Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Городской округ Первоуральск
Городская научно-практическая конференция
Направление «Общественно-политическое»
Секция «Науки об обществе (обществознание)»
Цензура в литературе: вчера и сегодня
Автор работы: Лосева Ирина Денисовна,
ученица 8А класса
Руководитель работы: Семенова Екатерина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
2024
Содержание
Введение……………………………………………………………..…………..…..…3
1. История возникновения цензуры ……………………...……...…….….…………5
1.1. Определение понятий ……………………………………..…………………...…5
1.2. История цензуры в литературе ………………………..….………….………….6
1.3. История цензуры в литературе в России …………………...…………………...8
1.4. Цензура в литературе в настоящее время………………………………………12
1.5. Знак информационной продукции………………………………………………13
2. Результаты опросов…….……………………….………………...………………..15
2.1. Опрос издательств и типографии…….………………………………………….15
2.2. Опрос учащихся…………………………………………………………………..16
3. Классный час о цензуре ….…………………………………………….………….17
Заключение……………………………………………………………….……………20
Список используемых источников ……..…………………….……………..………22
Приложение ……………………………….…….………….………….…………...... 24
Введение
На уроках литературы я не раз слышала слово цензура. Меня заинтересовало это слово, и я захотела поговорить на эту тему с дедушкой Андреем Михайловичем Лосевым, любителем литературы.
Спросила его:
-- Какие произведения были запрещены цензурой в СССР и по каким причинам?»
Дедушка ответил следующее:
-- Борис Пастернак, «Доктор Живаго». 23 октября 1958 года Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. После этого на него развернулась травля, из-за которой писателю пришлось отказаться от награды.
Александр Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ». В ГУЛАГ ссылались все люди, неугодные властям. Произведение основано на письмах заключённых и личном опыте автора.
Эдуард Тополь, «Кремлёвская жена». В книге рассказывалось про разгульную жизнь женщин, что очень не нравилось властям.
Знаю, что первые две книги, названные дедушкой, включены в школьную программу по литературе в старших классах. И теперь их читают школьники.
А запрещала ли цензура еще какие-нибудь книги и почему? Как же книги попадают на прилавки магазинов? А сейчас цензура существует? Считаю эти вопросы актуальными для нашего времени, поэтому определила тему своего проекта так: «Цензура в литературе: вчера и сегодня».
Поставила такую цель: выяснить, как осуществлялась цензура в прошлом и существует ли она сейчас.
Задачи:
1. Изучить информацию об истории возникновения цензуры.
2. Провести опрос разных издательств книг.
3. Провести опрос учащихся.
4. Подготовить материалы для классного часа о цензуре и провести его.
Объект исследования: цензура в средствах массовой информации.
Предмет исследования: цензура в литературе.
Методы исследования: поиск литературы, чтение и изучение информации, опрос, анализ информации.
1. История возникновения цензуры
1.1. Определение понятий
В самом начале своей работы мы ознакомились с необходимыми понятиями.
В «Современном толковом словаре русского языка» Т. Ф. Ефремовой дается следующее определение слова: «Цензура - 1) а) Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. б) Лица, осуществляющие такой надзор. 2) а) Исполнение обязанностей цензора (2) в Древнем Риме. б) Лица, исполняющие такие обязанности [4].
Цензор – 1. Должностное лицо, осуществляющее цензуру [цензура 1.]. перен. разг. Тот, кто строго контролирует что-либо. 2. Должностное лицо, руководившее цензом (переписью) в Древнем Риме [3].
Литература - 1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л. 2. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). Теория л. 3. Совокупность произведений какой-н. отрасли знания, по какому-н. специальному вопросу [10].
Таким образом, под термином цензура мы будем понимать систему государственного надзора за печатью и средствами массовой информации, а под термином литература – произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение.
1.2. История цензуры в литературе
В главе рассматриваются вопросы возникновения цензуры в древние времена.
