Целенаправленное обучение диалогической речи на немецком языке
Целенаправленное обучение диалогической речи совершенно необходимо, если мы хотим научить своих учеников приёмам ведения дискуссии. Ученик, не владеющий такими приёмами, не примет участия в дискуссии, даже если его переполняют эмоции и желание высказаться. Единица диалогической речи – реплика (а не предложение, как в монологе). Особенности диалога: - информационное неравновесие, - наличие разных мнений, разных точек зрения, - персонализация высказываний. Диалогическая речь может быть для ребёнка более сложной, поскольку здесь он имеет дело с так называемой неподготовленной речью: ведь если монолог он может подготовить заранее и привести её в соответствие со всеми требованиями, то в процессе диалогической речи ему придётся отвечать на вопросы, которые он не готовил заранее. Участию в диалоге детей также необходимо научить, научить их отстаивать свою точку зрения, находить для этого необходимые доводы, аргументы и факты. Очень хорошо, если учитель проводит некоторые из своих уроков в виде сюжетно-ролевой игры (в младших классах) или в виде дискуссии, суда как разновидности дискуссии (в старших классах); использует на уроках такой приём, как интервью. Реплика, как правило, трёхкомпонентна: информация – реакция – ответ. Какой характер носят диалогические реплики?
- вопрос, сообщение; - предложение; - отказ, обоснование; - согласие; - сомнение - уверенность; - неуверенность; - аргументация – контрдовод; - ссылка-опровержение; - просьба-обещание; - сожаление – предложение; - убеждение; - уточнение. - …
Таким образом, при обучении диалогической речи как виду речевой деятельности мы преследуем следующие цели:
1. Научить формулировать вопрос или исходный тезис. 2. Научить доказывать свою точку зрения кратко, лаконично, используя для этого такой вид высказывания, как мини-монолог; научить формулировать контрдоводы. Практическая часть. Тема: «Школа: радость или огорчение?» УМК: «Deutsch_ Schritte 4», автор И.Л. Бим. В данном приложении я привожу не разработки уроков, а отдельные материалы для работы на тренировочном (подготовительном) этапе – таблицы, разговорный диалог. Прежде всего, необходимо отметить, что при обсуждении любой проблемы необходимо выделять не более 5-6 аспектов. Так, тема «Школа: радость или огорчение?» предполагает обсуждение следующих аспектов: - Beziehungen mit den Lehrern (взаимоотношения с учителями); - Die Schulfächer / Meine Schulleistungen (учебные предметы/мои достижения) - Beziehungen mit Schulkameraden (взаимоотношения со школьными товарищами) - Schule und Gesundheit (школа и здоровье) - Meine Freizeit (свободное время) - Schuluniform (школьная форма) - Die Zukunftsschule (школа будущего) Начиная работу, необходимо определить объём активной и рецептивной лексики, распределив её по названным подтемам. Активную лексику по данной теме я обычно группирую следующим образом (на примере трёх подтем):
1. Beziehungen mit den Lehrern
Новая лексика. 1) sich mit den Lehrern gut (nicht gut) verstehen – (не) иметь взаимопонимания с учителями 2) tadeln – ругать 3) loben – хвалить 4) gerecht - справедливый 5) ungerecht - несправедливый 6) frech - дерзкий; 7) das Lehrmaterial gut (schlecht) erklären – хорошо (плохо) объяснять учебный материал. Лексика для повторения. 1. gut - хороший, добрый 2. böse - злой, сердитый; 3. freundlich - приветливый 4. unfreundlich - неприветливый ; 5.aufmerksam sein - быть внимательным
2. Die Schulfächer / Meine Schulleistungen.
Новая лексика. 8) mit Schulleistungen zufrieden sein - быть довольным результатами в учёбе; 9) das Lieblingsfach – любимый предмет; 10) leicht/schwer fallen – легко/трудно даваться; 11) ich finde ... langweilig – я нахожу …скучным; 12) der Stundenplan – расписание уроков 13) auf dem Stundenplan steht... - в расписании стоит…; 14) Probleme haben mit... – иметь проблемы с чем-либо; 15) das schwierige Fach – трудный предмет; 16) das leichte Fach – лёгкий предмет; 17) manchmal – иногда; 18) wenig / viel – мало / много; 19) die anderen stören – мешать другим. Лексика для повторения. 6. ... macht mir Spaß - … доставляет мне удовольствие; 7. gern / nicht gern haben – нравится/ не нравится;
