СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровая образовательная среда как новое пространство учебно-воспитательной работы с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

eLIBRARY.RU 

УДК: 376.1:004

Просмотр содержимого документа
«Цифровая образовательная среда как новое пространство учебно-воспитательной работы с детьми ОВЗ»

МЕДИАСРЕДА В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Азмиева Наталья Александровна,

Архипова Алена Петровна

Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург


Аннотация. Медиаобразование, цифровое, мультимедийное оборудование открывает новые возможности в системе современного образования. Использование ИКТ стремительно развивается, наблюдается и в системе образования детей с особыми образовательными потребностями, что вносит изменения к организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями получают образование не только в специальных образованиях учреждениях, но и в общеобразовательных учреждениях, используя модель интегрированного или инклюзивного образования.

Ключевые слова: медиаобразование, информационно-образовательная среда, информационно-коммуникативные технологии, цифровая среда, информатизация образования, учебная работа, профессиональные стандарты, ФГОС, дети с особыми образовательными потребностями, альтернативные средства.

В последние время в России происходит стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, увеличивается поток и усложняется объем информации, информационных каналов и услуг. Современные технологии изменяются очень стремительно. Россия, сделала огромный скачок к цивилизованному обществу и при этом возросла роль медиакультуры. В современном обществе человеку невозможно представить свою жизнь без гаджетов, смартфонов и интернета, а новые технологии все больше внедряются во все сферы жизни общества. Расширение технических возможностей привело к тому, что мы чаще стали общаться друг с другом на расстоянии, обмениваться опытом в профессиональной сфере, и на примере такой области как образование, замечаем, как это помогает специалистам продвигаться вперед и повышать свою квалификацию, вовлекать большее количество учеников в новые горизонты знаний. Инновации внедряются в различные сферы жизнедеятельности, что заставляет людей на постоянное развитие, стремиться совершенствовать свои знания, умения, компетенции, овладение новыми техническими возможностями. «Цифра» все больше появляется в реальной жизни, развиваются способы ее обработки, хранения и использования. Повсеместное распространение интернет технологий проживает так называемый «бум» социальных медиа.

В связи, с этим возникает вопрос о потребности внедрения медиасреды в систему образования, где развитие современных технологий вносит свои коррективы в разработку новых инструментов обучения, помогая делать учебный процесс более эффективным, где использование ИКТ, технических ресурсов в обучении помогает при организации дистанционного обучения, самообразования, где облегчается поиск и переработка необходимой информации, что способствует непрерывному, систематическому обучению детей, в частности и детей-инвалидов, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Грамотное и рациональное использование возможностей медиа, окажет огромное значение и будет способствовать формированию информационных умений, развитие творческого потенциала, критичного мышления, воображения, целостного восприятия, анализа и осмысления информации. Несомненно главной задачей медиаобразования как направление в педагогике, является обучение и подготовка современного поколения к новой жизни в современных информационных условиях, к овладению, пониманию и хранению различной информации, к стремлению овладеть способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств, с помощью средств альтернативной коммуникации и современных информационных технологий.

Стоит не забывать, что внедрение современных цифровых технологий в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, требуется совершенствовать специальную организацию материальной среды, а также необходимо повышать уровень подготовки психолого-педагогического коллектива общеобразовательных учреждений, поскольку эффективность цифрового обучения зависит от компетентного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Необходимое совершенствование знания и умения специалистов, обеспечивающих взаимодействие с детьми с особыми образовательными потребностями является напрямую благополучным решением вопроса организации коррекционной работы, подобранные в соответствии с задачами и проблемами развития в каждом возрасте.

Задаваясь вопросом, что такое медиаобразование, в чем его смысл, характерные особенности и ее целесообразность внедрения стали обсуждаться уже более15 лет назад. Педагоги, психологи и социологи считают его одним из самых актуальных в педагогической деятельности. В литературе можно встретить следующую точку зрения: «Медиаобразование – это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование напрямую связано одновременно с познанием того, как создаются тексты и одновременно с развитием аналитических способностей интерпретации оценки их содержания. Как медиаобразование, так и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности». [4] Стоит обратить внимание что медиаобразование — это комплексный и сложный процесс воздействия, в котором участвует несколько наук, включая не только педагогику и психологию, но и культурологию, социологию и многие другие дисциплины. С.И. Федькушова, С. Титова, Ю.Б. Надточий, Л.И. Горелова, Т.Г. Погорелова, А.Н. Полежаева, П.Д. Слинюк, Е.Б. Лерман, - исследования этих методистов, педагогов и психологов позволяет лучше понять занимались решением и исследованием проблему цифрового обучения детей. В своих работах они показали, как внедрение медиаобразования изменяет требования к знаниям и умениям учащихся, поскольку необходимо не только научиться писать, читать и считать, но и уметь формировать и систематизировать ресурсы данных, учиться сотрудничать, находить, отбирать нужную информацию.

К сожалению, не все образовательные учреждения оснащены компьютерными техническими средствами, не везде есть подключение к сети Интернет, не все педагоги получили подготовку или переподготовку по использованию информационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, и конечно остро стоит вопрос и о необходимости внедрения и модернизации современного образования, изменении образовательных программы в соответствие с потребностями цифровой политики, обеспечении возможности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальным образовательным траекториям на протяжении всей жизни – в любое время в любом месте. Довольно-таки часто в последнее время педагоги сталкиваются с таким понятием как «инклюзивная медиасреда». Согласно мнению Л.А. Каллиомы - это «медиасообщество людей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в системе специальных знаний и всевозможных социальных практик не меньше, чем в традиционном подходе» [9].

