СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Центры опытно-экспериментальной деятельности в группах ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание в группах ДОУ центров опытно-экспериментальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Центры опытно-экспериментальной деятельности в группах ДОУ»

 Центры опытно-экспериментальной деятельности в группах ДОУ Старший воспитатель Важинская Наталья Николаевна

Центры опытно-экспериментальной деятельности в группах ДОУ

Старший воспитатель

Важинская Наталья Николаевна

Современное российское образование требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основании развивающего обучения. Одним из таких методов выступает детское экспериментирование.

Современное российское образование требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основании развивающего обучения. Одним из таких методов выступает детское экспериментирование.

Использование этого метода пропагандировали такие классики педагогики, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский. Н.Н. Поддьяков сказал: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
  • Использование этого метода пропагандировали такие классики педагогики, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский.
  • Н.Н. Поддьяков сказал: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Основная цель экспериментальной деятельности: Развитие познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста

Основная цель экспериментальной деятельности:

  • Развитие познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста
Главное достоинство экспериментирования: Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Главное достоинство экспериментирования:

  • Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: О мире животных и растений (как звери живут зимой, летом; как растут овощи, фрукты, какие условия необходимы для их развития (свет, влага, тепло)); Материалах (глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса); Человеке; Природных явлениях (времена года, объекты живой и неживой природы); Предметном мире ( посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт); Геометрических эталонах (круг, прямоугольник, призма, ромб).

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  • О мире животных и растений (как звери живут зимой, летом; как растут овощи, фрукты, какие условия необходимы для их развития (свет, влага, тепло));
  • Материалах (глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса);
  • Человеке;
  • Природных явлениях (времена года, объекты живой и неживой природы);
  • Предметном мире ( посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт);
  • Геометрических эталонах (круг, прямоугольник, призма, ромб).
Для организации опытно-экспериментальной деятельности можно создавать так называемые центры, которые включают в себя:   Подборку дидактического материала: карточки-схемы для проведения опытов; Дидактические игры по познавательному развитию; Различный природный, бросовый, технический, медицинский и прочий материал; Приборы помощники.

Для организации опытно-экспериментальной деятельности можно создавать так называемые центры, которые включают в себя:

  • Подборку дидактического материала: карточки-схемы для проведения опытов;
  • Дидактические игры по познавательному развитию;
  • Различный природный, бросовый, технический, медицинский и прочий материал;
  • Приборы помощники.
Развивающая предметно-пространственная среда такого центра реализует такие принципы построения: Насыщенность; Транформируемость; Полифункциональность; Вариативность; Доступность; Безопасность.

Развивающая предметно-пространственная среда такого центра реализует такие принципы построения:

  • Насыщенность;
  • Транформируемость;
  • Полифункциональность;
  • Вариативность;
  • Доступность;
  • Безопасность.
Компоненты центра опытно-экспериментальной деятельности: Дидактический (картотеки опытов и экспериментов; схемы с таблицами и алгоритмами выполнения опытов, книги познавательного развития). Демонстрационно-действенный (насыщенность оборудованием: микроскопы, лупы, песочные часы, природные материалы и все что необходимо для проведения опытов и экспериментов). Стимулирующий (карточки-подсказки; личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; игровой персонаж, от имени которого моделируется проблемная ситуация).

Компоненты центра опытно-экспериментальной деятельности:

  • Дидактический (картотеки опытов и экспериментов; схемы с таблицами и алгоритмами выполнения опытов, книги познавательного развития).
  • Демонстрационно-действенный (насыщенность оборудованием: микроскопы, лупы, песочные часы, природные материалы и все что необходимо для проведения опытов и экспериментов).
  • Стимулирующий (карточки-подсказки; личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; игровой персонаж, от имени которого моделируется проблемная ситуация).
Опыты проводятся: Индивидуально (1-4 ребенка); С группой (5-10 детей); Коллективно (вся группа). Необходимо использовать определенные схемы, модели, обеспечивающие зрительное восприятие этапов проведения опыта.

Опыты проводятся:

  • Индивидуально (1-4 ребенка);
  • С группой (5-10 детей);
  • Коллективно (вся группа).

Необходимо использовать определенные схемы, модели, обеспечивающие зрительное восприятие этапов проведения опыта.

В процессе экспериментирования: Дети учатся задавать вопросы «Как это сделать?», «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…» - и пытаются сами найти на них ответы. Учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. Обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Требование давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

В процессе экспериментирования:

  • Дети учатся задавать вопросы «Как это сделать?», «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…» - и пытаются сами найти на них ответы.
  • Учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы.
  • Обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
  • Требование давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Следствием опытно-экспериментальной деятельности является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Следствием опытно-экспериментальной деятельности является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища – и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.»  С.Л. Рубинштейн

«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища – и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.»

С.Л. Рубинштейн