3. Beziehungen mit Schulkameraden.
Новая лексика. 20) der Schulkamerad школьный товарищ; 21) j-n auslachen – высмеивать кого-либо; 22) in der Klasse herrscht eine gesunde(ungesunde) Atmosphäre – в классе царит здоровая (нездоровая) атмосфера; 23) der Streit – ссора 24) passieren/vorkommen – случаться, происходить. Лексика для повторения. 8. Freunde haben – иметь друзей; 9. der Mitschüler – одноклассник; 10. die Diskothek – дискотека 11.die Arbeitsgemeinschaft besuchen– посещать кружок;
На подготовительных этапах (формирования и совершенствования лексических навыков устной речи) работа проводится на основе разговорных текстов или диалогов, например Диалог-образец I. (В разговоре участвуют 2 ученика из России - R1 и R2, и ученик из Германии – D)
D. Gefällt euch eure Schule? R1. Nicht immer. Manchmal sind unsere Lehrer böse und ungerecht. Oft auch tadeln sie uns. R2. Ich bin nicht einverstanden. Sie sind einfach anspruchvoll, weil sie wollen, dass wir gute Kenntnisse bekommen. Und was kannst du über deine Schule sagen? D. Unsere Lehrer können auch ungerecht sein. Aber so etwas kommt selten vor. Verstehen sich also in eurer Schule mit den Lehrern nicht alle Schüler gut? R2. Ich kann es nicht behaupten. Im Großen und Ganzen herrscht in der Schule eine gesunde Atmosphäre. R1. Vielleicht hast du Recht. Mir scheint aber, unsere Lehrer sind zu ernst und haben kein Humor. Und auch das Lehrmaterial erklären sie nicht immer gut. D. Wahrscheinlich hast du Probleme mit einigen Fächern? R1. Ja, einige Fächer fallen mir schwer, besonders Algebra. . - Вам нравится ваша школа? - Не всегда. Иногда наши учителя злы и несправедливы. Часто также они нас ругают. -Я не согласен. Они просто требовательны, потому что они хотят, чтобы мы получили хорошие знания. А что ты можешь сказать о твоей школе? - Наши учителя тоже могут быть несправедливыми. Но такое случается редко. Итак, в вашей школе не у всех учеников есть взаимопонимание с учителями? - Я не могу это утверждать. В общем и целом в нашей школе царит здоровая атмосфера. - Может быть, ты прав. Но мне кажется, наши учителя слишком серьёзны и не имеют чувства юмора. Да и учебный материал они объясняют не всегда хорошо. - Может быть, у тебя проблемы с некоторыми предметами? - Да, некоторые предметы даются мне трудно, особенно алгебра
На этапе семантизации лексики уместно использовать таблицы, которые способствуют скорейшему усвоению лексики. Здесь я привожу образцы, которые я использую в работе над данной темой:
Tabelle 1 Die Beziehungen mit den Lehrern
Die Lehrer sind (können) (müssen) manchmal (иногда) oft (часто) immer (всегда)gut freundlich (приветливый) gerecht (справедливый) aufmerksam (внимательный) böse (злой, сердитый) unfreundlich (неприветливый) ungerecht (несправедливый) nicht aufmerksam (невнимательный) höflich (вежливый) (sein) (tadeln) (loben) haben Humor (чувство юмора)
erklären (объяснять) das Lehrmaterial (учебный материал)gut nicht immer gut (не всегда хорошо) schlecht (плохо)
verstehen sich mit den Schülern gut nicht immer gut schlecht
Tabelle 2 Die Schulfächer
Algebra Geometrie Russisch Literatur Deutsch Chemie Biologie Geschichte (история) Zeichnen (черчение) Erdkunde (география) Malen Musik Sport Werkunterricht (технология) Handarbeit (технология) … ist manchmal (иногда) oft (часто) immer (всегда) selten (редко) (keinen) mein Lieblingsfach (мой любимый предмет) das schwierigste Fach (самый трудный предмет)
habe ich gern nicht gern am liebsten macht mir Spaß
fällt mir (даётся мне) manchmal oft immer selten leicht (легко) schwer (трудно)
Tabelle 3. Meine Schulleistungen.
Ich bin oft manchmal selten immermit meinen Schullei-stungen (моими успехами)zufrieden (доволен)
habeProbleme mitMathematik, Physik, ...
