го класса показывают положительную динамику межличностных взаимоотношений в коллективе. Наблюдаются такие фактические изменения, как упорядоченность жизнедеятельности класса, общий положительный психологический климат, рост уровня воспитанности детей. Эти перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется взаимопонимание, сотрудничество, помощь и поддержка.

Воспитательные результаты школьников распределяются по трем уровням.

  1. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

  2. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

  3. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, в другой среде, юный человек действительно становится свободным гражданином.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении всех лет обучения в школе создает у воспитанников реальную возможность выхода в пространство общественного действия.

Пройдёт время, и я думаю, станут, заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей чувства любви и доброты, гордости за свою страну и патриотизма. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному направлениям определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.

Благодаря такой работе, нам есть чем гордиться:

  • В нашем классе 100% успеваемость по школе.

  • Ученики класса принимают активное участие в жизни класса, школы.

  • Участвуют в районных мероприятиях: спортивных, конкурсах.

  • 100% внеурочная занятость воспитанников.

  • Нет детей, состоящих на различных видах учёта.

  • 100% вовлечённость подростков в волонтёрскую деятельность (изготовление блиндажных свечей для СВО, сбор гуманитарной помощи, участие в акциях «Напиши письмо солдату»).

  • Взаимосвязь родителей и учителей в деле обеспечения единства учебно-воспитательного процесса.


В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный.
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия.
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин.
Надеюсь, мои ученики будут настоящими патриотами! И нас будет много!