МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
Доклад
«Цифровизация образовательного процесса преподавания предмета ОБЖ, как условие подготовки конкурентоспособных специалистов, соответствующих современным требованиям экономики региона»
Подготовил: преподаватель-организатор ОБЖ
Дужик С.Р.
2023 год
Рассмотрено на заседании
ПЦК дисциплин физической культуры и БЖД
Пр. № от «___» ___________ 202__ года
Председатель ПЦК_________________/Дьякова К.И./
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В. А. Сухомлинский
Построение информационного общества прежде всего связано с развитием человеческого капитала, которое невозможно без качественной конкурентоспособной системы образования. Динамичность и взаимообусловленность новых технологий и инноваций диктуют необходимость нового подхода к образованию. В законе об образовании РФ намечено приоритетное направление развития национальной системы образования – «создание условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров».
Переход к информационному обществу требует не простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, а обеспечения готовности будущих специалистов действовать и жить в быстроменяющихся условиях, владеть информационными технологиями, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть и своими поступками предупреждать риски осуществляемой деятельности.
Качество образования предполагает не только обеспечение усвоения студентами фундаментальных знаний, но и создание условий для их личностно-профессионального становления и развития. Сфера образования становится ведущим фактором, системообразующим элементом в подготовке конкурентоспособных специалистов.
Тренд в образовании - это тенденции в его изменении: прежде всего – это создание новых условий и активных методик обучения, которые являются основой образовательной парадигмы; это возрастающие требования со стороны общества к подготовке конкурентоспособного, критически мыслящего и функционально грамотного специалиста, способного к постоянному обновлению знаний, переучиванию и смене области применения своих компетенций в изменяющемся мире.
Модернизация современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования выделяет информатизацию образования в качестве одного из приоритетов. Информационная образовательная среда меняет способы представления и усвоения знаний, меняет характер взаимодействия между субъектами образовательного процесса, меняет весь процесс профессиональной методической деятельности каждого учителя.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, знания и умения применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, оказать первую помощь пострадавшим.
В изучении курса ОБЖ важно сохранить баланс между теоретической составляющей и практикой, так как в результате у выпускников должен сформироваться четкий алгоритм действий, и отработаны практические навыки поведения в экстремальных ситуациях.
Кабинет ОБЖ в техникуме полностью укомплектован необходимыми учебными пособиями, среди них противогазы, компасы, перевязочные пакеты, манекены-тренажеры и др.
Проведение уроков ОБЖ с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении, средство, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность обучающихся, увеличить эффективность урока. В техникуме имеется достаточная материально-техническая база для создания полноценной предметной информационной образовательной среды.
Выбор способов организации деятельности обучающихся и методов использования информационных технологий напрямую зависит от тематики урока и планируемых результатов. Чтобы идти в ногу со временем, преподователь ОБЖ должен умело применять инструментальные средства программного обеспечения связанного с предметной деятельностью педагога.
Целесообразно использование печатных раздаточных материалов, интернет - ресурсов, интерактивной доски, мультимедийного сопровождения урока, контроля уровня знаний с использованием тестовых заданий и систем опроса SMART RESPONSE, дистанционного взаимодействия с обучающимися и родителями (законными представителями) посредством электронного журнала и др.
Стандартные офисные и компьютерные программы и оборудование позволяют создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению со стандартным «рисованием от руки» и переписыванием (либо ксерокопированием). Можно создавать различные документы, подготовить раздаточный материал для уроков, тексты контрольных работ, тесты, помочь оформить студентам пояснительные записки к творческим проектам, дополняя их рисунками, таблицами и диаграммами.
Специфика предмета ОБЖ заставляет применять в качестве наглядного материала множество фотографий, рисунков, схем. Необходимый материал можно получить, используя собственные фотографии или готовые из различных мультимедийных источников (методом копирования или скриншота экрана). Рисунки, диаграммы схемы изготовить с помощью графических редакторов или использовать их из книг, газет, журналов и интернет - источников.
Современные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью мультимедийных слайдовых презентаций. Визуализация информации позволяет активизировать у студента основной - зрительный канал получения информации. При конструировании урока с использованием презентации необходимо учитывать возраст ребенка, особенности его восприятия.
Уникальные возможности для преподователя ОБЖ предоставляет использование учебных мультипликационных и видеофильмов, видеороликов фрагментов телевизионных программ и пр. Применение короткометражных развивающих мультфильмов на уроках ОБЖ помогает заинтересовать ребят. При изучении блоков «Чрезвычайные ситуации природного характера» и «Техногенные аварии» широко применяется просмотр и обсуждение фрагментов из новостных программ, в которых рассказывается о последствиях масштабных катастроф, студенты искренне сопереживают пострадавшим, вырабатывают для себя правильный алгоритм действий для спасения в ЧС. Эффективно использование роликов социальной рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни.