Die/viele/einige Schülerstören (мешают)die anderen (другим)bei der Arbeit. (в работе)
sind zu frech (слишком дерзкий) aufmerksam nicht aufmerksam höflich (вежливый)
Auf dem Stundenplanstehenzu viele Stunden (слишком много уроков)
Tabelle 4. Beziehungen mit Schulkameraden.
In der Klasse herrscht (царит) eine gesunde/ eine ungesunde (здоровая/нездор.)Atmosphäre
passieren (случаются) oft manchmal selten immer Streite (ссоры)
kommenvor.
Einige/viele Mitschüler (Schulkameraden)lachen (высмеивают) einander/die anderen (друг друга/других)aus.
habenviele/keine Freunde
helfen (помогают)den anderen.(другим)
besuchen (посещают)die Arbeitsgemein-schaften (кружки) Diskotheken Klassenpartyszusammen. (вместе)
Tabelle 5. Schule: Freude oder Ärger? Die Beziehungen mit den Lehrern.
Mir gefällt, in der Schule zu lernen. Mir gefällt, in der Schule zu lernen, aber...Mir gefällt überhaupt nicht, in der Schule zu lernen.
Ich gehe in die Schule immer mit Freude.... manchmal will ich in die Schule nicht gehen.Ich gehe in die Schule ohne Freude.
Mit allen Lehrern verstehe ich mich gut.Ich verstehe mich nicht mit allen Lehrern gut.Ich verstehe mich mit den Lehrern überhaupt nicht.
Ich glaube, alle Lehrer sind gut und freundlich. Ich glaube, nicht alle Lehrer sind gut und freundlich. Manchmal sind sie auch böse und unfreundlich.Ich glaube, die Lehrer sind böse und unfreundlich.
Sie loben mich oft. Manchmal tadeln sie mich, manchmal aber auch loben sie mich.Sie tadeln mich jeden Tag. Manchmal beleidigen sie mich sogar.
Meiner Meinung nach sind unsere Lehrer gerecht. Meiner Meinung nach sind unsere Lehrer nicht immer gerecht.Meiner Meinung nach sind unsere Lehrer ungerecht.
Mir scheint, dass unsere Lehrer erklären das Material gut und verständlich.Mir scheint, dass unsere Lehrer erklären das Material nicht immer gut und verständlich.Mir scheint, dass unsere Lehrer erklären das Material schlecht und nicht verständlich.
Alle Stunden sind interessant. Mir gefällt überhaupt, etwas Neues und Interessantes zu erfahren. Manche Stunden sind langweilig. Die Stunden sind langweilig und überhaupt nicht interessant.
Außerdem ist es sehr wichtig, dass unsere Lehrer Humor haben und lustig sind. Nicht alle Lehrer haben leider Humor, und ich meine, dass es sehr wichtig für den Lehrer ist, Humor zu haben.Außerdem verstehen die Lehrer das Humor überhaupt nicht.
Das Verhältnis zu den Schulfächern.
Ich bin mit meinen Schulleistungen zufrieden. Ich bin mit meinen Schulleistungen nicht immer zufrieden.Ich bin mit meinen Schulleistungen überhaupt nicht zufrieden.
Das Lernen macht mir Spaß. Manchmal macht mir das Lernen Spaß.Das Lernen macht mir keinen Spaß.
Alle Fächer fallen mir leicht. Einige Fächer fallen mir nicht leicht, aber ich gebe mir Mühe, um besser zu lernen. Fast alle Fächer fallen mir schwer.
Besonders schwer fällt mir Deutsch. Besonders schwer fallen mir Deutsch und Mathematik.
Ich habe viele Lieblingsfächer, aber besonders gern habe ich Mathematik und Zeichnen. Ich habe einige Lieblingsfächer. Besonders gern habe ich Sport und Musik. Ich habe aber auch Lieblingsfächer. Besonders gern habe ich Sport und Werkunterricht.
Ich versäume den Unterricht nicht, deshalb habe ich keine Probleme mit dem Lernen. Wegen der Krankheit versäume ich manchmal die Stunden, deshalb habe ich manchmal Probleme mit dem Lernen. Ich versäume die Stunden nicht, aber trotzdem habe ich Probleme mit dem Lernen.
Beziehungen mit den Mitschülern.
Das Schulleben ist sehr interessant.Das Schulleben ist nicht besonders interessant.Das Schulleben ist sehr langweilig.
