СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Наблюдение за изменениями природы на прогулке( осень, зима). Со стихами, загадками.
Цикл наблюдений и целевых прогулок в природе с детьми старшей и подготовительной групп детского сада(по временам года)
Старший дошкольный возраст.
Осень
Наблюдение № 1
Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.
Загадка: Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я - … (осень)
Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).
Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
Наблюдение № 2
Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:
Ø Сентябрь без плодов не бывает.
Ø В сентябре прохладно, да сытно.
Ø С сентября и лист на дереве не держится.
Ø Сентябрь – золотой месяц грибников.
Ø Осень студит воду.
Наблюдение № 3
Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.
Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Наблюдение № 4
Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).
Стихотворение С.Егорова «Осень»:
Все тучи, тучи. Дождик.
Холодный, словно лед,
Колючий, словно ёжик,
По осени бредет.
Наблюдение № 5
Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.
Стихотворение Е.Трутневой «Туман»:
Кто–то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
Загадка: Спрятал луга,
Спрятал стога
В синий карман,
Синий… (туман)
Наблюдение № 6
Наблюдение за ветром на метеоплощадке. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
Загадка: Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь! (ветер)
Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный,слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний).
Наблюдение № 7
Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.
Чтение потешки: Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Наблюдение № 8
Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.
Наблюдение № 9
Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на красоту золотой осени.
Стихотворение Ю.Капустиной «Осень»:
В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
С неба сонный месяц чуду удивляется,
Все кругом искрится, все переливается.
Наблюдение № 10
Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).
Наблюдение № 11
Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.
Загадка: Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха).
Наблюдение № 12
Наблюдение за насекомыми.Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.
Загадки:
ü Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
ü Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравейник)
ü Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
ü Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (Муха)
Наблюдение № 13
Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.
Наблюдение № 14
Наблюдение за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.
Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Наблюдение № 15
Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать.
Стихотворение В.А.Жуковского «Птичка»:
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.
Наблюдение № 16
Наблюдение за насекомыми. Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»:
Ø Заяц, еж, лиса, шмель;
Ø Трясогузка, паук, скворец, сорока;
Ø Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
Ø Кузнечик, воробей, божья коровка, майский жук;
Ø Пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
Ø Таракан, муха, пчела, майский жук;
Ø Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
Наблюдение № 17
Длительное наблюдение за многолетним растением – одуванчиком. Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышками место, где рос одуванчик – весной здесь вырастет новый.
Загадка: Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик).
Наблюдение № 18
Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья.
Загадка: Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (осенний листопад)
Наблюдение № 19
Наблюдение за деревьями и кустарниками. Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.
Загадка: Много рук, а нога одна.
(Дерево)
Упражнение «Правильно произнесите слова» - согласование существительных с числительными.
Одно дерево, два…, пять…
Одна сосна, две…, пять…
Дидактическая игра «Что будет, если…» Предложить подумать и ответить, что случится с деревом, если…(исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.)
Наблюдение № 20
Наблюдение за признаками осени. Дни становятся короче; солнце – бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится все холоднее; лужи покрываются льдом; бывают туманы.
Наблюдение № 21
Продолжать наблюдение за признаками осени (октябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:
Ø Октябрь – грязник.
Ø Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
Ø Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.
Ø Весна красна цветами, а осень – снопами.
Ø В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
Наблюдение № 22
Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособлением к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.
Стихотворение А.Плещеева:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Загадка: Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето.
Коровам без неё – беда:
Она их главная беда. (Трава).
Наблюдение № 23
Рассматривание семян, обсудить, почему у семян толстая кожура, что помогает семенам перезимовать (снег). У многолетних растений отмирают наземные части, но живыми остаются клубни, луковицы, корневище.
Наблюдение № 24
Отыскать на участке разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых превратилась в паутинку из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложить рассортировать их по цвету и по степени «старости», разложив в определенном порядке. Почему листья такие разные? Что с ними происходит? Если разложим их по кругу, то получим своеобразный «круговорот листьев» в природе: все начинается зеленым листом, им же и заканчивается. (Листья, в конце концов, превращаются в почву и дают жизнь новым растениям, новым листьям.)
Т.Макарова «Сказка о листьях»:
… О, листьев праздничная груда!
Мне все известно о тебе!
Я плакать никогда не буду
О горестной твоей судьбе.
Покинув парки и бульвары,
Назначив встречу где–нибудь,
Становятся все листья в пары
И в царство листьев держат путь…
Наблюдение № 25
Наблюдение за сосной, рассматривание. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.
Стихотворение В. Рождественского:
Вот сосны. Прямоствольны и упруги,
Колючие – ветрам не разорвать,
Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,
Спокойные, как Игорева рать.
Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными:
Ø Сосновый – запах, бор, ствол.
Ø Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель.
Ø Сосновое – полено, кресло, бревно.
Ø Сосновые – иголки , шишки.
Ø
Наблюдение № 26
Наблюдение за отлетом уток. Рассказать детям, что с приходом холодного времени года – осени – пищи для птиц стало мало, температура воды понизилась, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить с детьми, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных.
Загадки: Вёрст не считала,
По дорогам не езжала,
А за морем бывала. (Птица).
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек. (Утка)
Наблюдение № 27
Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца). Выбрать определенное место, время и ориентир (солнце находится над определенным домом: фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха). Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в дневнике наблюдений).
Наблюдение № 28
Наблюдение за деревьями. Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.
Дидактическая игра «Умный словесник» - упражнять в подборе имен существительных; обогащать словарный запас детей.
Листья растения, дерева, куста – (листва).
Опадание листьев осенью – (листопад).
Осадки в виде водяных капель – (дождь).
Движение воздуха над землей – (ветер).
Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град. – (туча).
Яркий свет в небе во время грозы, сопровождаемый громом – (молния).
Наблюдение № 29
Наблюдение за небом и осадками. Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»).
Стихотворение Г.Ладонщикова «Поздняя осень»:
У берега несмело
Ложится тонкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Наблюдение № 30
Наблюдение за изморозью и инеем. Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве). Иней образуется также как и роса. Он может быть и летом, т.к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов).
Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром).
Загадка: В белом бархате деревня –
И заборы, и деревья,
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает. (Иней)
Наблюдение № 31
Наблюдение за осадками. Понаблюдать за изморозью и первым снегом. Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха.
Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»:
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело –
Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый.
Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер,
Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.
Наблюдение № 32
Продолжать наблюдение за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят).
Загадка: Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это… (солнце)
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» (упражнять в подборе прилагательных). Что можно сказать про солнышко, какое оно? (ласковое, доброе, лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное).
Наблюдение № 33
Наблюдение за растениями. Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое.
Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Осень»:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Наблюдение № 34
Наблюдение за птицами. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.
Стихотворение О.Г.Зыковой «Синицы»:
Ох, и хитрые же птицы,
Желтогрудые синицы.
Только лишь в большую стужу
Эти птицы с дятлом дружат.
Ну, а летом все синицы
Сами могут прокормиться.
зима
Наблюдение № 1
Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы.
Загадка: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным.
Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т.д.)
Наблюдение № 2
Наблюдение за погодой. Отметить изменения в погоде. Раньше люди закликали зиму, весну, лето, дождь, солнце и т.д.
Русская народная закличка:
Приходи, зима,
Приходи, красна,
С морозами трескучими,
Со снегами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, с колядой,
С масленицей молодой!
Наблюдение № 3
Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.
Стихотворение М.Сухоруковой «Декабрь студеный»:
Как на речке изумрудные мосты,
Ну а в поле белоснежные холсты.
В заметенном студеном декабре
Семь погод все куролесят на дворе.
Наблюдение № 4
Наблюдение за ветром и осадками. Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная (использовать снегомер). Рассказать детям о снегозадержании на полях, вдоль железной дороги.
Стихотворение В.Лисичкина «Ветерок»:
Был малюткой ветерок,
Да подрос за вечерок,
Стал задира и буян –
Настоящий ураган!
Наблюдение № 5
Наблюдение за снегопадом. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».
Стихотворение И.Сурикова:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится,
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Наблюдение № 6
Наблюдение за снегом. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.
Дидактическая игра «Кто больше?»:
Какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые…)
Стихотворение С.Баруздина «Снежинки»:
Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.
Наблюдение № 7
Наблюдение за снегом. Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).
Загадка: Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
Дидактическая игра «Кто больше?»
Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).
Наблюдение № 8
Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.
Загадка: Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Наблюдение № 9
Продолжать наблюдение за признаками зимы (декабрь). Обсудить народные приметы и пословицы:
Ø Солнце в декабре светит, но не греет.
Ø Декабрь – пора хмурого неба и рано вечереющих дней.
Ø Год декабрем кончается, а зима начинается.
Ø В зимний холод всякий молод.
Ø Не велик мороз, да краснеет нос.
Наблюдение № 10
Продолжать наблюдение за снегом при постройке снежных фигур. Показать, что пластичность, вязкость снега зависят от его влажности (полить снег водой и слепить фигурку). Подчеркнуть, что снег стал влажный и липкий.
Дидактическая игра «Слова-родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов (к слову «снег»).
