Цвет как средство формирования эмоциональной сферы у детей на занятиях изобразительной деятельности
Цвета есть раздражающие и успокаивающие,
кричащие, спорящие друг с другом и живущие
ласково один возле другого. В их борьбе или согласии
и есть воздействие цвета на человека через чувство
зрения.
К. Петров-Водкин
Ключевые слова: эмоциональная сфера, цвет, цветоведенье, манера, профессионализм, художественное мастерство, эмоции, цветовой тон, насыщенность, яркость, оттенок, полутон, цветовой круг, цветовая система, колорит, Импрессионизм, восприятие цвета
Так что же такое ЦВЕТ?
Из физики мы знаем очень, сложное для понимания, длинное определение, что цвет – это качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Но если пояснить простым языком получится, что цвет – это ощущение, которое появляется от попадания в глаз световых лучей и у каждого человека это ощущение совершенно ОСОБЕННОЕ!!! А если учесть, что у цвета существуют такие характеристики как: цветовой тон, насыщенность, яркость, оттенки, полутона, контраст, то мы получаем совершенно ИНДИВИДУАЛЬНОЕ восприятие цвета!
Но, несмотря на это все же существует ряд общих свойств цвета в воздействии на человека. Определенные цвета сами по себе могут определенным образом воздействовать на человека. Так, яркие цвета воздействуют активно, при этом одни возбуждающе (ярко-красный), другие успокаивающе (зеленый), менее активны цвета приглушенных тонов. Тона голубые, синие, фиолетовые дети воспринимают как холодные; красные, оранжевые, желтые – как теплые. Более светлые цвета кажутся нам легче, более темные – тяжелее.
С этими ощущениями связано эмоциональное восприятие цветов. Огромную силу эмоционального воздействия приобретают они во взаимодействии друг с другом, объединяясь в цветовую систему – живописное произведение.
Подобно звукам в музыке и их созвучию, рождающему мелодию, цвета и их сочетания вызывают у человека соответствующие чувства и настроения.
Однако, цвет становится действительно выразительным в картине лишь тогда, когда он служит раскрытию образа. Очень часто дети подчиняют своему настроению общий цветовой строй – колорит рисунка. В нем может доминировать определенный тон или цветовая гамма; он может покоиться на сочетании гармоничных цветов и вызывать чувство умиротворения; в нем могут быть подчеркнуты цвета остроконтрастные, дающие драматизм и напряженность. Задача педагога пояснить, что цвет - это великолепное средство для характеристики героев! Например, злую бабу Ягу необходимо представить в тонах холодной цветовой гаммы в темных оттенках, а Аленушку - в теплых и легких. Таким образом, мы добьемся большего зрительного эффекта в восприятии образов персонажей известной сказки.
И.Е. Репин говорил, что краски у нас орудие, они должны выражать наши мысли. Колорит наш – не изящные пятна, он должен выражать наше настроение, душу рисунка, он должен расположить и захватить зрителя, как аккорд в музыке.
Об эмоциональной роли цвета вне его изобразительного смысла говорить вообще не стоит. Один и тот же цвет, будучи цветом различных объектов, воспринимается и оценивается по-разному. Например, красный цвет в изображении цветка и расплавленного металла производит различное впечатление. Эмоции человека всегда очень субъективны, но мы можем утверждать, что цвет наряду с другими факторами эмоционального воздействия при правильном применении может актуализировать эмоциональное состояние детей, и тем самым воздействовать на формирование эмоциональной сферы. Это очень важный аспект, так как от уровня развития эмоциональной сферы, зависит и общий уровень развития ребенка. Правильно построенные занятия с использованием элементов правильного восприятия цвета помогут нам реализовать эту цель.
Учитывая то, что использования цвета как средства формирования эмоциональной сферы, требует предварительной подготовки, необходимо для начала научить ребенка правильно воспринимать цвет, но для этого всегда необходимо учитывать возрастные особенности восприятия ребенка.
Мы разработали программу, включающую в себя систему заданий, способствующих развитию правильного восприятия цвета, а затем уже и сам цвет в качестве средства развития эмоциональной сферы. Основной блок программы, которому уделили больше внимания – это «Цветоведенье». Это основа основ при изучении цвета. На примере такого известного направления в живописи как Импрессионизм (впечатление), мы знакомим детей с возможностью выбирать максимальное количество оттенков одного цвета в рисунке, тем самым, делая его наполненным необыкновенной живостью и красотой. Буйство цветов и оттенков позволяет ребенку не только, как человеку, воспринимать окружающий мир в более красочных тонах, но и дает возможность, как художнику, освоить свою собственную манеру рисования. Что, несомненно, говорит о высоком уровне эмоционального развития личности и является основой мастерства.
