Digital Portfolio
Портфолио учащегося
- Что такое портфолио учащегося?
- Почему необходимо портфолио учащегося?
- Что такое цифровое портфолио?
- Преимущества цифрового портфолио
- Типы цифровых портфолио
- Инструменты создания цифровых портфолио
Вопросы, на которые мы будем отвечать в ходе нашего вебинара:
Что такое портфолио учащегося?
Почему необходимо портфолио учащегося?
Что такое цифровое портфолио?
Преимущества цифрового портфолио
Типы цифровых портфолио
Инструменты создания цифровых портфолио
Портфолио – что это?
Портфолио – (в переводе с итальянского) папка с документами, папка специалиста.
В переводе с итальянского слово "портфолио" означает "папка с документами", "папка специалиста". Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов.
Портфолио – что это?
«Портфель личных достижений» или портфолио – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
Портфолио ученика – это комплекс документов, которые представляют собой некую совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных достижений. Эти документы выполняют роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов может стать составляющей рейтинга учащихся.
Во многих школах портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
Почему необходимо портфолио?
А. Для повышения качества образования в школе.
Б. Для учета различных достижений внеурочной деятельности учащегося
В. Для поддержания и стимулирования учебной мотивации школьников
Г. Для уменьшения коррупционной составляющей при сдаче ЕГЭ
Портфолио учащегося впервые активно и практически на государственном уровне стали обсуждать после серии скандалов вокруг ЕГЭ 2013 года. Тогда на всех уровнях заговорили о том, что результаты ЕГЭ, которые можно купить или подтасовать, не могут являться единственным объективным критерием отбора выпускников для поступления в вузы.
Проходной балл для поступления в вузы может складываться не только из результатов ЕГЭ, но и по данным портфолио школьника и его средней оценки по аттестату, заявил глава Минобрнауки на совещании с ректорами подведомственных университетов, которое состоялось в июне 2013г. Идея состояла в том, что при поступлении в российский вуз приемная комиссия должна смотреть не только на результаты ЕГЭ выпускника. Его портфолио тоже очень важно, и во многих странах мира оно является частью пакета документов, который должен подать абитуриент. Выяснилось, что в Минобрнауки уже давно ведется обсуждение создания учетных оценок портфолио ученика. Это существенное изменение в результатах деятельности выпускников школ в результате приведет к большему охвату способностей будущего студента и специалиста.
Теперь по новым образовательным стандартам портфолио ученика оформляется с первого класса и обязательно входит в систему оценки его достижений (учебных и личностных).
Опрос: «Почему необходимо портфолио?»
Является ли портфолио обязательным в вашем учебном заведении?
А. Да
Б. Нет
В. Другое (напишите об этом в форуме)
Несмотря на кажущуюся новизну идеи, в различных учебных заведениях учащиеся уже давно собирают портфолио. Например, в лицее, где я проработал много лет, портфолио учащегося многие годы принималось наряду с результатами вступительных экзаменов при поступлении в 5 класс. Среди грамот, которые чаще всего складывались в такие портфолио, встречались и весьма забавные, как например, грамота за хороший аппетит в детском оздоровительном лагере.
Опрос: является ли портфолио обязательным в вашем учебном заведении?
Цифровое портфолио
An electronic portfolio is a collection of electronic evidence assembled and managed by a user, usually on the Web. Such electronic evidence may include inputted text, electronic files, images, multimedia, blog entries, and hyperlinks. E-portfolios are both demonstrations of the user's abilities and platforms for self-expression, and, if they are online, they can be maintained dynamically over time.
Чтобы понять, что такое цифровое портфолио, можно обратиться к трактовке Википедии. К сожалению, определения на русском языке пока в Википедии не существует, поэтому обратимся к англоязычной дефиниции.
An electronic portfolio (also known as an eportfolio , e-portfolio , digital portfolio , or online portfolio ) is a collection of electronic evidence assembled and managed by a user, usually on the Web. Such electronic evidence may include inputted text, electronic files, images, multimedia, blog entries, and hyperlinks. E-portfolios are both demonstrations of the user's abilities and platforms for self-expression, and, if they are online, they can be maintained dynamically over time. Some e-portfolio applications permit varying degrees of audience access, so the same portfolio might be used for multiple purposes. E -portfolios can then go viral and be passed on to be easily viewed by many on the web.
Почему цифровое портфолио?