Для решения задач по патриотическому воспитанию необходимо подбирать фрагменты документальных фильмов, телевизионных передач, повествующих о биографии и мужественных поступках реальных людей, судьбах воинов при ведении боевых действий и в мирной жизни.
Здоровье сберегающие технологии тоже предполагают использование на уроке мультимедийного оборудования для проведения динамических пауз, двигательной гимнастики для глаз или релаксации.
Современные интерактивные доски и программное обеспечение позволяют обучающимся стать полноценным субъектом образовательного процесса. Выполнение различных заданий с использованием интерактивной доски способствуют формированию предметных, метапредметных результатов и универсальных учебных действий. Уроки, разработанные с использованием технологии SMART- занимательны, направлены на полноценное взаимодействие студентов между собой и учителем. Специальные эффекты и инструментальные возможности программного обеспечения позволяют подготовить задания на сравнение, выявление несоответствий, выработку верного алгоритма действий и др.
Поиск нужной информации, презентации и «интерактивные уроки» требуют тщательной внеаудиторной подготовки, но существенно расширяют возможности творчества преподавателя, формируют компетенции различного уровня, как преподавателя, так и ученика.
Тесты в современном учебном процессе широко внедряются в практику изучения многих предметов, в том числе в преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, решает сразу несколько задач.
Контроль уровня знаний с использованием систем опроса SMART RESPONSE упрощает работу преподавателя, сокращая время на обработку тестовых заданий. В программе имеется возможность разработки тестов разного уровня сложности, при этом удается избежать негативной эмоциональной окраски при проведении контроля знаний, так как у студентов работа с пультами для голосования ассоциируется с игрой. Другие варианты использования системы: проведение рефлексии в конце урока, анкетирование, анонимные опросы, изучение общественного мнения и т.д.
Современные реалии предъявляют новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей интернета в педагогической практике учителя. Это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в урок элемент новизны, повысить интерес обучающихся к приобретению знаний, облегчить преподавателю и ученику подготовку к занятиям.
Интернет-ресурсы предлагают богатейший материал для подготовки обучающимися сообщений и рефератов, но чтобы исключить возможность бездумного копирования информации каждому дается индивидуальное задание. Тема конкретизуется в плане реферата, следуя пунктам плана, ученик и подбирает Интернет-информацию. Составление плана реферата и работа по нему развивает логическое мышление студентов, дисциплинирует их сознание. По такому плану найти готовый реферат в интернете невозможно, что гарантирует исключение прямого плагиата со стороны обучающихся, так как потребует самостоятельной правки и связывания частей текста между собой. Тем не менее, готовые работы проверяются на совпадение (плагиат) и защищаются. Творческую активность студентов при написании реферативной работы стимулирует внесение в текст рисунков, схем, графиков.
При использовании интернет - ресурсов важно умение находить достоверные источники. Среди них, сайты общественных организаций и движений, тематические образовательные ресурсы, информационно-справочные системы, электронные периодические издания, форумы и конференции.
Подобные сайты могут содержать достоверную информацию, при этом отражают разные точки зрения на одни и те же вопросы. Работа с разными источниками способствует формированию критического мышления у обучающихся.
Рекомендуемые цифровые образовательные ресурсы по ОБЖ:
Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru /
Сайт о борьбе с наркоманией http://www.narkotiki.ru /
МЧС России http://www.mchs.gov.ru/
Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru/
Все о пожарной безопасности http://www.0-1.ru/
Пожарная охрана России http://www.fireman.ru/ и т.д.
Для преподавателя ОБЖ ресурсы интернета тоже представляют огромную ценность. В современном мире – это возможность самообразования и повышения квалификации, диссеминации педагогического опыта, получение нормативно-справочных документов, использование на уроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в сети, разработка собственных материалов и их публикация, знакомство с новыми книгами, учебниками, методической литературой и их приобретение, участие в заочных конференциях и конкурсах, общение с коллегами.
Важной составляющей современной информационной среды является взаимодействие с обучающимися и родителями (законными представителями) посредством электронного журнала. Коммуникационный канал позволяет отсутствующему на уроке студенту узнать тему, домашнее задание и сроки выполнения. А родителям легче произвести мониторинг присутствия ребенка на уроке, текущих и итоговых оценок, а возможно замечаний преподавателя.