In der Schule werden oft Diskotheken veranstaltet. In der Schule werden nur manchmal Diskotheken veranstaltet.In der Schule werden zu selten Diskotheken veranstaltet, aber auch sie besuche ich nicht immer.
Ausserdem besuche ich einige Arbeitsgemeinschaften. Ich besuche keine Arbeitsgemeinschaften, denn sie sind nicht interessant für mich. Die Arbeitsgemeinschaften besuche ich auch nicht, denn es gibt keine interessanten Arbeitsgemeinschaften.
Die wichtigsten Fragen unseres Schullebens besprechen wir mit den Schulkameraden und den Lehrern. Die wichtigsten Fragen unseres Schullebens besprechen die Lehrer, aber die Schüler nehmen daran nur manchmal teil. Die wichtigsten Fragen unseres Schullebens besprechen die Lehrer selbst, die Schüler nehmen daran nicht teil.
Zum Beispiel, vor kurzem haben wir über die Schuluniform gesprochen, und die Meinungen sind geteilt. Zum Beispiel, vor kurzem haben sie über die Schuluniform gesprochen, unsere Meinung aber haben sie nicht gefragt. Zum Beispiel, vor kurzem haben sie über die Schuluniform gesprochen.
Ich glaube, in meiner Klasse herrscht eine gesunde Atmosphäre. Ich glaube, in meiner Klasse herrscht manchmal eine ungesunde Atmosphäre. Ich glaube, in meiner Klasse herrscht auch eine ungesunde Atmosphäre.
Manchmal passieren Streite. Oft kommen Streite vor.
Ich habe viele Freunde unter meinen Mitschülern. Ich habe nicht viele Freunde unter meinen Mitschülern. Ich habe keine Freunde unter meinen Mitschülern, denn sie lachen oft die anderen aus, und das gefällt mir nicht.
Wir verbringen viel Zeit miteinander: bereiten uns auf die Feiertage vor, veranstalten Klassenpartys. Mit den Mitschülern verbringen wir nicht viel Zeit miteinander. Auf die Schulfeiertage bereiten nur einige Mädchen vor, die anderen nehmen daran nicht teil. Ich nehme am Klassenleben nicht teil.
Meiner Meinung nach ist es sehr wichtig, Freunde zu haben.
На уроках совершенствования речевых навыков необходимо обучать учащихся использованию в речи речевых клише. Примеры речевых клише для оформления вступительной части: - названная проблема очень актуальна/ не оставляет никого равнодушным; - эта проблема обсуждается в средствах массовой информации, в политических кругах, среди специалистов; - ясно, что...; - нет никакого сомнения в том, что ...; - согласно общепринятому мнению.../ многие придерживаются мнения, что... - врачи, учителя, политики утверждают, что ... Речевые клише и логические связки для оформления основной части: 1. «причина – результат»: поэтому, следовательно, ... 2. контрастирование: но, однако, хотя, тогда как, тем не менее, ... 3. временные взаимодействия: пока, тогда, затем, в то время как, следующий,... 4. когда мы хотим добавить: более того, в дополнение к этому, кроме того, ... 5. хотим дать пример: например, так же как, ... 6. перефразировка: другими словами, если сказать по-другому, иначе говоря, а именно, ... 7. семантические связки: во-первых, во-вторых, ... 8. если хотим придать значимость: важно отметить, следует подчеркнуть, ... 9. аргументы «за» и «против»: всё имеет свои преимущества и свои недостатки; в пользу /против данного положения говорит тот факт, что...; с одной стороны...; с другой стороны... Речевые клише для оформления заключения: - из этого следует, что…; - можно сделать вывод…; - можно придти к выводу…; - в заключение можно сказать…; - в завершение, вкратце, ... На уроках развития речевых умений необходимо обучать учащихся использованию в речи речевых клише, которые являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое употребление, сохраняют свою семантику. Они делают высказывания ярче и выразительней.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации — проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемный метод способствует не только развитию творческого мышления на уроках немецкого языка, но и повышают мотивацию его изучения, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к текстам. С одной стороны, он позволяет совершенствовать грамматические и лексические навыки, с другой, активизирует мышление, задействует воображение, и эффект от такого рода заданий достаточно высок.
На мой взгляд, очень продуктивно использовать проблемные задания в качестве домашних, что исключает возможность списывания и повышает познавательную активность учащихся.