или
Преимущества цифрового портфолио очевидны. Собирая обычное портфолио, вы можете вложить в него только достижения, зафиксированные документально. Как правило, это разного рода грамоты и сертификаты. Можно также, например, распечатать тезисы доклада, который вы делали на научно-практической конференции. Некоторые вкладывают в свои портфолио фотографии.
И здесь возникают два вопроса:
Если хранить дома, то у учителя не будет доступа и возможности промежуточной оценки результатов своих учеников. Если хранить в школе, то для этого надо выделять специальное место, которого, как правило, всегда не хватает. К тому же многие родители очень скептически относятся к идее хранения портфолио их любимого чада в школе, потому что бояться, что драгоценные документы могут быть потеряны.
2. Что делать с достижениями, которые не могут быть зафиксированы документально?
Например, презентация, которую ученик выполнил и опубликовал, к примеру, в нашем блоге Spotlight in Russia ? Или электронное свидетельство о публикации, которое он получил по электронной почте? Что делать с вебсайтом, которые старшеклассник разработал и презентовал на научной конференции в институте, в который он планирует поступить?
Ответом на эти вопросы является цифровое портфолио.
Преимущества цифрового портфолио
У цифрового портфолио много преимуществ по сравнению с обычным бумажным портфолио. Во-первых, в цифровом портфолио можно хранить не только грамоты и сертификаты, но также и различные мультимедийные файлы, а также гиперссылки на ваши достижения в сети Интернет, таким образом вы получаете больше критериев для оценки своих достижений. Цифровое портфолио – это живой, развивающийся продукт. Если вы решите внести изменения в свой онлайн-проект, эти изменения автоматически сохраняться и в вашем цифровом портфолио. Аудитория цифрового портфолио может быть существенно шире, чем у обычного портфолио. Его не нужно нести в институт, или отсылать копии почтой, достаточно поделиться ссылкой на ваше портфолио. Таким образом, любое ваше достижение может стать публичным. Причем степень этой публичности устанавливаете вы сами. Цифровое портфолио удобно вести, видоизменять, оно не требует места, потому что все ваши достижения хранятся у вас в компьютере или в облаке. Еще один несомненный плюс использования цифрового портфолио это развитие компьютерных навыков и умений учащихся. Вместе с портфолио учащиеся создают собственное цифровое пространство, th е ir digital footprint . Часто, публикуя что-либо в интернете, учащиеся на задумываются, какое влияние это может оказать на их будущее. Работая над своим цифровым портфолио, учащиеся учатся нести ответственность за свое присутствие в сети, выбирая только лучшие свои достижения для публикации на суд глобальной аудитории. Еще один немаловажный плюс цифрового портфолио состоит в том, что родители и учителя получают возможность отслеживать процесс развития и роста от начала учебного года к концу, от начальной школы к выпускным классам. Ведение цифрового портфолио является также ценным опытом для самого учащегося, повышающего его самооценку и вызывающего гордость за выполненную работу.
Типы цифровых портфолио
Обычно рассматривают два основных типа электронных портфолио.
Первый- так называемое портфолио роста ( Process oriented portfolio) . Это портфолио, которое отражает рост и развитие учащегося. Такое портфолио может быть разбито по темам и сферам интересов, но в любом случае оно отражает процесс учебы и содержит работы учащегося в начале, середине и конце учебного периода. Опираясь на данные такого портфолио, ученик, его родители и учителя могут видеть, как изменялись умения и навыки, какие успехи достигнуты. На основе такого портфолио можно ставить цели на ближайшее будущее.
Второй тип – портфоли успеха (Product oriented portfolios).
Это коллекция лучших работ учащегося. Цель подобного портфолио – продемонстрировать качество и разнообразие достижений. Учащийся может сам решать, о каких из своих достижений он готов рассказать миру. Если порфтолио собирается под руководством школьного учителя, то учитель может устанавливать критерии и параметры, которым портфолио должно соответствовать. Такие портфолио могут служить очень эффективным стимулятором выполнения более качественной работы учащимися.
Оба типа портфолио могут использоваться на любом этапе жизни школьника, начиная с 1 класса. Считается, что в начальней школе наболее часто используются портфолио роста, возможно потому, что учителя начальной школы более озабочены вопросами персонального роста и развития учащихся, чем определением специфических уровней их достижений.