Ø Как называется комок из снега, который бросают, играя? (Снежок)
Ø А звездочка из снега? (Снежинка)
Ø Кого лепят дети зимой из снега? (Снеговика)
Ø Как называют внучку Деда Мороза, снежную девочку? (Снегурочка)
Ø А цветы, которые первыми вырастают из-под снега? (Подснежники)
Наблюдение № 11
Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.
Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»:
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
- Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
- Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
«Сделай нам, Денис, кормушки!»
Упражнение «Назови правильно» - развивать грамматический строй речи :
Ø След зайца – заячий.
Ø След лисы – лисий.
Ø След птицы – птичий.
Ø След от лыж – лыжный.
Ø След от санок – санный.
Наблюдение № 12
Опыт. Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды:
ü На поверхности сугроба,
ü Зарыть неглубоко в снег,
ü Зарыть глубоко в снег.
Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).
Наблюдение № 13
Наблюдение за сосной.
Стихотворение А.Блинова «Компас в лесу»:
Вот на ветру упруго
Качается сосна.
Густою хвоей к югу
Она обращена.
А к северу – нет веток,
Корявые сучки,
Здесь маловато веток,
Сплошные ветерки.
В лесу, как компас, дерево
Тебе укажет, друг,
Дорогу точно к северу
И верный путь на юг.
Предложить взять компас и исследовать дерево. Может ли оно служить своеобразным компасом? Если нет, то почему? (например, на открытом месте крона сосны бывает одинаково пышной).
Наблюдение № 14
Опыт. Замерзание воды – где вода быстрее замерзнет? В подносе с водой или в ведерке? Объяснить, почему на подносе замерзнет быстрее. Обсудить с детьми, почему нельзя выходить на лед.
Загадка: На дворе горой,
А в избе водой. (Лед)
Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным. Лед какой? (прозрачный, тонкий, толстый, блестящий, стеклянный, голубой, скользкий, гладкий).
Наблюдение № 15
Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.
Стихотворение А.Каминчук «Зима»:
Стоят деревья в инее –
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И все на свете в инее –
То белое, то синее.
Наблюдение № 16
Опыт. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.
Загадка: Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Наблюдение № 17
Наблюдение за тенью. Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.
Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь. (тень).
Наблюдение № 18
Наблюдение за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.
Загадка: Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Наблюдение № 19
Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.
Стихотворение Ф.Тютчева:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой, -
Сном волшебным очарован,
Легкой цепью пуховой…
Наблюдение № 20
На метеоплощадке. Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наблюдение № 21
Опыт со снегом. Набрать снег в стакан и внести в группу. Что произошло со снегом в комнате? Рассмотреть воду, отметить, что она грязная. В ней сажа, пыль, мелкие предметы и т.д. объяснить, что, падая, снежинки собирали все, что находилось в воздухе. Со снегом в организм могут попасть различные бактерии, поэтому брать снег в рот нельзя. Кроме того, от холодного снега может заболеть горло.
Стихотворение И.Лопухиной «Снегопад»:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… СНЕГ.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые… СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою
Каруселью… СНЕГОВОЮ.
На проселки, на лужок
Все снижается… СНЕЖОК.
Землю белой, чистой, нежной
Застелили постелью…СНЕЖНОЙ.
Вот веселье для ребят –
Все сильнее… СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …СНЕЖКИ.
Снежный ком – на снежный ком,
Все украсили… СНЕЖКОМ,
Словно в белый пуховик
Мы одели… СНЕГОВИК.
Рядом – снежная фигурка –
Это девочка… СНЕГУРКА.
Наблюдение № 22
Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.
Стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Наблюдение № 23
Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.
Приметы:
Ø В феврале много инея на деревьях – будет много меда.
Ø Снег прилипает к деревьям – тепло будет.
Наблюдение № 24
Наблюдение за сугробом. Обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.
Стихотворение И.Лопухиной «Сугроб»:
Смотри, какой большой сугроб:
Вот это у сугроба – лоб,
Вот это – лапы, это – нос.
«Ты кто?» - задай ему вопрос.
И, притвориться не сумев,
Он скажет: «Здравствуйте! Я – лев!»
Наблюдение № 25
Наблюдение за состоянием погоды. Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия.
Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным и глаголов, соответствующих зимним явлениям.
Какой зимний день? (морозный, холодный, ясный, снежный, короткий, ветреный, сказочный).
Мороз (что делает?) морозит, трещит, крепчает, вымораживает, стоит, ударяет, слабеет, сковывает, стоять не велит.
Ветер (что делает?) дует, метет, несет(снег), завывает, воет, кружит.
Наблюдение № 26
Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы:
Ø дым из трубы столбом – к морозу; дым стелется – к оттепели;
Ø собаки валяются в снегу – к метели;
Ø птица хохлится – к непогоде;
Ø ярко сверкают звезды – к морозу.