Компьютер облегчает деятельность преподавателя ОБЖ в техникуме, храня массу данных и программ, необходимых в работе, помогая быстро подготовить планы, отчёты, дидактические и методические пособия, по сути своей – это целый рабочий комплекс, обеспечивающий быстрый поиск нужной информации и её представление в удобном для пользователя виде. Применение компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ позволяет повысить качество и модернизировать процесс обучения, при условии тщательной и продуманной подготовки к уроку.
Применение информационно - коммуникационных технологий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует развитию личностных результатов у студентов; формированию у обучающихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; укреплению межпредметных связей, обеспечению комплексного подхода в изучении явлений действительности; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов образовательного процесса.
«Уникальные особенности виртуальной информационной среды (мульти- медиа, моделинг, «коммуникативность», интерактив, «интеллектуальность», производительность) определяют бесспорную эффективность ее применения в любой сфере человеческой деятельности». Именно система образования, по мнению ученых, должна стать своеобразным мостом, который должен обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека, взлетом его производительности.
Цифровая трансформация обуславливает перестройку всего учебно-производственного и воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях, с тем, чтобы обеспечить соответствие выпускникам требованиям современного профессионального сообщества, сформировать у него необходимые компетенции для профессиональной социализации в современном информационном обществе.
Применение цифровых технологий включает в себя создание новых, более эффективных процессов обучения, которые делают передачу знаний «Учитель-ученик» интересной и динамичной, а не просто заменяет бумажные учебники электронной версией. Переход на данные технологии расширяет набор методов и инструментов аудиторной и внеаудиторной работы, что позволяет экономить время участников образовательного процесса и в полной мере удовлетворять познавательные интересы обучающихся.
Выбор технологий, применяемых в учебно-производственном и воспитательном процессе техникума, должен ориентироваться на адекватность требованиям времени, индивидуальные особенности обучающихся, эффективность и интенсивность усвоения обучающимися учебного материала, практико-ориентированность, формирование ценностного отношения к труду.
В рамках цифровой трансформации образовательного процесса техникумы все чаще используют информационные платформы, информационные ресурсы, онлайн-курсы и др. Заменить обучение в образовательных организациях системы СПО только на онлайн-курсы или виртуальное обучение нельзя, так как в основе образовательного процесса профессиональных образовательных организаций лежит практическая подготовка. Онлайн-курсы успешно можно использовать при освоении теоретических вопросов, например, для допуска к практике. Они могут стать инструкцией для сложных случаев, когда появляется потребность совершить нетиповые действия с оборудованием. Курсы с применением виртуальной реальности могут создать ситуации, которые невозможно или небезопасно моделировать в реальном мире: например, пожар или авария на производстве. Применение смешанного обучения позволяет уменьшить количество однотипных занятий, увеличить визуализацию учебного материала для студентов, сформировать у них навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности, такие как: умение работать в команде, поиск необходимой информации, ориентация на результат, самоконтроль и др. Использование смешанного обучение позволяет образовательным организациям увеличивать количество часов, отводимых на практические занятия и на очную контактную работу с преподавателем.
В настоящее время все больше техникумов, ориентируясь на потенциального работодателя для выпускников своих учебных заведений, стремятся организовать единое информационное пространство «техникум-предприятие». Данное пространство обеспечивает плавное погружение студентов в цифровую корпоративную культуру предприятия; использование единых учебных материалов, как доступа к самым современным знаниям; способствует поиску вакансий при трудоустройстве выпускников техникума.
Таким образом, цифровая трансформация образовательного процесса техникума позволяет решать ряд важных задач:
доступ ко всем образовательным процессам и сервисам в режиме «единого окна» и обеспечение равных возможностей для всех обучающихся;
возможность применения в образовательном процессе новых технологий обучения, способствующих развитию активности и мотивации к обучению студентов;
упрощение процедур составления и ведения индивидуальных траекторий обучения;
получение точных данных уровня подготовки квалифицированных рабочих кадров;
возможность использования технологии «цифрового следа» обучающихся для выбора и индивидуального сопровождения будущих работников.
Список литературы
1. Антонова Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д.А. Антонова, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирин// Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2018. – №14 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee (дата обращения: 22.08.2020).
2. Бондарева Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / Г.А. Бондарева, Н.П. Петрова // МНКО. – 2019. – №5 (78) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 08.11.2020).
3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский / под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Институт Практической Психологии, 1996. – 513 с.
4. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. – 2018. – №4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-gotovnosti-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya-k-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 08.11.2020).
5. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – №1[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 08.11.2020).