Современные историки считают, что цензура возникла в древности, когда появились правящие группы людей. Само же слово census с древнеримского означало перепись имущества и разделение людей на социально-политические классы согласно их возможности платить налоги и участвовать в военных действиях. В Древнем Риме существовала должность цензора, которую учредил в 434 году до нашей эры политик и военачальник Эмилий Мамерк. Занимающий эту должность должен был производить перепись имущества граждан и следить за архитектурой и искусством — в них не должно было быть ничего, что могло оскорбить императора. Цензоров избирали до 81 года нашей эры, после их полномочия получил император.
Долгое время цензура существовала на словах: не было специальных документов, регламентирующих запреты. Поэтому влиятельные люди могли без объяснения причин посадить человека в тюрьму и даже убить, обосновав это «неверными суждениями» о религии. В начале IV века церковь ввела инквизицию, которая разрешила казнить человека за ересь в 382 году.
Инквизиция – следственный и карательный орган католической церкви, с крайней жестокостью преследовавший её противников [9].
Инквизиция в Европе существовала вплоть до середины XV века. В 1471 году папа Сикст IV вводит предварительную цензуру на книги, которая проходила в церквях в два этапа: устное описание сюжета и проверка уже написанного текста на инакомыслие. Спустя двадцать лет появляются перечни не рекомендуемых к прочтению книг. Эти меры не улучшили ситуацию: теперь люди не могли апеллировать решение церкви, так как казнь за чтение запрещенного произведения была прописана в законе.
В 1557 году Павел IV издает для католиков «Индекс запрещенных книг», просуществовавший до 1966 году. И хотя после XVII века за нарушение запрета уже не сжигали на кострах, но могли лишить сана и уважения церкви. Это вело к потере должностей, а иногда и к отбору у семьи в монастырь детей в возрасте до пяти лет.
Цензура существовала не только в Европе. Китайский император Цинь Шихуанди в середине III века приказал сжечь все книги, кроме медицинских, сельскохозяйственных и научных, чтобы защитить империю от пагубного влияния поэзии и философии [5].
Приведем примеры популярных книг, известных во всем мире, которые подверглись запрету:
1. Иоганн Гёте «Страдания юного Вертера» долгое время была запрещена из-за самоубийства главного героя. После выпуска много юношей совершили суицид. Произведение вновь было разрешено только в 19 веке. Впоследствии роман стал одним из любимых у Наполеона [12].
2. Джованни Боккаччо «Декамерон». Книга была запрещена спустя век после выхода. Представители католической итальянской церкви разглядели подрывы моральных устоев общества.
3. Джером Дэвид Сэлинджер «Над пропастью во ржи» является одних из самых запрещаемых в США. Автора обвиняли в провоцировании разгульного образа жизни, пьянстве и использование грубой лексики.
Таким образом, цензура возникла в древности, когда появились правящие группы людей. Цель цензуры – не оскорблять инакомыслием и действиями правителей общин, государств и церковь. За нарушение цензурных запретов полагались наказания: смерть, казнь на костре, тюрьма, лишение сана, привилегий, отбирание детей, сжигание и запрет книг.
1.3. История возникновения цензуры на книги в России
В главе рассматривается вопросы, связанные с появлением цензуры на книги в России.
В России цензура появилась в XI веке, когда Христианская церковь установила список не рекомендуемых к прочтению книг. Как и в странах Европы, наказанием могло быть сожжение на костре. Первый и главный шаг к отмене этого режима сделал Петр I: он разрешил печать и распространение светских книг на территории России, чем отобрал монополию на цензуру у церкви. После его смерти, в 1728 году, издательство закрыли, но всего на пять лет, после чего по инициативе дворян его работу восстановили.
Следующим реформатором в области цензуры стала Елизавета Петровна. Вместе со Святейшим Синодом она издала указ: любой печатный или рукописный текст не должен содержать имя и титул Анны Леопольдовны и ее единомышленников. Появился контроль над живописью и скульптурой: императрица всегда должна выглядеть красиво и возвышенно среди других участников композиции.