Наблюдение № 27
Наблюдение за зимним ветром. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие (в направлении, силе, равномерности ветра).
В холодный ясный зимний день по дорогам «бегут» снежные струи. Сильный ветер поднимает в воздух снежную пыль, и вдоль дорог стелется белая пелена – это поземка. Поземка уносит снег с полей в овраги, рвы и ямы. Поземку, когда сильный порывистый ветер крутит снег над землей и полностью закрывает даль, называют метелью. Если в это время падает снег и сугробы быстро растут, надо переждать непогоду. В метель идти или ехать нельзя: можно сбиться с дороги и замерзнуть. Какие сказки о метели вы знаете? («Бабушка Метелица» (братья Гримм), «Морозко» (русская народная сказка), «Двенадцать месяцев» (В.Одоевский) и др.)
Стихотворение А.С.Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит.
То как путник запоздалый
К нам в окошко постучит.
Наблюдение № 28
Наблюдение за погодой в сильный мороз (в группе). Обратить внимание на узоры на окнах, полюбоваться их красотой. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал?(Их рисует Мороз Иванович) Чем же рисует Мороз Иванович? Водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате, и между двойными рамами окон – всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются между собой, группируются на неровностях, на еле заметных царапинках на стеклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Таким образом, узоры появляются, потому что поверхность стекла неровная (это можно увидеть через увеличительное стекло, невооруженным глазом этого не видно).
Стихотворение Н.Найденовой:
Удивительный художник у окошка побывал.
Удивительный художник нам окно разрисовал.
Пальмы, папоротники, клены…
На окошке лес густой,
Только белый, не зеленый лес чудесный, не простой.
На стекле цветы и листья, все искрится, все бело,
Но без красок и без кисти разрисовано стекло.
Замечательный художник у окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал.
Загадка: Вырос лес, белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Морозный узор на окне).
Наблюдение № 29
Наблюдение за деревьями. По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крупных сучьев), ива (пепельно – серый ствол), лиственница (темный ствол с толстой корой и опущенными ветками), тополь (серый ствол с поднятыми вверх ветками), сосна (в нижней части ствола кора толстая, темная, красновато – бурая, бороздчатая).
Загадка: Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,
Но зимние метели в меха его одели. (Дерево зимой)
Наблюдение № 30
Продолжать наблюдение за признаками зимы (февраль). Заметное прибавление дня,
сильные ветры.
Стихотворение С Маршака «Февраль»:
Дуют ветры в феврале, в трубы воют громко.
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Загадка: Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Пословица: Февраль придет, все пути занесет.
Наблюдение № 31
Опыт. Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Содержание: на прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующий день дети видят, что бутылка лопнула. Обсудить с детьми, почему это произошло, подвести детей к самостоятельным выводам (вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку).
Наблюдение № 32
Продолжать наблюдение за изменением термометра. Напомнить, что каждая черточка обозначает один градус. Когда столбик термометра стоит выше красной линии, он обозначает, что тепло. Чем выше столбик красной линии, тем теплее. Если столбик опускается ниже красной линии, наступает мороз. Чем ниже столбик, тем сильнее мороз.
Стихотворение Е.Трутневой «Морозный ветер»:
Скоком – боком, скоком – боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена,
Тяжелы, мохнаты провода – канаты.
Каждый звонок, как струна, -
Загудела вся страна.
Сразу градусник отметил –
Прилетел морозный ветер:
Между черточек и точек
Синий столбик стал короче.
Наблюдение № 33
Наблюдение за солнцем. Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день).
Наблюдение № 34
Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему.
Наблюдение № 35
Наблюдение за строением почек. Рассмотреть крупные почки тополя. Каждый ребенок получает по небольшой веточке (срезанной с поросли, которая весной подлежит удалению), отрывает почку и, вскрывая ее, рассматривает строение. Дети самостоятельно делают открытие: почки – это скрученные маленькие листочки. Пока холодно, они спят. Чтобы листочки не замерзли, на них надето «пальто» - плотные темные чешуйки; чтобы «пальто» не распахивалось под ветром, вместо пуговиц служит липкая смола. Придет время – смола исчезнет и почки раскроются
Целевая прогулка № 2
(по территории детского сада)
Предложить детям отметить те изменения, которые произошли на территории детского сада после лета: цветут цветы, которые дети посадили на своем участке весной, отремонтированы веранды, появились новые постройки и т.д. напомнить, что все это сделали взрослые люди, они позаботились о детях, и, чтобы всегда было так красиво, необходимо все беречь.
