Просмотр содержимого документа
«Центры опытно-экспериментальной деятельности в группах ДОУ»
Центры опытно-экспериментальной деятельности в группах ДОУ
Старший воспитатель
Важинская Наталья Николаевна
Современное российское образование требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основании развивающего обучения. Одним из таких методов выступает детское экспериментирование.
- Использование этого метода пропагандировали такие классики педагогики, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский.
- Н.Н. Поддьяков сказал: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Основная цель экспериментальной деятельности:
- Развитие познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста
Главное достоинство экспериментирования:
- Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
- О мире животных и растений (как звери живут зимой, летом; как растут овощи, фрукты, какие условия необходимы для их развития (свет, влага, тепло));
- Материалах (глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса);
- Человеке;
- Природных явлениях (времена года, объекты живой и неживой природы);
- Предметном мире ( посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт);
- Геометрических эталонах (круг, прямоугольник, призма, ромб).
Для организации опытно-экспериментальной деятельности можно создавать так называемые центры, которые включают в себя:
- Подборку дидактического материала: карточки-схемы для проведения опытов;
- Дидактические игры по познавательному развитию;
- Различный природный, бросовый, технический, медицинский и прочий материал;
- Приборы помощники.
Развивающая предметно-пространственная среда такого центра реализует такие принципы построения:
- Насыщенность;
- Транформируемость;
- Полифункциональность;
- Вариативность;
- Доступность;
- Безопасность.
Компоненты центра опытно-экспериментальной деятельности:
- Дидактический (картотеки опытов и экспериментов; схемы с таблицами и алгоритмами выполнения опытов, книги познавательного развития).
- Демонстрационно-действенный (насыщенность оборудованием: микроскопы, лупы, песочные часы, природные материалы и все что необходимо для проведения опытов и экспериментов).
- Стимулирующий (карточки-подсказки; личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; игровой персонаж, от имени которого моделируется проблемная ситуация).
Опыты проводятся:
- Индивидуально (1-4 ребенка);
- С группой (5-10 детей);
- Коллективно (вся группа).
Необходимо использовать определенные схемы, модели, обеспечивающие зрительное восприятие этапов проведения опыта.
В процессе экспериментирования:
- Дети учатся задавать вопросы «Как это сделать?», «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…» - и пытаются сами найти на них ответы.
- Учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы.
- Обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
- Требование давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
- Следствием опытно-экспериментальной деятельности является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища – и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.»
С.Л. Рубинштейн