Завершила формирование цензурного аппарата Екатерина II. В первую очередь она ввела должность цензора и подписала указ, согласно которому все книги перед печатью должны пройти редактуру в специальном учреждении — Доме Цензуры. Императрица разрешила и перевод иностранных книг на русский язык, но только после их проверки на возможное пагубное влияние. Однако исполняли указ только в Москве и Санкт-Петербурге, так как в провинциальных городах не было собственных Домов Цензуры. Подписанные Екатериной II постановления соблюдали вплоть до распада Российской империи.
Цензурный комитет – комитет, созданный в Российской империи при Министерстве народного просвещения во исполнение Устава о цензуре от 9 июля 1804 [11].
Некоторые правила устава говорили о том, что любые книги и сочинения обязаны рассматриваться. Ничто не должно было быть напечатано, не рассмотревшись цензурой.
Центральным цензурным комитетом был Санкт-Петербургский Цензурный комитет, который подчинялся непосредственно попечителю Санкт-Петербургского учебного округа. Одновременно были созданы цензурные комитеты при Московском, Виленском, Дерптском, Кавказском округах, а позднее и в других. Цензуре подлежали все печатные и рукописные издания. В начале XX века Цензурные комитеты входили в состав Министерства внутренних дел.
Приведем примеры популярных книг русских авторов 18-20 веков, которые подверглись запрету:
1. Александр Пушкин, «Гавриилиада». В ней высмеивался сюжет Евангелия. Поэт прекрасно понимал, что произведение запретят, поэтому о нём знали только его друзья. Однако об этом узнали. На допросе Александр Сергеевич отрекался от авторства, но Николай 1 не поверил. Тогда Пушкин пустил слух, что книга написана покойным князем Горчаковым. Целиком поэма была издана в 1918 году.
2. Пётр Ершов, «Конёк-Горбунок». Царская цензура назвала автора «национальным-ненавистником» и «басурманом». Запрет сняли после смерти Николая 1.
3. Михаил Лермонтов, «Демон». Были затронуты темы смысла жизни и человеческого происхождения. Это произведение было запрещено цензурой, несмотря на то, что поэт убрал из поэмы разговор Демона и Тамары о Боге. Книга была выпущена в 1873 году, однако споры по поводу неё не утихали.
4. Александр Радищев, «Путешествие их Петербурга в Москву» не было допущено до печати, ведь была слишком правдоподобна описана жизнь простых людей. Книга была распространена среди друзей, но как-то попала к Екатерине 2. Она назвала Радищева «бунтовщиком и подстрекателем, хуже Пугачёва». Александр чудом избежал казни. Его отправили на ссылку в Сибирь. Однако после возвращения, не выдержав такого позора, принял яд [2].
После образования Советского Союза цензурный аппарат поменялся не сильно, и в основном, в названиях. Главным управлением по рецензированию и допуску к печати стал ГлавЛит. Он осенью 1917 года запретил выпуск газет, в которых содержались призывы к неповиновению и совершению преступной деятельности. Затем, в связи с Гражданской войной, было учреждено «Положение о военной цензуре», согласно которому все печатные материалы проверялись представителями Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией (ВЧК). В 1920 году ВЧК приняла закон о том, что перед публикацией книги издательство обязано прислать два экземпляра для проверки, а после цензоры должны получить еще два экземпляра в том виде, в котором они будут продаваться.
После смерти Сталина в 1953 году в Советской цензуре наступила «оттепель», правда, ненадолго. В 1962 году Никита Хрущев посещает выставку художников-авангардистов. Он и члены его сопровождения не были готовы увидеть картины, сильно отличающиеся от канонов социалистического творчества. Поэтому по инициативе Хрущева в печати разворачивают кампанию против абстракционизма, тем самым возвращая цензуру.