Аналогичным образом, портфолио успеха более подходит для средней и старшей школы. Более старшие учащиеся уже обладают критическим мышлением и могут сами определять, какие из их достижений должны быть представлены на всеобщее обозрение. Более того, оценки и средние баллы, учебная конкуренция в старшей школе создают атмосферу, более ориентированную на результат, нежели на процесс.
Содержание цифрового портфолио
- В своей академической части соответствовать учебному плану и способствовать мотивации учащихся
- Включать образцы достижений учащихся
- Включать подтверждение достижения конкретных целей
Так как цифровое портфолио должно отражать достижения учащихся и помогать учителям оценивать академический рост учащихся, а также их творческое или спортивное развитие, цифровые портфолио должны:
В своей академической части соответствовать учебному плану и способствовать мотивации учащихся
Включать образцы достижений учащихся
Включать подтверждение достижения конкретных целей
Содержание цифрового портфолио
- Содержать примеры, подтверждающие развитие учащегося
- Содержание портфолио должно отражать разнообразие умений и способностей
- Включать четкие критерии оценки достижений
Так как цифровое портфолио должно отражать достижения учащихся и помогать учителям оценивать академический рост учащихся, а также их творческое или спортивное развитие, цифровые портфолио должны:
Содержать примеры, подтверждающие развитие учащегося
Содержание портфолио должно отражать разнообразие умений и способностей
Включать четкие критерии оценки достижений
Инструменты создания цифровых портфолио
- Three ring
- Kidblog
- Evernote
- Google Sites
- Pinterest
Единого мнения, о том, какой инструмент больше всего подходит для создания цифровых портфолио не существует. Мнений множество, часто выбор зависит от того, насколько хорошо вы знаете и умеете пользоваться тем или иным ресурсом. Для кого-то достаточно создать презентацию PowerPoint , вставить туда свою фотографию и отсканированные свидетельства и сертификаты, и, по сути, простейшее электронное портфолио готово. Такое портфолио неудобно в использование, его надо копировать на USB- накопитель, и т.д. В интернете существует множество онлайн-ресурсов, как платных, так и бесплатных, которые можно использовать как основу для вашего цифрового портфолио. Создается большое количество приложений для смартфонов и планшетов как, например, Three ring or Kidblog, работающий как c Android, так и с iOS.
Среди наиболее популярных бесплатных ресурсов обычно называют Evernote. Некий Rob Van Nood, учитель с большим стажем, написал отличное руководство по созданию цифровых портфолио при помощи Evernot e . После скачивания презентации, вы сможете воспользоваться встроенной гиперссылкой и ознакомиться с этим руководством. Лично у меня отношения с Evernote как-то не сложились, я нахожу этот инструмент скучным и не очень удобным, хотя хвалебных отзывов в адрес Evernote и рекомендаций от моих зарубежных коллег в сети достаточно много.
Следующий ресурс, обладающий огромным потенциалом - Google Sites . Google позволяет создавать вебстраницы и с легкостью делиться ими. Google специально создавался для совместной работы над документами, и это его достоинство можно с успехом использовать для colloborative online writing . Ресурсы Google просты в использовании, вы можете сами решать, какой уровень доступа вы хотите назначить своему цифровому портфолио.
Ресурс, который я считаю наиболее удобным и на котором хотела бы остановиться подробнее – Pinterest.
Инструменты создания цифровых портфолио
Pinterest — социальный интернет-сервис, позволяющий пользователям добавлять в режиме онлайн изображения и помещать их в тематические коллекции и делиться ими с другими пользователями.
Согласно Википедии, Pinterest — социальный интернет-сервис, позволяющий пользователям добавлять в режиме онлайн изображения и помещать их в тематические коллекции и делиться ими с другими пользователями.
Pinterest – это виртуальный scrapbook, которым очень легко пользоваться . Он состоит из так называемых досок ( boards ), которые вы можете создавать в зависимости от выбранной тематики. Например, если мы говорим о цифровом портфолио, отдельные доски могут быть посвящены разным школьным дисциплинам. Вы можете добавлять не только изображения, но и видео и гиперссылки на различные интернет-ресурсы. Например, выполненный в виде презентации проект может быть обработан в одном из сервисов типа SlideShare и т.п., а ссылка на эту презентацию добавлена на соответствующую доску.
Вот так выглядит одна из досок в моем Пинтересте. Как вы видите, каждый пин (так называются элементы вашей коллекции) содержит изображение и короткое описание содержания. Вы можете создать столько досок, сколько считаете необходимым. На доску, созданную, к примеру, вашим учеником, можно подписаться, и тогда вы получите уведомлении о любом ее изменении. Можно создавать секретные доски, информации которых не будет доступна никому.
