СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы.»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Мирзабековой Ю.Б.

  Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

      Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии  ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

      Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Конечно, многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и мы, педагоги. Современные реформы образования требуют от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования  здоровьесберегающих технологий.

     На мой взгляд, учитель, осуществляя свою педагогическую деятельность,  может сделать многое для сохранения здоровья  учеников. Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, анализировать, рассуждать,   поэтому я  уделяю  особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:

1)        стрессовая тактика авторитарной педагогики, интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

2)        несоответствие технологий обучения возрастными особенностями; учащегося;

3)        несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: 

  • игровая,

  • исследовательская,

  • проектная,

  • ИКТ,

  • блочно-модульная,

  • личностно ориентированная.

 Критерии здоровьесберегающего урока:

  1. обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение (нормы САНПИНа);

2. число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,
рассказ, ответы на вопросы (норма - 4-7 за урок);  

  1. средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма - 7-10 минут).

  1.  виды деятельности:

  • словесный,

  • наглядный,

  • аудиовизуальный,

  • самостоятельная работа.

(норма - не менее 3-х).

  1. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они из «потребителей знаний» превращаются в субъектов действия по их получению и созиданию.

  2. Динамические паузы рекомендуются для всех детей  как профилактика утомления. Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, дидактические подвижные игры, точечный самомассаж (особенно в периоды эпидемии гриппа).

  1. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей). Эмоциональные разрядки на уроке: шутки, улыбка, юмор, афоризм. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

     При подготовке к уроку я учитываю:

  1. Динамику работоспособности в течение рабочего дня:

  • 8 – 12 часов – первый пик работоспособности;

  • 16 – 18 часов – второй пик работоспособности.

  1. Динамику активности обучающихся на уроке:

  • 1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);

  • 5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);

  • 21 – 35 минуты  - снижение работоспособности (физкульт. минутка, закрепление материала);

  • 36 – 45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).

Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы?

Можно выделить 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий: физиологические, педагогические, психологические компоненты и компоненты ортобиотики (ЗОЖ).

1. К  группе физиологических здоровьесберегающих компонентов следует отнести физиологически грамотно построенное занятие. Важная часть моей  работы по здоровьесбережению – это рациональная организация урока. Обязательными структурными элементами уроков становятся: приветствие; опрос самочувствия;  релаксация; оздоровительные упражнения;  рефлексия; прощание. Важно не допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, минимизировать объём домашних заданий, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока желательно включать зарядки-релаксации (не более 3-5 минут). Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Видами релаксации могут быть не только физкультминутки, но и различного рода  движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Даже шутливые истории на уроке, притчи, загадки могут стать примером релаксации, освобождая  сознание ребёнка на короткое  время от умственного напряжения. Разнообразие впечатлений положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров.

1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.

2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.

3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.

    Помещение, в котором проводится занятие, должно соответствовать гигиеническим требованиям (свежий воздух, оптимальный температурный режим, чистота, хорошая освещённость).  Для предупреждения преждевременного утомления учеников, я провожу почти на каждом уроке физкультминутки, включающие упражнения для глаз, кистей рук, опорно-двигательного аппарата (старшеклассники сами организуют  физкультурную  паузу в середине урока). В течение урока использую разнообразные виды деятельности, применяю  различные формы работы: коллективную, групповую, парную, индивидуальную.  На уроках  русского языка веду дифференцированную работу, предлагая разноуровневые задания. Осуществляю индивидуальный подход во время уроков.  Доброжелательная атмосфера на уроке  –  важный момент здоровьесберегающих технологий.  Использую приёмы, способствующие  появлению  и сохранению интереса к учебному материалу (игровые технологии, ИКТ и т.д.). Таким образом, на занятиях создаётся благоприятный психологический фон, что также важно для сохранения здоровья учащихся.

Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты).

    На уроках русского языка широко использую тексты о здоровье человека, здоровом образе жизни, спорте, туризме.         Уроки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у ребёнка позиции признания ценности здоровья,  чувства ответственности за сохранение своего здоровья. 

    Текстовый материал  способствует  пропаганде здорового образа жизни. Такого содержания  тексты   можно использовать по-разному: предлагать в качестве проверочных, самостоятельных, контрольных работ, применять для индивидуальной проверки знаний.  Отдельные предложения можно разбирать на синтаксических пятиминутках, небольшие тексты предлагать детям для запоминания и записи по памяти  (письмо по памяти).   Задания можно использовать как при изучении какой-либо новой темы, так и на уроках повторения пройденного материала. На каждом уроке русского языка я провожу орфографические пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал. Работа над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться данной темы.

Для этих целей можно использовать и такой вид  письменных  упражнений,

как диктанты (слуховые, свободные, творческие, выборочные, распределительные и др.). Соответствующие тексты дадут возможность каждому учителю не только 

проверить грамотность  учащихся, но и научить ребёнка быть здоровым, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

2. Педагогические здоровьесберегающие компоненты.

    Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего,  на основе личностно-ориентированного подхода. То есть в центр образовательной системы ставится   личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения  можно использовать и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках  технологии  уровневой дифференциации обучения.  Один из способов работы по данной технологии - групповая работа, когда класс делим на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей  к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и  приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям, которые справляются с предложенным заданием медленнее.  Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь информационно – коммуникативные технологиинапример, использование  ЦОР или ТСО на уроке.  Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но  дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить  индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку (нет возможности задействовать весь класс, можно во внеурочное время в качестве индивидуальной работы). Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа-материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.  Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий   является  творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.  Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, уроки- творческие отчёты, уроки-ярмарки, с использованием ролевых игр, инсценирования, рисования. Сейчас я работаю с учащимися  пятых - шестых классов. Дети в этом возрасте очень любознательны,  творческие, быстро воспринимают и транслируют ролевые игры, раскрепощены, не стесняются высказывать свое мнение и делают это с удовольствием.

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. При изучении односоставных предложений предлагаю творческие задания на тему: «Береги свое здоровье», «Твой завтрак», «Прогулка или компьютер» и т.д.

Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

На уроках литературы в средних классах читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

        Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески.  Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.

         Так, например, лекция. Разновидности уроков лекций позволяют не только разнообразить работу, но и вызвать интерес к изучаемому предмету или теме. Так в процессе урока проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через  теоретические концепции, и учащиеся приобретают знания самостоятельно. В ходе лекции-визуализация, основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.), что позволяет в наше время компьютерных технологий показать связь русского языка и компьютера.

Лекция вдвоем, представляющая собой работу  учителя и ученика, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале, как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания.

Лекция - пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации". Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.

 Также очень эффективны и другие нестандартные формы:

  • Уроки-семинары,

  • Уроки- экскурсии,

  • Уроки-путешествия,

  • Уроки-исследования,

  • Уроки-концерты.

Все эти формы уроков становится формой реализации мотивации и самоопределения учащихся. На своих уроках я использую ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки того или иного материала.

На уроках русского языка нередко используется такой вид работы, как заочная экскурсия, который позволяет совмещать принципы здоровьесбережения и воспитательный потенциал. В канву этого вида урока при умелом подборе текстов и упражнений легко вписывается практически любая грамматическая тема. При современном уровне развития компьютерных технологий можно применять мультимедийные презентации. На слайдах чередуются тексты с заданиями и иллюстративный материал, имитирующий остановки в экскурсионном маршруте; используются разнообразные упражнения (тексты со словами, которые требуется поставить в нужную форму; выборочные диктанты; творческие диктанты; мини-сочинения и т.д.) Органично вписывается в структуру подобного урока и оздоровительный момент: учащимся предлагается сделать остановку в парке или сквере и размяться. Психологический климат на таких уроках, как правило, всегда благоприятный. Таким образом, уроки такого типа отвечают целям и задачам здоровьесбережения.

В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы я вижу определённые положительные результаты. Они  выражаются  в итогах опроса, проводимого мной и школьным психологом в классах, где работаю.

 3. Психологические здоровьесберегающие компоненты.

Спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока также положительно влияет на работоспособность учащихся. Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения.  О ситуации успеха сказано много. Важно создать ребёнку ситуацию, при которой он хоть на минутку, но порадуется своим незначительным успехам.

4. Элементы  ортобиоза. (ЗОЖ)

Одним из  важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики.

 Какие компоненты ортобиоза  можно использовать в работе учителя русского языка и литературы?

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм.  Тема «Описание состояния человека» в 7 классе даёт возможность ребёнку оценить своё эмоциональное состояние в данную минуту, проанализировать причины душевного дискомфорта или чувства радости.  Изучение синтаксиса и пунктуации в 8 классе даёт возможность использовать тексты для анализа, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.  При подготовке к  ГИА и ЕГЭ (часть С) возможно использование в качестве тренировочных работ анализ публицистических текстов по пропаганде ЗОЖ. На уроках литературы полезны мини-диспуты по анализу афоризмов, пословиц и поговорок на тему «Здоровье»: «В здоровом теле здоровый дух», «Отдых – это перемена занятий», «Здоровье женщины – здоровье нации» и т.д.  С точки зрения популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся эффективны рубрики урока «Информация к размышлению» или «Знаете ли вы?»

Знаете ли вы, что русские писатели А.П.Чехов и В. Гиляровский основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»; Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом; английский поэт Д.Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом и т.д.

Школьной программой предусмотрено выполнение   творческих работ на спортивную тематику. Так в 5 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 6 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской "Утро", в 7 классе сочинение-интервью по картине А. Сайкиной "Детская спортивная школа". На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении. Цель таких уроков –  обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.

Мы все хорошо знаем расхожую фразу: «Литература—учебник жизни». Действительно, литература предоставляет нам непревзойдённые возможности учиться на примере жизни, действий и поступков различных героев, способствует стремлению учиться на чужих ошибках, а не набивать собственные шишки. С этой точки зрения литература уже самим своим содержанием позволяет формировать здоровый образ жизни, причём делать это не в назидательной, менторской манере, а говорить об этом как бы исподволь, незаметно. Эти возможности даёт и комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль», и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя, и бессмертный роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», и лирика М.Ю.Лермонтова, и роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» с его главным героем Евгением Базаровым, и роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» с семейством Болконских, и поэзия Сергея Есенина, и судьба Владимира Высоцкого... Яркие, запоминающиеся образы, высокие идеи, талантливые картины—всё это пробуждает эмоции учащихся, способствует воспитанию нравственности и формированию навыков здоровьесбережения. В этом отношении стоит более широкое и обобщающее значение придать совету Пушкина: «Учитесь властвовать собою».

     И в заключение хочется отметить, что здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой  посильный вклад  в сохранение здоровья молодого поколения  может внести каждый учитель. И внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.