Период перестройки в Советском Союзе ознаменовал вывод из строя всего цензурного аппарата. Еще в 1986 году Михаил Горбачев сообщил о свободе слова и политике гласности, при которой средствам массовой информации разрешалось рассказывать всю информацию о государственных деятелях и их работе. В 1991 году вместе с окончанием существования СССР перестал существовать и весь созданный ранее цензурный аппарат[6].
Приведем примеры книг русских и зарубежных авторов, которые были запрещены в Советском Союзе:
1. «Раковый корпус»
Автор: Александр Солженицын.
2. «Мастер и Маргарита»
Автор: Михаил Булгаков.
3. «Доктор Живаго»
Автор: Борис Пастернак.
4. «Лолита»
Автор: Владимир Набоков.
5. «Крутой маршрут»
Автор: Евгения Гинзбург.
6. “Мы”
Автор: Евгений Замятин.
7. “Жизнь и судьба”
Автор: Василий Гроссман.
8. “Перед восходом солнца”
Автор: Михаил Зощенко.
9. “Повесть непогашенной луны”
Автор: Борис Пильняк.
10. “Из шести книг”
Автор: Анна Ахматова.
11. «По ком звонит колокол»
Автор: Эрнест Хемингуэй.
12. «Скотный двор»
Автор: Джордж Оруэлл[7].
Таким образом, в России цензура на книги появилась в 11 веке, реформаторами в области цензуры были Петр 1, его дочь Елизавета Петровна, Екатерина II. В Российской империи существовал цензурный комитет, в СССР – цензурный аппарат. В 1986 году М. Горбачев сообщил о свободе слова и политике гласности, а в 1991 году вместе с окончанием существования СССР перестал существовать созданный ранее цензурный аппарат. В СССР запрет был на некоторые книги как русских, так и зарубежных авторов.
1.4. Цензура в литературе в настоящее время
Чтобы узнать о цензуре в настоящее время, мы обратилась к федеральному закону нашей страны № 149. Это ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ.
Этот ФЗ принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, одобрен советом Федерации 14 июля 2006 года. В нем есть статья «Статья 10. Распространение информации или предоставление информации». Шестой пункт этой статьи гласит, что в стране запрещается «распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность».
Таким образом, из статьи 10 пункта 6 ФЗ об информации следует, что запрещена информация о пропаганде войны, ненависти, вражды, и за это предусмотрена ответственность.
1.5. Знак информационной продукции
В нашей стране существует несколько знаков информационной продукции, о которых говорится в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Знак 0+ всего лишь означает, что в книге вы не встретите сцен насилия, описания смерти и жестокостей, а герои книг уж точно не употребляют алкоголь и не выкуривают сигареты. По закону к информационной продукции 0+ относится вся информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей
К информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет (6+) относится вся информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей, а также информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом: кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим[1].
В книгах с маркировкой 12+ могут присутствовать описания насилия, болезней, войн и катастроф. Допускается и сцены жестокости, но без подробностей и натурализма и с обязательным осуждением злодея .Книги, рассчитанные на аудиторию 12+, уже могут содержать описания романтических отношений и действий.
Книги 16+ позволяют в подробностях описывать сцены жестокости и насилия, но без их романтизации. Это же касается и описания курения, употребления наркотиков и алкоголя. Описание их допустимо, но в тексте не должно быть поощрения таких действий. В книгах 16+ допускается грубая, ненормативная лексика, но не мат.
Маркировка 18+ предполагает, что в книге может быть всё. В этом числе насилия, жестокость, детально описанные убийства, подробности катастроф, трагедий и т. д. Грубая нецензурная лексика (мат) в книгах 18+ тоже разрешена. Но в этом случае на обложке обязательно должно быть указано: «Содержит нецензурную брань». К тому же такие издания стоят дороже, так как по закону они должны быть упакованы в плёнку. И, значит, посмотреть, полистать книгу вы сможете, только её купив [8].
