Практическая работа по химии.
Выполнила – Колпакова В. В. Учитель химии и биологии МАОУ СОШ № 42 города Тюмени.
Данную практическую работу можно использовать при изучении тем:
Растворы. Растворимость веществ. Теория электролитической диссоциации. – 8 класс;
Электролиз – 9, 11 класс.
Оборудование:
Персональный компьютер
Регистратор данных USB Link
датчики – электропроводности, рН-метр, температуры (-25:+100 ͦС);
приборы – магнитная мешалка, электрическая лабораторная плитка (спиртовка);
посуда – химический стакан (2 шт).
реактивы – вода дистиллированная, уксусная кислота, гидрокарбонат натрия.
Ход работы.
Приготовили раствор уксусной кислоты (1:10 – кислота, вода), собрали установку для измерения. Запустили программу «мультилаб», сняли показания датчика электропроводности раствора уксусной кислоты.
Выводы: Электропроводность раствора уксусной кислоты составляет 1мСм. Уксусная кислота является слабым электролитом.
Провели реакцию между раствором уксусной кислоты и твердым гидрокарбонатом натрия.
Схема установки:
График:
Выводы: При взаимодействии уксусной кислоты с гидрокарбонатом натрия наблюдается изменения уровня рН от кислого к нейтральному.
NaHCO3 + CH3COOH = CH3COONa + CO2 + H2O.
3.Приготовили насыщенный раствор гидрокарбоната натрия в присутствии датчиков температуры и рН нагрели раствор до температуры 40ͦС.
При повышении температуры раствора гидрокарбоната натрия меняется среда раствора от кислой к нейтральной.
По итогам этой практической работы ученик должен сделать вывод о свойствах уксусной кислоты – слабого электролита, влиянии нагревания на уровень рН раствора.
Данную работу удобно использовать при групповой форме работы в общеобразовательном классе при изучении темы –Растворы, водородный показатель.
Удобен предложенный способ тем, что ученик видит изменение переменных значений и может быстро обработать результат с построением графиков и диаграмм. Считаю, что данный способ имеет больше достоинств чем недостатков.
Задание: Предложите свой вариант лабораторного опыта, который можно провести с использованием колориметра или турбидиметра. При изучении какой темы и в каком классе этот эксперимент можно провести? Какие цели предлагаете поставить перед учащимися? Кратко опишите ход работы. Предложите вопросы для составления выводов.
Практическая работа: Анализ почвы и воды.
Цель: познакомиться с физико-химическими методами анализа почвы и воды.
Оборудование: пробирки, шпатель, пробка для пробирки, лупа, бумажный фильтр, воронка, предметное стекло, пипетка, спиртовка, держатель, датчик рН, турбодиметр, ПК (Нова), коническая колба с пробкой.
Опыт: Механический анализ почвы. В пробирку поместить столбик почвы 2-3 см прилить в 3 раза больше по объему дистиллированной воды, закрыть пробирку пробкой и встряхнуть. При помощи лупы пронаблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения. Как показатели рН почвы влияют на растения, как человек использует эти знания.
Опыт: Получение почвенного раствора и опыты с ним. Приготовьте почвенный раствор (профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды). В пробирку с фильтратом (почвенным раствором) опустите датчик рН для определения среды почвенного раствора.
Несколько капель почвенного раствора выпарите на предметном стекле.
Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.
Опыт: Определение мутности воды.
Определить качества воды из аквариума, водопроводная вода, вода очищенная фильтром, при помощи турбидиметра. Сравнить образцы воды по качеству и сделать вывод о возможности использования воды образцов человеком.
Сделайте вывод. Для чего нужны ли химические знания человеку?
Перечислите методы используемые в практической работе.
Данную практическую работу можно провести в 8 классе при изучении темы - Роль химии в жизни человека. Простейшие операции с веществом.