ТЕМА: Центральные и вписанные углы.
8 класс.
ЦЕЛЬ: Систематизировать теоретические знания по теме "Центральные и вписанные углы".
Обобщить и систематизировать изученный материал в ходе решения задач.
Ход урока.
1. Вводная беседа.
"То, что превышает геометрию, превышает нас".
Б. Паскаль.
"В огромном саду геометрии каждый найдет букет себе по вкусу".
Д. Гильберт.
Сегодня у нас заключительный урок по теме: "Центральные и вписанные углы".
Повторяем, обобщаем, приводим в систему полученные на предыдущих уроках знания.
Перед вами стоит задача показать свои знания и умения по данной теме.
А сейчас прослушайте внимательно вопрос и ответьте на него.
Этот предмет, изготовленный из бронзы, был обнаружен археологами под пеплом Помпеи. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а уж умение решать задачи с его помощью признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и астрономии. За сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник.
О каком предмете идёт речь?
2. Фронтальная беседа.
А теперь повторим тот теоретический материал, который нам потребуется на уроке.
1. Сформулируйте теорему Пифагора.
2. Сформулируйте утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике
а) о катете.
б) о высоте, проведённой из вершины прямого угла прямоугольного треугольника.
3. Какой угол называется центральным углом окружности?
4. Как определяется градусная мера дуги?
5. Какой угол называется вписанным?
6. Сформулируйте теорему о вписанном угле?
7. Что вы знаете об углах, опирающихся на одну и ту же дугу?
8. Сформулируйте утверждение о вписанном угле, опирающемся на полуокружность.
9. Сформулируйте теорему об отрезках пересекающихся хорд.
3. Решение задач на готовых чертежах.
Сейчас мы будем говорить об углах и измерениях.
Ответьте сначала на следующие вопросы.
В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах? (более 3000лет назад в Вавилоне)
Шарада.
Первый слог означает то,
Что летом при дожде бывает.
Второй - у казака в почете,
Вы на лице его найдете.
(град - ус).
3.Что означает латинское слово "градус"? (ступень, шаг).
А теперь задачи.
Правильно выполнив все устные задания, вы узнаете фамилию итальянского физика, механика, астронома, философа и математика, оказавшего значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий.
1![]()
). Найти ∟ABC 2). Найти ∟ABC
B


B




A C
.O

O
80˚ 50˚
A C
D ∟ABC=130˚
∟ABC=40˚
3). Найти ∟ACB, ∟CAB 4). Найти ∟AOD, ∟ACD




C B C
![]()




50˚
A


O 37˚ O
B
A D
∟ACB=90˚ ∟CAB=53˚ ∟AOD=100˚ ∟ACD=50˚
5



). Найти ∟ABC
B
A
C
120˚
O ∟ABC=120˚
40˚ | 50˚ | 53˚ | 90˚ | 100˚ | 120˚ | 130˚ |
г | е | и | л | л | й | а |
А теперь назовите фамилию учёного.
4. Выполнение упражнений.
№1. Точки А, В, С лежат на окружности. Чему равен ∟АВС, если хорда АС равна радиусу окружности? (задача имеет 2 решения.)
№2. Точки А, В, С лежат на окружности. Чему равна хорда АС, если ∟АВС=30˚, а диаметр окружности равен 10 см?
№3. Диаметр СD окружности перпендикулярен хорде АВ. AB и CD пересекаются в точке Е, СЕ=2см. Сумма АВ и СЕ равна диаметру окружности. Найдите радиус окружности.
Дополнительные задачи.
№1. Через точку М, расположенную внутри круга, проведены 2 хорды AB и CD, причём АМ=МВ, СМ=16см, DM:MC=1:4. Найдите АВ.
№2. АВ- диаметр окружности. Точка Е лежит на окружности. ЕМ┴АВ, МВ=4см, ЕМ=6см. Найдите радиус окружности.
5. Самостоятельная работа.
Решив правильно задачи, вы узнаете фамилию датского астронома, астролога и алхимика эпохи Возрождения. Он первым в Европе начал проводить систематические и высокоточные астрономические наблюдения, на основании которых Иоганн Кеплер вывел законы движения планет.
(Тихо Браге 1546-1601гг)
1). Найти ∟ВАС.





B
A 49˚
21˚ C ∟BAC=20˚
D

2

). Найти АС. АС=7,5см. В 12см
С
9см
О
А
3). Найти ∟АВС,∟ВАС,∟АОВ, если ͜ АВ : ͜ ВС : ͜ АС = 7:5:6.






В ∟АВС=60˚
∟ВАС=50˚
∟АОВ=140˚
О
А
С
р | е | а | г | б |
7,5см | 140˚ | 60˚ | 50˚ | 20˚ |
6. Домашнее задание.
Домашняя контрольная работа.
1.Хорды АВ и СД пересекаются в точке Е. Найдите СД, если АЕ = 4 см, ВЕ = 9 см, а длина СЕ в четыре раза больше длины ДЕ.
2. Хорда АВ делится точкой С на отрезки 9 см и 12 см . Найдите расстояние от центра окружности до точки С, если диаметр окружности равен 24 см.
3.В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 10 см , а биссектриса, проведенная к основанию 8 см. Найдите радиус окружности, вписанной в этот треугольник, и радиус окружности, описанной около этого треугольника.
7. Итог урока.
1. Выставление оценок.
2.Ответьте на следующие вопросы:
а) на какие вопросы по данной теме вы получили все интересующие вас ответы;
в) какие задачи вы хотели бы решить на следующем уроке?
Дополнительный вопрос.
В древности такого математического термина не было. Его ввёл в VIII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает "спица колеса". Что обозначает этот термин?