Таким образом, в нашей стране существует 5 знаков информационной продукции согласно ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
На основании изученных информационных источников можно сделать вывод: в настоящее время ограничение по возрасту распространилось на многое: книги, сайты, виртуальные игры и другое. Но, если для кинематографа, литературы и компьютерных игр возрастной рейтинг определяют представители Министерства культуры, то на всем остальном знаки информационной продукции чаще всего появляются на основании мнения производителя.
2. Результаты опросов
2.1. Опрос издательств и типографии
Чтобы больше узнать о цензуре в настоящее время, я написала вопросы в типографию нашего города, в российские издательства «Эксмо», «АСТ» (Москва), «Азбука» (Санкт-Петербург). Спросила их о цензурировании приходящих рукописей, о том, кто следит за содержанием рукописей, можно ли напечатать свое произведение? (Приложение, фото 1).
Ответ пришел только из первоуральской типографии такой:
«Здравствуй, Ирина! Книги, которые печатаются в нашей типографии цензуру не проходят, так как мы не издательство, а типография занимается только печатью.
А вот в издательствах есть должность редактора, причём редакторов может быть несколько и отвечать они могут за разные аспекты, в том числе и за цензуру.
Напечатать книгу или брошюру может любой по своему желанию.
С уважением, генеральный директор типографии Тумаков М.А.»
Таким образом, типография не цензурирует книги, не проверяет их на наличие информации о пропаганде войны, ненависти, вражды. Получается, что каждый желающий за свой счет может напечатать продукцию, содержащую запрещенные законом темы. Но в таком случае человек будет нести ответственность за распространение запрещенной информации.
Издательство же, наоборот, перед выпуском обязательно проверяет (за это отвечает редактор) рукописи, так как несет за печатную продукцию ответственность уголовную или административную по закону.
2.1. Опрос учащихся
Мною был проведен опрос одноклассников МАОУ СОШ № 4.
Цель опроса: выяснить, понимают ли учащиеся термин цензура и актуальность цензуры в настоящее время.
Количество опрашиваемых: 22 человека.
Статус опрашиваемых: учащиеся 8а класса МАОУ СОШ № 4 г. Первоуральска.
1 вопрос: знаете ли Вы, что такое цензура?
Результаты опроса:
Да – 68%.
Нет – 32%.
2 вопрос: нужна ли цензура в настоящее время на печатную продукцию?
Результаты опроса:
Да – 50%.
Нет – 50%.
По результатам опроса можно сделать вывод:
1) 32% восьмиклассников не знают, что такое цензура;
2) 50% учащихся считают, что в настоящее время цензура на печатную продукцию и столько же процентов, что не нужна.
3. Классный час о цензуре
Результаты опроса одноклассников подтолкнули меня к сбору материалов для классного часа о цензуре, составлению сценария и проведению классного часа.
1. Для этого я составила план проведения классного часа:
1. Определение цензуры и её история.
2. Викторина «Верю-не верю».
3. Цензура в литературе в настоящее время.
4. Итоги классного часа.
2. Придумала название классного часа («Цензура в литературе: вчера и сегодня») Поставила цель классного часа:
3. Написала сценарий классного часа и составила викторину ««Верю-не верю». Ниже привожу краткое содержание сценария и викторину.
Краткое содержание классного часа: в начале нужно спросить о том, что обозначает цензура. Далее рассказать о существовании цензуры в литературе в древности, в Российской империи, в Советском периоде, в настоящее время в России.
Викторина «Верю-не верю».
1. Верите ли Вы, что «Конёк-Горбунок» было долгое время зацензурено? Ответ: правда. Власти нашли в произведение оскорбление царя. Запрет на книгу сняли только после смерти Николая 1.
2. Верите ли Вы, что в Эритрее не существует цензуры? Ответ: неправда. В этой стране очень жёсткая цензура. Информацию имеет право распространять только власть. Большое количество журналистов в Эритрее сидит в тюрьме.
3. Верите ли Вы, что викторианцы считали цензуру «клеткой» для писателей? Ответ: неправда. Они считали, что цензура развивало фантазию. Авторы изворачивались, используя метафоры.