Pinterest – это не только место, где можно собирать свидетельства ваших успехов и достижений, или хранить любую другую ценную информацию. Pinterest – это место социальной сетевой активности. Здесь вы можете найти материалы и идеи для преподавательской работы, коллекционировать планы уроков, находить единомышленников среди коллег со всего мира.
Однако, обратите внимание, что дети младше 13 лет должны пользоваться Pinterest только под наблюдением родителей. Впрочем, создание электронного портфолио на любой платформе требует непременного согласования и одобрения со стороны родителей.
Pinterest позволяет вам и вашим ученикам проявить творческую сторону своего характера. Однако необходимо напоминать ученикам, что свои цифровые следы в Pinterest , впрочем, как и в любом другом месте, нужно оставлять обдуманно, потому что и учителя, и родители в любое время могут увидеть все, что добавлено в Pinterest . Как вы видите, в ваше электронной портфолио можно добавлять не только отсканированные и электронные сертификаты играмоты, но и графики и диаграммы, свидетельствующие о профессиональном или учебном развитии, вырезки из онлайн изданий, в которых вы были упомянуты, а также ссылки на видео, если вам повезло попасть на телевизионный экран.
С чего начать?
Я бы посоветовала начать с себя. Создайте аккаунт в Pinterest и попробуйте создать свое собственное цифровое портфолио. Заведите привычку все свои самые малейшие достижения выгружать в Pinterest . Мы, учителя, часто настолько загружены повседневной работой, что у нас не хватает времени даже на должную подготовку уроков, что, естественно, является приоритетом, не говоря уже о том, чтобы постоянно думать о своих успехах и достижениях. Поэтому, когда подходит срок очередной аттестации, мы лихорадочно пытаемся вспомнить, чего же такого мы сделали и добились за отчетный период,и куда делись все наши грамоты. Если честно, я именно такой учитель. Я пыталась собирать все свои грамоты и сертификаты в папочку заметного красного цвета, которая при смене работы благополучно где-то затерялась. К счастью, на новом месте меня ценят не за количество бумажек, но и без них чувствуешь себя не очень комфортно. И вообще, те, кто активно работают, как правило не очень сильны в описании своих успехов и достижений. И наоборот, те, кто не очень растрачивается на учеников, подробно и с удовольствием хвалят себя на разных уровнях. Вот поэтому учителю необходимо собирать все свои достижения, которые никогда не потеряются, которые в случае необходимости, можно распечатать, но в целом, достаточно поделиться ссылкой на вашу доску в Pinterest .
В ходе освоения Pinterest вы также поймете, что это отличное место для хранения своих учебных материалов. Также как Facebook, Pinterest чрезвычайно удобен для сотрудничества с коллегами – учителями английского языка из других стран. Вы можете делиться идеями, видео-роликами, новостными статьями, инфографикой, фотографиями . Если вы случайно наткнулись на ресурс, которым, как вы знаете, интересуется ваша коллега, вы можете отослать ей или ему пин нужной вебстраницы. Вы можете создавать отдельные доски в соответствии с грамматическими и лексическими темами, возвращаясь к этим доскам многократно.
Чтобы познакомить своих учащихся с Pinterest , вы можете начать использовать его для выполнения групповых проектов, создав для учащихся отдельные доски, где они могли бы собирать необходимые ресурсы, делиться идеями и комментировать их. Соответственно, и вы, как учитель, сможете участвовать в этом процессе, оставляя свои комментарии и feedback . Таким образом, проект будет выполняться как бы без вашего участия, но под вашим контролем.
Учитель также может создавать отдельные ресурсные доски, обеспечивая учеников дополнительным учебным материалом, например, собрав в сети ссылки на все ресурсы по подготовке к ГИА или ЕГЭ.
А Вы используете Pinterest?
- Да
- Нет
- Что такое Pinterest?
Опрос: А вы используете Pinterest?
В целом, подводя итоги, хотелось бы отметить, что каждый учитель выбирает ту платформу для создания цифровых портфолио, которую он считает наиболее удобной и простой в использовании, благо, ресурсов для этого в сети более чем достаточно. Тем не менее, даже если Вы не остановите свой выбор на Pinterest , обратите на него внимание, это действительно очень простой и удобный инструмент для создания коллекций любого рода.