Целевая прогулка в лес (осень) № 4
Наблюдение за брусникой. Рассказать детям, что брусника – это вечнозеленый кустарничек с темно-зеленой листвой. Листья плотные, кожистые, на их нижней стороне заметны многочисленные, очень мелкие черные точки. Ягоды брусники – красивые красные горошинки, очень заметные среди зеленой листвы. У них освежающий и приятный кисло-сладкий вкус. Бруснику едят в свежем виде, варят из нее варенье, мочат и т.д. брусника относится к числу лекарственных растений. В медицине применяют ее листья.
Ягоды брусники служат пищей для лесных зверей и особенно птиц. Брусника – растение, характерное для хвойного леса.
Стихотворение В.Линькова «Зеленые ушки»:
Из кочки на снежной опушке
Торчат любопытные ушки.
Не мышки и не лисички –
Зеленые листья бруснички.
Укрыла я снегом кочку,
Не видно теперь ни листочка.
Брусничка, спи под подушкой,
А то отморозишь ушко.
Загадка: Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки (брусника).
Целевая прогулка № 5
(по близлежащим улицам, правила перехода через улицу).
Предложить детям рассказать, как они будут переходить улицу в том или ином месте:
Ø там, где светофор;
Ø там, где светофора нет;
Ø там, где есть пешеходный переход.
Напомнить детям, что в городе много разного транспорта. Предложить понаблюдать за проезжающим транспортом и разделить его на две группы по какому-то общему признаку. Если дети не догадаются разделить транспорт на грузовой и пассажирский, спросить, для чего нужны автобусы, легковые машины и для чего нужны самосвалы, грузовики и подвести детей к нужным выводам.
Целевая прогулка в лес (осень) № 6
Дать детям знания о лесе как сообществе животного и растительного мира (лес дарит чистый воздух, защищает от ветра, дает древесину, лесные дары – ягоды, грибы, лекарственные травы). Расширить знания детей о родном лесе, в котором растут различные деревья, кустарники, ягоды, грибы, травы; живут звери, птицы и насекомые; в лесу люди отдыхают, любуются его красотой, пользуются его дарами. Развивать в детях культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать, видеть красоту осенних пейзажей. Воспитывать любовь к родному краю.
Стихотворение А.Пушкина (отрывок):
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
Пословицы:
Ø Лес – богатство и краса: береги свои леса.
Ø Враг природы тот, кто леса не бережет.
Целевая прогулка № 7
(по близлежащим улицам, работа светофора)
объяснить детям, что в городе есть не только улицы, но и проезды, перекрестки, площади. Понаблюдать за работой транспорта, за поведением пешеходов, за работой светофора. Вспомнить об основных правилах перехода через улицу.
Целевая прогулка в лес (осень) №8
Наблюдение за грибами. У них нет корней, стеблей, веток, листьев, цветков и семян. Под землей находится грибница – тонкие белые нити. Чтобы не разрушать ее, грибы нельзя вырывать «с корнем»: их надо аккуратно срезать ножом, тогда в течение нескольких лет можно будет собирать их в одном и том же месте. Для того, чтобы грибы росли, необходимо достаточное количество воды. Грибы бывают съедобные и несъедобные.
Дидактическая игра «Родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов.
Ø Отгадайте загадку:
Одна нога и шапка,
А головы нет.
(гриб).
Ø Назовите гриб ласково.
(грибочек, грибок).
Ø Как называется человек, собирающий грибы?
(грибник).
Ø Как называется дождь, способствующий росту грибов?
(грибной дождь).
Ø Какие вы еще запомнили слова?
(грибница, грибовар, и т.д.)
Целевая прогулка к реке (осень) №9
Развивать у детей умение наблюдать за осенними приметами на реке (цвет воды, отражение в ней неба, облаков; трава на берегах увядает, кустарники, деревья сбрасывают листья). Показать детям признаки течения реки; объяснить, почему на воде появляется рябь. Систематизировать понимание детьми взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Вызвать у детей желание заботиться об охране водоемов от загрязнения.
Целевая прогулка к реке (зима) №10
Дать детям знания о происходящих на реке изменениях: река покрыта льдом, в начале зимы лед тонкий, ходить по нему нельзя – опасно. Рыбы и другие водные обитатели ушли на дно, зарылись в ил, песок. Там они дремлют.
Стихотворение Г.Ладонщикова:
Осторожная лисица
Подошла к реке напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
Загадки: 1. Текло, текло и легло под стекло (лед на реке).
2. Зимой скрылась, весной появилась,
летом веселюсь, осенью спать ложусь (река).