4. Верите ли Вы, что в Бирме действует сильная цензура? Ответ: правда. Закон о регистрации типографий и издательств, принятый в марте 2014 года, запрещает публикацию новостных сообщений, которые могут быть расценены как оскорбление чувств верующих, попрание принципа верховенства закона или попытка причинения вреда единству этнических групп. Все издания должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке, а те, что нарушают достаточно туманно сформулированные положения этого закона, рискуют быть лишёнными регистрационных свидетельств[13].
5. Верите ли Вы, что церковь в раннем Средневековье контролировала информацию? Ответ: правда. Она пыталась искоренить инакомыслие, поэтому почти каждая книга попадала под цензуру.
6. Верите ли Вы, что в России 19 века были слова запрещённые цензурой? Ответ: правда. Нельзя было называть французов и евреев добрыми, запрещалось использовать слова относящиеся к религии (даже «небесный», «божественный» и другие), во времена голода нельзя было использовать «голод».
7. Верите ли Вы, что Павел 1 ценил французское вольнодумство? Ответ: неправда. Он боялся этого в России, поэтому 18 апреля 1800 года запретил ввозить из-за границы печатную продукцию.
8. Верите ли Вы, что в 9 июля 1959 года появился первый устав о цензуре? Ответ: неправда. Первый устав появился 9 июля 1804 года при Александре 1[14].
9. Верите ли Вы, что книга Иоганна Гёте «Страдания юного Вертера» никогда не находилась под цензурой? Ответ: неправда. Это произведение было запрещено из-за суицида главного героя, после много юношей повторили его судьбу.
10. Верите ли Вы, что повесть Н В. Гоголя «Тарас Бульба» сейчас запрещена? Ответ: неправда. Сейчас эта книга в открытом доступе и каждый может её прочесть.
4. После викторины – рассказ о существовании цензуры в настоящее время.
5. При подведении итогов классного часа попросить учащихся написать отзыв о классном часе.
Отзывы учащихся. Процитирую некоторые (Приложение, фото 4):
«Очень интересная тема, которая меня безумно заинтересовала с самого начала. Я благодарна Ирине, Она большая молодец. Тема цензуры очень сложная, её нелегко раскрыть и найти информацию, но я смогла узнать много нового и полезного».
Аня Ж.
«Тема про цензуру показалась мне довольно интересной. Многие произведения, которые подверглись цензуре, я бы хотела прочитать. Также, помимо чтения, меня бы заинтересовали и экранизации, снятые по ним».
Яна Ч.
«Тема цензуры вызвала у меня интерес. Я узнала много нового.
Слушая про цензуру в литературе, я поняла необходима, и необходима сейчас».
Анастасия И.
«Данная тема была очень интересна. Узнала про произведения, которые раньше не допускали к прочтению. Игра «Верю-не верю» очень понравилась».
Мария Т.
6. Сделала презентацию для классного часа (Приложение, фото 2).
Таким образом, классный час о цензуре был проведен 29.01.24 (Приложение, фото 3. Проведение классного часа) в МАОУ СОШ № 4 у учащихся 8а класса и получил положительные отзывы.
Заключение
Работая над проектом, мы достигли цели исследования (выяснить, как осуществлялась цензура в прошлом и существует ли она сейчас).
Выполнили поставленные задачи и пришли к следующим выводам:
1. Цензура имеет многовековую историю. Цель цензуры в древности – не оскорблять инакомыслием и действиями правителей общин, государств и церковь. За нарушение цензурных запретов полагались страшные наказания: смерть, тюрьма, лишение привилегий и прав, сжигание и запрет книг. Большое количество времени литературу запрещала церковь.
В России цензура на книги появилась в 11 веке, реформаторами в области цензуры были Петр I, его дочь Елизавета Петровна, Екатерина II. В Российской империи существовал цензурный комитет, в СССР – цензурный аппарат. В 1991 году перестал существовать цензурный аппарат. В СССР был запрет на некоторые книги как русских, так и зарубежных авторов.