Приоритетным направлением модернизации современного российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным Стандартом является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, а особенно тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья, где система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребёнок со специальными образовательными потребностями получает возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду. Создание и внедрение вариативных моделей инклюзивного образования, материально- техническое оснащение образовательного процесса детей, имеющих особые образовательные потребности, организация непосредственно учебной деятельности осуществляется при использовании необходимого специализированного оборудования, позволяющего повысить доступность получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий, поскольку создает без барьерное инклюзивное пространство, удовлетворяя образовательные потребности различных категорий лиц с ОВЗ, позволяет развиваться в той области, и в том темпе, которые максимально отвечают их индивидуальным психофизическим особенностям и возможностям. Следует отметить, что при проектировании инклюзивной медиасреды рекомендовано руководствоваться некоторыми принципами:

1.Принцип непрерывности и неограниченности. Необходимо учитывать особые образовательные потребности людей, в том числе имеющих проблемы зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, различные ментальные нарушения.

2. Позитивность. Формировать позитивное и толерантное отношение к людям с особенностями в развитии, используя возможности инклюзивной медиасреды.

3.Системность. Необходимо охватывать все уровни общего образования.

4. Принцип психолого-педагогической поддержки. Возможность предоставлять своевременную превентивную и оперативную помощь всем участникам образовательного процесса.

5. Современность. Качественная подготовка педагогических работников в методических, технологических и теоретических знаниях для успешного применения в электронном и дистанционном обучении.

6. Эффективность. Необходимо повышать эффективность реализации

адаптивных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ.

7. Принцип социально и творчески ориентированного характера проектируемой медиасреды. Использовать воспитательные технологии для раскрытия творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их успешную профориентацию и социализацию.

Особое значение в свете новых задач приобретает разработка эффективных путей применения медиаобразования, так как ежегодно увеличивается количество детей с проблемами в развитии, возникает необходимость развивать и совершенствовать инклюзивное направление, совместно обучать разных детей. Рассматривая как «социальная группа в обществе» - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании реальных условий для получения образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе [2]. Изменения в этом направлении предусматривает создание различных форм комплексной системы поддержки — это специальные условия обучения и воспитания, а также широкое внедрение в образовательный процесс технических средств обучения и информационно - коммуникационных технологий, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного и воспитательного процесса.

Одним из приоритетных стратегических направлений в совершенствовании российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности [2]. В нашем современном обществе гораздо сложно представить ребенка, не умеющего пользоваться современными гаджетами и не играющего в информации компьютерные игры, а предъявление на экране компьютера в игровой форме это прежде всего увлекательно для ребенка. В последнее время отмечается активное внедрение так называемых «серьезные» или «умные», компьютерные игры («serious games»), направленных на решение конкретных задач развития или воспитания детей; формирование важных поведенческих навыков, саморегуляции, самоконтроля и др. Также активно ведутся успешные попытки создания компьютерных игр, где основная цель -решение образовательных, развивающих задач. Ведь создатели игр пытаясь сделать компьютерную игру эффективным средством развития ребенка опираются на концепции психологических, социальных и физиологических школ.

Интерактивные игры на ступени обучения могут стать также помощником в организации социально-коммуникативного и познавательного развития, где ведущим направлением является познавательная и исследовательская деятельность детей. Именно в основе развития познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря которым ребенок более эффективно и полно познает окружающий мир, а также главным преимуществом интерактивных игр является наглядность- инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Анализируя вышесказанное можно смело говорить о том, что электронные устройства развивают, наполняют детскую деятельность новым содержанием, помогают осваивать новые навыки, расширяют кругозор, оказывают влияние на характеристики произвольного внимания детей.

Подводя итог, следует отметить, что применение медиаобразования позволяет изменить не только качество взаимодействия педагогов и воспитанников, обеспечивая доступ к общим ресурсам и обмен информацией в любое удобное время, но и способствует апробации и внедрению инновационных методик обучения, улучшает организацию и автоматизацию процессов, открывает принципиально новые экономические возможности. Реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения, а занятия с использованием современных информационных технологий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в учебных заведениях способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности обучающегося, его способностей ориентироваться, адаптироваться и трудоустроиться в современном обществе.














Список литературы:


  1. Бакулев Г.П «Массовая коммуникация. Западные теории и концепции» //Москва: АСПЕК ПРЕСС. 2010.,с.117-141;

  2. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. «Ребенок с особыми образовательными потребностями»// Альманах Института коррекционной педагогики РАО, выпуск №5. с.62-74;

  3. Журналистика регионов: дискусы и медиапрактики» // Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции 22.10.2018 г. Томск 2018: Москва. 2019.с 63-67;

  4. Каллиома Л.С. «Инклюзивная медиасреда как составляющая информационно-коммуникативного универсума»;

  5. Кириллова Н.Б. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации //учебное пособие для вузов: Москва. Юрайт.2017 с.75-87

  6. Конституция РФ «Об образовании». ст. 43. 2019.;

  7. Философия человека в историческом контексте//Сборник научных статей: СПб. Издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 2019. с. 492-499;

  8. studref.com›391304/etika_i…floristicheskih_izdeliy;

  9. https://stroychik.ru/raznoe/florarium-svoimi-rukami;

  10. http://mic.org.ru/new/634-inklyuzivnaya-mediasreda-kaksostavlyayushchaya-informatsionno-kommunikativnogo-universuma (Дата обращения 28.01.2018).