Целевая прогулка № 11
(к горнолыжному спуску)
Рассматривание снежной горы, спортсменов, подъемников и т.д. Вспомнить зимние виды спорта. Воспитывать положительное отношение к спорту.
Загадки: 1. Под гору – коняшки,
В гору – деревяшки. (Лыжи).
2.
Целевая прогулка № 12
(по улицам города, учреждения города)
Обратить внимание детей на различные учреждения, находящиеся в городе: магазин, аптека, почта и др. Спросить, кем могут работать взрослые люди в городе. Подвести детей к пониманию общественной значимости труда.
Целевая прогулка в лес (зима) № 13
Обратить внимание детей состояние зимней природы (кругом лежит снег, он укрыл траву, кустарники и деревья от мороза; зимой в лесу все как бы замирает; ветки у кустарников и деревьев зимой очень хрупкие, поэтому с ними нужно обращаться очень осторожно, они легко ломаются).
Дидактическая игра «Подбери определения к слову Лес» - упражнять в подборе прилагательных.
ЛЕС какой? (большой, огромный, густой, дремучий, красивый, зимний, осенний, весенний, летний, хвойный, лиственный, смешанный, березовый, сосновый, нужный, зеленый…)
Целевая прогулка в лес (зима) № 14
Обратить внимание детей на то, что деревья отличаются друг от друга не только величиной, но и общей формой, расположением ветвей, цветом, внешним видом (сосна, осина, береза). Учить замечать красоту зимнего леса; формировать у детей через эмоциональное отношение к природе устойчивый интерес к ее явлениям и объектам.
Целевая прогулка на школьный стадион № 15
Уточнить знания детей о зимних играх и забавах. Уточнение и обогащение словаря: лыжи, санки, коньки (фигурные), лыжники, конькобежцы, фигуристы, лед, стадион. Наблюдение на стадионе за различными зимними играми.
Целевая прогулка № 16
(по улицам города, дорожные знаки)
Наблюдение за работой светофора. Предложить детям рассказать, как можно переходить улицу по светофору. Пройти с детьми к тому месту, где светофора нет, и предложить рассказать, как можно перейти улицу в этом месте. Обратить внимание на некоторые знаки – «Дети», «Пешеходный переход», «Въезд запрещен»и др. Напомнить, что в городе много транспорта и знаки нужны для безопасности людей: переходя улицу, необходимо соблюдать правила.
Целевая прогулка № 24
Прогулка по улице Дружбы (район детского сада). Учить ориентироваться на местности, учить видеть опасности. Закреплять названия соседних улиц (Веселая, Студенческий проезд и т.д.).
Глава 2. Особенности сформированности представлений о сезонных
изменениях в природе у детей 7-го года жизни
Констатирующий эксперимент проходил с 15 июля 2011 г по 20
августа 2012 г, в исследовании участвовало, 15 детей подготовительной
группы МДОУ «Детский сад №3» с. Ижма. МДОУ реализует комплексную
программу «Радуга», экологические занятия ведутся в соответствии с
программой «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой.
2.1. Задачи, содержание и методика констатирующего эксперимента
Цель: Изучить особенности сформированности представлений о
сезонных изменениях в природе у детей 7-го года жизни.
Задачи:
1. Изучить особенности представлений о сезонных изменениях в природе
у детей 7-го года жизни.
2. Изучить особенности организации педагогической работы по
формированию представлений о сезонных изменениях в природе.
Для решения первой задачи, направленной на изучение особенностей
представлений о сезонных изменениях в природе у детей 7 –го года
жизни, нами были разработаны вопросы для индивидуальной беседы (по
сезонам) критерии, шкала оценивания, характеристика уровней.
Задание 1.
Цель. Выявление знаний объектов живой и не живой природы.
Материал: Ребенку предлагается сюжетная картина.
Ход. Ребенку предлагается посмотреть на картину: «Назови и покажи
объекты живой и неживой природы».
Критерии оценивания:
3 балла – ребенок самостоятельно называет: 7 объектов живой природы17
(деревья, кустарники, трава, цветы, птицы, змея, девочка) и 7 объектов
неживой природы (радуга, облака, солнце, вода, песок, камни, воздух)
2 балла – ребенок самостоятельно называет большее количество
объектов: 4-5 объектов живой и 3-4 объектов неживой природы.
1 балл - ребенок при помощи воспитателя называет от 2-3 объектов
живой природы и 1-2 - неживой.
Задание 2.
Цель: Выявление представлений о явлениях природы.
Материал: картины на которых изображены явления природы: снегопад,
молния, иней, радуга, туман, северное сияние, ветер, листопад, ледоход, роса.
Ход. Ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением явлений
природы и ответить на вопрос: «Возьми картинку. Как называется
изображенное явление природы?»
