СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Центральные и вписанные углы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизировать теоретические знания по теме "Центральные и вписанные углы".

   Обобщить и систематизировать изученный материал в ходе решения задач.

Просмотр содержимого документа
«Центральные и вписанные углы»

ТЕМА: Центральные и вписанные углы.

8 класс.

ЦЕЛЬ: Систематизировать теоретические знания по теме "Центральные и вписанные углы".

Обобщить и систематизировать изученный материал в ходе решения задач.


Ход урока.


1. Вводная беседа.


"То, что превышает геометрию, превышает нас".

Б. Паскаль.

"В огромном саду геометрии каждый найдет букет себе по вкусу".

Д. Гильберт.



Сегодня у нас заключительный урок по теме: "Центральные и вписанные углы".

Повторяем, обобщаем, приводим в систему полученные на предыдущих уроках знания.

Перед вами стоит задача показать свои знания и умения по данной теме.

А сейчас прослушайте внимательно вопрос и ответьте на него.

Этот предмет, изготовленный из бронзы, был обнаружен археологами под пеплом Помпеи. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а уж умение решать задачи с его помощью признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и астрономии. За сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник.

О каком предмете идёт речь?

2. Фронтальная беседа.


А теперь повторим тот теоретический материал, который нам потребуется на уроке.

1. Сформулируйте теорему Пифагора.

2. Сформулируйте утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике

а) о катете.

б) о высоте, проведённой из вершины прямого угла прямоугольного треугольника.

3. Какой угол называется центральным углом окружности?

4. Как определяется градусная мера дуги?

5. Какой угол называется вписанным?

6. Сформулируйте теорему о вписанном угле?

7. Что вы знаете об углах, опирающихся на одну и ту же дугу?

8. Сформулируйте утверждение о вписанном угле, опирающемся на полуокружность.

9. Сформулируйте теорему об отрезках пересекающихся хорд.


3. Решение задач на готовых чертежах.



Сейчас мы будем говорить об углах и измерениях.

Ответьте сначала на следующие вопросы.

  1. В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах? (более 3000лет назад в Вавилоне)

  2. Шарада.

Первый слог означает то,

Что летом при дожде бывает.

Второй - у казака в почете,

Вы на лице его найдете.

(град - ус).

3.Что означает латинское слово "градус"? (ступень, шаг).




А теперь задачи.

Правильно выполнив все устные задания, вы узнаете фамилию итальянского физика, механика, астронома, философа и математика, оказавшего значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий.


1). Найти ∟ABC 2). Найти ∟ABC

B

B

A C

.O

O

80˚ 50˚

A C

D ∟ABC=130˚

∟ABC=40˚




3). Найти ∟ACB, ∟CAB 4). Найти ∟AOD, ∟ACD


C B C


50˚

A



O 37˚ O


B


A D


∟ACB=90˚ ∟CAB=53˚ ∟AOD=100˚ ∟ACD=50˚
















5). Найти ∟ABC



B



A

C

120˚


O ∟ABC=120˚








40˚

50˚

53˚

90˚

100˚

120˚

130˚

г

е

и

л

л

й

а

А теперь назовите фамилию учёного.



4. Выполнение упражнений.


№1. Точки А, В, С лежат на окружности. Чему равен ∟АВС, если хорда АС равна радиусу окружности? (задача имеет 2 решения.)


№2. Точки А, В, С лежат на окружности. Чему равна хорда АС, если ∟АВС=30˚, а диаметр окружности равен 10 см?


№3. Диаметр СD окружности перпендикулярен хорде АВ. AB и CD пересекаются в точке Е, СЕ=2см. Сумма АВ и СЕ равна диаметру окружности. Найдите радиус окружности.


Дополнительные задачи.


№1. Через точку М, расположенную внутри круга, проведены 2 хорды AB и CD, причём АМ=МВ, СМ=16см, DM:MC=1:4. Найдите АВ.

№2. АВ- диаметр окружности. Точка Е лежит на окружности. ЕМ┴АВ, МВ=4см, ЕМ=6см. Найдите радиус окружности.



5. Самостоятельная работа.


Решив правильно задачи, вы узнаете фамилию датского астронома, астролога и алхимика эпохи Возрождения. Он первым в Европе начал проводить систематические и высокоточные астрономические наблюдения, на основании которых Иоганн Кеплер вывел законы движения планет.

(Тихо Браге 1546-1601гг)









1). Найти ∟ВАС.




B



A 49˚

21˚ C ∟BAC=20˚


D





2). Найти АС. АС=7,5см. В 12см

С


9см

О

А

3). Найти ∟АВС,∟ВАС,∟АОВ, если ͜ АВ : ͜ ВС : ͜ АС = 7:5:6.




В ∟АВС=60˚

∟ВАС=50˚

∟АОВ=140˚



О

А

С





р

е

а

г

б

7,5см

140˚

60˚

50˚

20˚



6. Домашнее задание.

Домашняя контрольная работа.

1.Хорды АВ и СД пересекаются в точке Е. Найдите СД, если АЕ = 4 см, ВЕ = 9 см, а длина СЕ в четыре раза больше длины ДЕ.

2. Хорда АВ делится точкой С на отрезки 9 см и 12 см . Найдите расстояние от центра окружности до точки С, если диаметр окружности равен 24 см.

3.В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 10 см , а биссектриса, проведенная к основанию 8 см. Найдите радиус окружности, вписанной в этот треугольник, и радиус окружности, описанной около этого треугольника.





7. Итог урока.

1. Выставление оценок.

2.Ответьте на следующие вопросы:

а) на какие вопросы по данной теме вы получили все интересующие вас ответы;

в) какие задачи вы хотели бы решить на следующем уроке?




Дополнительный вопрос.

В древности такого математического термина не было. Его ввёл в VIII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает "спица колеса". Что обозначает этот термин?