Пункт 6 статьи 10 ФЗ об информации запрещает информацию о пропаганде войны, ненависти, вражды, и за это предусмотрена ответственность.
В России существует 5 знаков (0+, 6+, 12+, 16+, 18+) информационной продукции согласно ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
2. Опросили типографию нашего города, издательства «Эксмо», «АСТ» (Москва), «Азбука» (Санкт-Петербург). Типография в Первоуральске не цензурирует книги, не проверяет их на наличие информации о пропаганде войны, ненависти, вражды.
Каждый желающий может напечатать продукцию, содержащую запрещенные законом темы, но будет нести ответственность за распространение запрещенной информации.
Всероссийские издательства перед выпуском обязательно проверяют рукописи, так как несут за печатную продукцию уголовную или административную ответственность по закону.
3. По результатам опроса одноклассников выяснила, что 32% учащихся не знают, что такое цензура; 50% учащихся считает, что в настоящее время цензура на печатную продукцию нужна и 50% учащихся отвечает, что не нужна.
4. Для одноклассников был подготовлен и 29.01.2024 проведен классный час о цензуре, который получил положительные отзывы учащихся.
Цензура – сложная система надзора за информацией. Без неё нельзя существовать, но нужно тщательно взвешивать плюсы и минусы того, что следует запрещать.
Список использованных источников
1. Букляндия - маркировка 0+ и 6+ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://mybookland.ru/chto-oznachaet-markirovka-0-6-12-16-18-na-knigax/ (дата обращения 21.01.24)
2. Запрещённые книги в Европе и России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://eksmo-ru.turbopages/org/eksmo.ru/s/selections/zapreshchennye-knidi-kotorye-stali-klassikoy-ID1808674/ (дата обращения 26.12.23)
3. Значение слова ЦЕНЗОР в новом словаре русского языка Ефремовой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://slovar.cc/rus/efremova/252258.html?ysclid=lrjjgsmi38951766101 (дата обращения 09.12.23)
4. Значение слова ЦЕНЗУРА в Толковом словаре Ефремовой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://slovar.cc/rus/efremova-tolk/376139.html?ysclid=lrjj8yl0xi211306713 (дата обращения 09.12.23)
5. История цензуры в мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://mbradio.ru/publication/3758 (дата обращения 15.10.23)
6. История цензуры в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://mbradio.ru/publication/3758 (дата обращения 15.10.23)
7. «Их запрещали читать» — список нежелательной литературы в СССР. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://dzen.ru/a/Wg1t760PIpX512gu (дата обращения 08.10.23)
8. Качканарская центральная городская библиотека им. Ф.Т. Селянина - маркировка 12+, 16+ и 18+ викторине [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://gorbib.org.ru/news/1395-12-16-18-razberjomsya-v-vozrastnoj-markirovke-knig (дата обращения 21.01.24)
9. Определение ИНКВИЗИЦИИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/crossword/1467713 ( дата обращения 23.11.23)
10.Определение ЛИТЕРАТУРЫ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/99126 (дата обращения 23.11.23)
11. Определение ЦЕНЗУРНОГО КОМИТЕТА и его история [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/цензурный+комитет (дата обращения 08.10.23)
12. Роман Гёте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://pikabu-ru/turbopages.org/pikabu.ru/s/story/do_prochteniya_szhech_10_izvestnyizh_knig_kotoryie_ranshe_beili_zapreshchenyi_10058599 (дата обращения 26.12.23)
13. Цензура в разных странах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cpj.org/ru/2015/04/10-2-2/ (дата обращения 15.01.24)
14. Факты с 5 по 8 пункты в викторине [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://jrnlst.ru/2021/12/02/2077/ (дата обращения 15.01.24)
Приложение
Фото 1. Вопросы, направленные в типографию и издательства.
Фото 2. Презентация для классного часа.
Фото 3. Проведение классного часа.
Фото 4. Отзывы учащихся о классном часе.
19