Критерии оценивания:
3 балла – ребенок правильно, самостоятельно называет все явления
природы.
2 балла – ребенок самостоятельно называет большее количество явлений, .
1 балл – ребенок называет с помощью взрослого 1 -3 явлений природы
или затрудняется ответить.
Задание 3
Цель: выявление представлений об источниках информации о погоде.
Ход: « Как ты думаешь, откуда люди узнают, какая, завтра будет
погода?»
Критерии оценивания:
3 балла - ребенок знает о метеостанциях и спутниках их прогнозах,
называет средства массовой информации: радио, телевидение, а так же
знает, что погоду можно узнать по народным приметам, по растениям –
барометрам и по поведению животных.18
2 балла - ребенок называет телевидение, радио. С помощью наводящих
вопросов взрослого, вспоминает, что погоду можно узнать и по
народным приметам.
1 балл - ребенок затрудняется в определении источников информации о
погоде.
Задание 4.
Цель: Выявление представлений о приборах помощниках, которые
помогают наблюдать за погодой и предсказывают еѐ.
Материал: картинки с изображением приборов: компас, термометры для
измерения температуры воды, почвы, воздуха; барометр; анемометр;
дождемер; флюгер.
Ход: Ребенку предлагают рассмотреть картинки: «Возьми картинку.
Посмотри внимательно, как ты думаешь, как называется этот прибор?
Расскажи, как он помогает наблюдать за погодой?
Критерии оценивания:
3 балла – ребенок самостоятельно и правильно называет их, а также
рассказывает для чего они предназначены: компас - для определения
направления движения, термометры для измерения температуры воды,
почвы, воздуха, барометр для измерения давления, анемометр для
определения скорости ветра, дождемер - количество выпавших осадков
и флюгер определяет направление ветра.
2 балла - ребенок самостоятельно и правильно называет 3-4 приборов
и их предназначение, пользуется помощью взрослого.
1 балл - ребенок называет 1-2 приборов, пользуясь помощью взрослого,
но не может объяснить, как они помогают определять погоду.
5 задание
Цель. Выявление представлений о сезонных изменениях в жизни
растений.
Ход. « Расскажи, что происходит с растениями летом?»
«Что будет с растениями осенью (зимой, весной)?»19
Критерии оценивания:
3 балла – ребенок знает об изменениях, происходящих с растениями в
разные сезоны, называет 10-12 признаков: летом наличие листвы,
цветение деревьев, кустарников, трав, созревание и рассеивание семян;
осенью: изменение цвета листвы, листопад, плодоношение, увядание трав;
зимой: отсутствие трав, листвы не древесных растениях; весной –
сокодвижкение, набухание почек, появление первоцветов и первой
травки.
2 балла - ребенок самостоятельно называет 5-6 изменений,
происходящих с растениями в разные сезоны, пользуется помощью
взрослого.
1 балл – ребенок самостоятельно называет 2-3 изменений, пользуется
помощью взрослого.
6 задание
Цель. Выявление представлений о сезонных изменениях в жизни
животных.
Ход. « Как ты думаешь, что происходит с животными в разные времена
года?»
Критерии оценивания:
3 балла - ребенок знает от 5-6 сезонных изменениях происходящих в
жизни животных : весной и осенью меняют шерстку, летом - выводят
потомство; осенью - делают запасы, устраивают гнезда, берлогу ;
накапливают жир, залегают в спячку.
2 балла – ребенок с помощью взрослого называет ( 1-2) сезонных
изменений в жизни животных.
1 балл - ребенок затрудняется ответить.
Вопросы для индивидуальной беседы по сезонам.
Цель. Выявление представлений о сезонных изменениях в природе
Лето:20
7) Какая бывает летом погода? (солнечной, жаркой, дождливой,
знойной, душистой, горячей, грозовой, душной, жгучей, засушливой,
погожей).
8) Какие явления природы, характерные для лета, ты знаешь?(гроза,
молния, радуга, роса, ливень, грибной дождь).
9) Какие ты знаешь народные приметы лета? (3 балла – от 3-4 примет;
2 балла 1-2 приметы)
Осень:
10)Какая бывает осенью погода? (ненастная, золотистая, дождливая,
сырая, хмурая, пасмурная, печальная, разноцветная, затяжная, пестрая, дивная,
величавая, таинственная).
11)Какие явления природы, характерные для осени, ты знаешь?
(расцвечивание листвы, листопад, лед, заморозки, птицы улетают, дни
становятся короче).
