Урок 1/1 Дата _________________ Класс 10
Тема урока: Целые и рациональные числа. Действительные числа.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: способствовать формированию знаний о числе (ввести понятия иррациональных, действительных чисел )
установить связь между множествами натуральных, целых, рациональных и действительных чисел
развивать навыки использования информационных технологий при изучении математики
воспитывать интерес к предмету через значение смысла числа
Оборудование урока: презентация, компьютер, проектор
Ход урока:
Организационный момент
Знакомство с предметом
- структура учебника
- единый орфографический режим
Изучение нового материала (презентация)
Изучение математики вы начали с натуральных чисел, т. Е. с чисел 1, 2, 3, 4, 5, … . При сложении и умножении натуральных чисел всегда получаются натуральные числа.
Однако разность и частное натуральных чисел могут не быть натуральными числами.
Дополнением натуральных чисел нулем и отрицательными (т. Е. числами, противоположными натуральным) образует множество целых чисел, т. Е. чисел 0, 1, -1, 2, -2, 3, -3, … . При сложении, вычитании и умножении целых чисел всегда получается целые числа.
Однако частное двух целых чисел может не быть целым числом.
Введение рациональных чисел, т. Е. чисел вида m/n, где m – целое число, n – натуральное число, позволило находить частное двух рациональных чисел при условии, что делитель не равен нулю. Каждое целое число m также является рациональным, так как его можно представить в виде m/1.
При выполнении четырех арифметических действии (кроме деления на нуль) над рациональными числами всегда получаются рациональные числа.
Если рациональное число можно представить в виде дроби m/10k, где m – целое число, k – натуральное число, то его можно записать в виде конечной десятичной дроби, Например, число 327/100 можно записать так: 3,27; число -23/10 можно записать так: -2,3.
Существуют рациональные числа, которые нельзя записать в виде конечной десятичной дроби, например 1/3, -2/9, 3/7. Если, например попытаться записать число 1/3 в виде десятичной дроби, используя известный алгоритм деления уголком, то получится бесконечная десятичная дробь 0,3333… . Бесконечную десятичную дробь 0,3333… называют периодической, повторяющуюся цифру 3 – ее периодом. Периодическую дробь 0,333… коротко записывают так: 0,(3); читается; «Ноль целых и три в периоде».
Числа, не являющиеся целыми и дробными называются иррациональными.
Так как любое рациональное число можно представить в виде бесконечной десятичной периодической дроби и любая бесконечная десятичная периодическая дробь представляет собой рациональное число, то каждое иррациональное число можно записать в виде бесконечной десятичной непериодической дроби и в свою очередь любая бесконечная десятичная непериодическая дробь – это иррациональное число.
Например, иррациональным числом является диагональ r квадрата со стороной, равной 1: а также число p = 3,14159… - отношение длины окружности к диаметру, постоянное для любой окружности.
Рациональные и иррациональные числа составляют множество действительных чисел (обозначается R). Каждому действительному числу соответствует единственная точка координатной прямой. Каждая точка координатной прямой соответствует единственному действительному числу: отрицательному (со знаком «-«), если она левее начала отсчета; положительному (со знаком «+»), если она правее начала отсчета. Множество действительных чисел называется также числовой прямой.
Закрепление изученного материала
Итог урока
- натуральными?
- целыми?
- рациональными?
- действительными?
Домашнее задание §1,2 №№3(2,4), 9(4,6), №10 (2,4)