Чем же так уникален импрессионизм? Почему мы брали его за основу? Потому что, то буйство цвета, света, оттенков, тонов, полутонов и чувств, которое необходимо показать детям на стадии формирования правильного восприятия цвета, существует только в картинах художников-импрессионистов. Родоначальником этого направления в живописи был Клод Моне. Именно от названия его работы «Impression. Sunrise» получило название целое направление в живописи. За ним шли последователи Эдгар Дега, Ренуар, Камиль Писсаро, Поль Сезанн и другие не менее известные художники. О них писали, что Клод Моне и его друзья захотели увидеть, как свет, меняясь беспрерывно, ежечасно, снова и снова преображает облик вещей. Импрессиониста влечет то, что непостоянно, почти неуловимо и что в трепетной неопределенности отражает дыхание жизни. Клод Моне разработал новую живописную систему, построенную на собственном понимании оптической теории цвета. Добиваясь чистоты звучания красок, Моне не смешивал их на палитре, а клал на холст мазки ясного чистого цвета. На расстоянии они сливались, «смешивались» в глазах у зрителя. Этот прием мы используем как основной в системе своих занятий. Ведь только так можно показать ребенку насколько многообразна цветовая палитра окружающего мира, что трава не зеленая, небо не синее, деревья не коричневые. Такие работы зачастую приводят в восторг зрителя потому, что позволяют окунуться в мир безграничного творчества и буйства красок. Мимо такой работы невозможно пройти, не оценив ее по достоинству. Такие работы всегда оставляют эмоциональный отклик в душе зрителя, как самое красивое музыкальное произведение, наполненное невообразимым количеством звуковых оттенков.
На примере работ моих учеников хочу показать, как работает наша система обучения. Возьмем работы двух девочек, которые пришли одновременно и имели примерно одинаковый базовый уровень подготовки. При анализе работ первого года обучения можно сказать, что освоение материала шло примерно одинаково, работы похожего качества исполнения (рис. 1, рис. 2).
Далее работа была продолжена и девочки начали осваивать программу второго полугодия 1 года обучения. В рисунках появляется больше оттенков цвета, но работы все еще очень похожи. Задачей для них, по-прежнему, является наполнить рисунки оттенками и сделать ее более живописной. Научиться передавать свое отношение к изображаемому объекту и характеризовать его цветом. На этом этапе уже видны подвижки в сторону более глубокого понимания необходимости разнообразия оттенков цвета в работе, у кого-то больше у кого-то меньше, но в целом обе справляются с поставленной задачей. Я, как педагог, уже на этом этапе могу сказать, что в будущем они смогут не только получить необходимые живописные навыки, но и уже видны зачатки, так называемой манеры рисования у каждой ученицы. (рис. 3)(рис. 4)
Рис. 3
Маргарита Ц.
1 год обучения
апрель 2018 г.
А сейчас, вашему вниманию, представляю работы этих же учениц на момент окончания занятий по нашей программе к концу 3 года обучения - Анастасия С.10 лет - рис. 5, рис. 6, рис. 7.
Рис. 8, Рис.9, Рис. 10 - работы Маргариты Ц. 11 лет, закончила курс обучения. На примере этих работ очень хорошо видно не только овладение навыками рисования живописных работ, но и появления собственной манеры изображения, что в полной мере доказывает правильность выбранной нами методики.
Заключение
Цвет в нашей жизни имеет огромное значение. Он может управлять нашим эмоциональным состоянием. Чем лучше мы позволим детям узнать цвет, тем более эмоциональными мы сможем их сделать и тем более развитую личность мы получим в итоге. Это если говорить о глобальной проблеме.
А если говорить о изобразительной деятельности то, чем лучше ребенок научится воспринимать цвета и использовать их в своих работах, тем более профессиональный уровень исполнения будет в них прослеживаться и это, в конечном итоге, позволит юному художнику выработать свою собственную манеру исполнения, что является целью всего обучения в изобразительном искусстве.