12)Какие ты знаешь народные приметы осени? (3 балла – от 3-4
примет; 2 балла 1-2 приметы)
Зима:
13) Какая бывает зимой погода?(снежная, холодная, морозная,
белоснежная, вьюжная, лютая, малоснежная, метелистая, метельная,
многоснежная, мягкая, пуховая, пышная, студеная, суровая).
14) Какие явления природы, характерные для зимы, ты знаешь?(
снегопад, северное сияние, иней, гололед, изморозь, метель, сугробы).
15) Какие ты знаешь народные приметы зимы? (3 балла – от 3-4
примет; 2 балла 1-2 приметы)
Весна:
16) Какая бывает весной погода? (теплая, влажная, дождливая,
засушливая, ненастная, непостоянная, прохладная, пышная, слякотная,
солнечная, сухая, теплая, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая,
звонкая, поющая, живительная, животворная, журчащая, звенящая, капающая).21
17) Какие явления природы, характерные для весны, ты знаешь?
(ледоход, наст, сосульки, проталины, сокодвижение, набухание почек,
удлинение светового дня)
18) Какие ты знаешь народные приметы весны? (3 балла – от 3-4 примет;
2 балла 1-2 приметы)
Критерии оценивания:
3 балла – ребенок дает полный правильный и обоснованный ответ,
знает об изменениях, происходящих в природе в разные сезоны, называет 5-
6 признаков погоды, называет 3-4 явлений природы характерных для
определенного времени года, называет 3- 4 народных примет по каждому
сезону.
2 балла - ребенок дает правильный ответ, но с помощью наводящих
вопросов воспитателя, называет 3- 4 признаков погоды и 1-2 явлений
природы характерных для определенного времени года, знает 1- 2
народных примет по каждому сезону.
1 балл – ребенок дает неправильный ответ или не предлагает ответа.
Шкала оценивания:
низкий – от 1,0 – 1,6 баллов;
средний – от 1,7 – 2,3 балла;
высокий – от 2,4 - 3,0 баллов.
Характеристика уровней сформированности представлений о сезонных
изменениях в природе у детей 7 – го года жизни:
Высокий уровень (2,4 -3 балла): Ребенок самостоятельно называет: 7
объектов живой природы (деревья, кустарники, трава, цветы, птицы, змея,
девочка) и 7 объектов неживой природы (радуга, облака, солнце, вода, песок,
камни, воздух). Правильно самостоятельно называет все 8 явлений природы.
Знает о метеостанциях и спутниках их прогнозах, называет средства
массовой информации: радио, телевидение, а так же знает, что погоду можно
узнать по народным приметам. Правильно называет приборы их, а также 22
рассказывает для чего они предназначены: компас - для определения
направления движения, термометры для измерения температуры воды,
почвы, воздуха, барометр для измерения давления, анемометр для
определения скорости ветра, дождемер - количество выпавших осадков и
флюгер определяет направление ветра. Знает изменения происходящие с
растениями в разные сезоны, самостоятельно называет 10-12 признаков .
Знает, 4-5 особенностей подготовки животных к следующему времени
года. Знает об изменениях, происходящих в природе в разные сезоны,
называет 5-6 признаков погоды. Называет 3 явления природы характерных
для определенного времени года.
Средний уровень (1,7 – 2,3): ребенок самостоятельно называет большее
количество объектов: 4-5 объектов живой и 3-4 объектов неживой
природы. В основном называет 5-6 явления природы явлений. На вопрос об
источниках информации о погоде, ребенок называет телевидение, радио. С
помощью наводящих вопросов взрослого, вспоминает, что погоду можно
узнать и по народным приметам. Допускает некоторые ошибки назывании
приборов и их предназначения. В основном ребенок знает об изменениях,
происходящих в природе в разные сезоны, называет: 2-4 признаков погоды.
Испытывает затруднения в выделении явлений природы характерных
только для определенного времени года. Называет изменения происходящие
с растениями в разные сезоны, используя подсказку воспитателя. Знает,
некоторые особенности подготовки животных к следующему времени года.
Называет 1- 2 народных примет по каждому сезону.
Низкий уровень (1 – 1,6): Ребенок не знает большинства объектов
живой и неживой природы, затрудняется назвать явления природы или
называет 1-3 (самые простые и часто встречающиеся). Не имеет
представлений об источниках информации о погоде. Испытывает
значительные затруднения, в определении названий приборов и не может
объяснить, как они помогают определять погоду. Ребенок затрудняется
выделять изменения в природе в разные сезоны и в назывании признаков 23
погоды. Часто допускает ошибки в определении явлений природы
характерных только для определенного времени года. Не имеет
представлений о сезонных изменениях в жизни растений и подготовки
животных к следующему времени года. Ребенок не знает народных примет.
Для решения 2 задачи, направленной на изучение состоянии