Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования центр детского и юношеского туризма и экскурсий
г. АмурскаАмурского муниципального района Хабаровского края
СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: |
на педагогическом совете | Директор МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска |
МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска | _____________М.В. Берестовая |
Протокол № 2от 21.05.21г. | от «21» мая 2021г. |
Председатель: ________М.В. Берестовая | |
| |
| |
| |
ПРОГРАММА
летнего профильного объединения
возраст учащихся 14-16 лет,
срок реализации: с 01.06.2021г по 22.06.2021г
Алешина Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Амурск
2021
Пояснительная записка
Ландшафтный дизайн - особый вид деятельности, направленный на создание искусственной среды для жизнедеятельности человека путем активного использования природных компонентов (рельеф, вода, растительность и т. д.).
Данная образовательная программа разработана для реализации содержания дополнительного эколого-биологическиго образования, знакомство с ландшафтным дизайном, приобщает к прекрасному удивительному миру растений, учит видеть любое растение с экологической и с эстетической точки зрения. Это попытка ребенка не только изучить закономерности существования природных сообществ, но и воссоздать их своими руками.
Программа рассчитана на один месяц обучения. За это время воспитанники знакомятся с общими понятиями, азами ландшафтного дизайна. Большая часть времени занята практическими и творческими занятиями, а также коллективным проектированием. Теоретические занятия закрепляются практическими. В нашем учреждении - это обустройство территории при Центре.Благоустройство и озеленение прилегающей территории очень важный и ответственный процесс. Окруженный зеленью и оформленный участок не только воспитывает чувство прекрасного, бережное отношение к природе, а также способствует общению, психологической разгрузке воспитанников, снятию стрессов, создает условия для повышения двигательной активности, снятию зрительного напряжения, профилактике заболеваний дыхательной и сердечно - сосудистой систем.
Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что грамотно спланированный, засаженный деревьями, декоративными кустарниками, цветниками участок может стать оазисом экологической культуры. Вопросы приобщения воспитанников к природе, воспитание чувства гармонии с ней в данный момент очень актуальны. Реализация данной программы вносит большой вклад в развитие МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска, а именно благоустройство и озеленение участка.
Основное внимание в данной программе будет уделено облагораживанию прилегающей к МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска участка.
Программа нацелена на благоустройство близлежащей территории ЦДЮТиЭ г. Амурска, путем создания цветочных и кустарниковых насаждений элементами ландшафтного дизайна.
Выполнение программы рассчитано на 18 дней (июнь)обучения. На занятия отводится 6 часов в неделю, всего 18 часов.
Режим работы: двухчасовые занятия проводятся по 45 минут каждый час с 10 – минутным перерывом, три раза в неделю.
Возраст учащихся: 14- 16 лет.
Организация образовательной деятельности и режим занятий
Организация образовательной деятельности и режима занятий осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа», Сан ПиН2.4.4.3.172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», локальными нормативными актами учреждения.
Объем программы:
Период | Продолжительность занятия (час) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов всего |
1 смена | 6*45 | 6 | 6 | 3 | 18 |
Режим занятий | Занятия 45 минут, перерыв 15 минут | Всего: 18 |
Цель программы:
Освоение воспитанниками основ композиции и цветовой гармонии ландшафтного дизайна
Благоустройство, озеленение и уход за территорией, прилегающей к МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска, путем создания цветочных композиций элементами ландшафтного дизайна.
Задачи программы:
знакомство на практике со спецификой деятельности, соответствующей данной профессии ландшафтный дизайнер;
разработка и осуществление плана-схемы по созданию цветочной мозаики «Центр туризма»;
расширение представлений воспитанников об окружающем мире;
формирование у них художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;
формирование коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к людям, стремления к взаимопомощи;
воспитание бережного отношения к природе, изучению влияния ее на собственное здоровье;
воспитание любви к своему городу, своему отечеству, гражданской ответственности;
формирование у воспитанника способности к самореализации;
стимулирование его творческой и познавательной активности.
Форма подведения итогов реализации: защита проектов «Благоустройство озеленение и уход за территорией, при МБУ ЦДЮТиЭ», фотовыставка.
Тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
11 | Ландшафтный дизайн. История и современность | 2 | 2 | - |
22 | Стили ландшафтного дизайна | 4 | - | 2 |
33 | Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве | 4 | 2 | 2 |
44 | Экологическое значение зеленых насаждений | 2 | 1 | 1 |
55 | Композиционные элементы ландшафтного дизайна | 3 | 1 | 2 |
66 | Многообразие видов зеленых насаждений | 3 | 1 | 2 |
| Всего | 18 | 7 | 11 |
Содержание программы
Общее число июнь 18 ч (6 ч в неделю)
Тема 1 (2ч): Ландшафтный дизайн. История и современность
Вводное занятие. Характеристика учебного процесса. Правила техники безопасности. Что такое ландшафтный дизайн. История садово-паркового искусства. Основные стадии ландшафтного проектирования.
Практическая работа 1: Анализ территории. Составление ситуационного плана. Экскурсия-посещение участка, для проектирования цветочной мозаики «Центр туризма».
Тема 2 (4ч) Стили ландшафтного дизайна
Всемирно известные стили ландшафтного планирования. Заочная экскурсия по известным садам и паркам мира. Выбор стиля, дизайнерское решение. Основные правила ухода за садом.
Практическая работа 2: зарисовка условных обозначений, элементов в ландшафтном дизайне.
Практическая работа 3: характеристика стиля.
Тема 3 (4ч)Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве
Понятие о древесных растениях. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Общие сведения о цветочно-декоративных растениях. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву- и многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; папоротники; красивоцветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые.
Практическая работа 4:функциональное зонирование территории.
Практическая работа 5:составление плана дорожной сети.
Практическая работа 6:составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка. 10 видов, из которых 5 видов деревьев, 5 видов красиво - цветущих кустарников, при необходимости вертикального озеленения указать видовой состав. По 5 видов одно- и многолетников, луковичных, клубневых.
Практическая работа 7:подготовка посадочного материала к цветочной мозаики «Центр туризма». Уход за цветочной мозаикой.
Тема 4 (2ч)Экологическое значение зеленых насаждений
Влияние на тепловой режим, влажность воздуха и степень его подвижности. Роль в процессе газообмена, в борьбе с загрязнением атмосферы. Защитная роль зеленых растений в борьбе с городским шумом.
Практическая работа 8:составление дендро-плана участка
Тема 5 (3ч) Композиционные элементы ландшафтного дизайна
Понятие композиции и масштабности. Композиция. Симметрия, асимметрия. Свет. Цвет. Контраст. Нюанс. Акцент. Ритм. Пропорциональность. Насаждения по функциональному признаку: насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.), ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечебных учреждений и т. п.), специального назначения (например, защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Особенности подбора и расположения растений в них.Просмотр фильма «Ландшафтное искусство».
Практическая работа 9:составление посадочного чертежа
Практическая работа 10:подготовка земли и контейнеров для рассады
Практическая работа 11:посев семян рассады.
Практическая работа 12: уход за цветочными клумбами.
Тема 6(3 ч) Многообразие видов зеленых насаждений
Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников: клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордеры, садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи, живые изгороди. Виды альпинарии. Понятие газона, Виды газонов. Использование камней в ландшафтном искусстве. Оформление сада на балконе. Оформление веранд, балконов, стен домов с помощью вертикального озеленения. Способы употребления вертикального озеленения. Сооружения для удобства и для художественного оформления участка (беседки, трельяжи, лестницы). Понятие культурного назначения фонтана. Виды фонтанов, водопадов, каскадов. Решение кроссвордов, теста
Практическая работа 13:разработка покрытия пешеходных дорожек
Практическая работа 14: проектирование цветочного оформления. Варианты: 1) двусторонняя рабатка; 2) треугольная клумба с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордер из многолетников. Использование камней, валунов, плит для оформления цветников
Практическая работа 15:уход за рассадой
Практическая работа 16:«проектирование альпийской горки»
Практическая работа 17: разработка эскиза надписи камнями на лицевой части территории.
Практическая работа 18: составление генерального плана
Практическая работа 19: уход за цветочной мозаикой «Центр туризма».
Литература для педагога
Аксенов, Е. С., Аксенова, Н. А. Декоративные растения. Т. 1 / Деревья и кустарники / – М.: Издательство АСТ, 2000.
Аксенов, Е. С., Аксенова, Н. А. Декоративные растения. Т.2/ Травянистые растения. – М.: Издательство АСТ, 2000.
Алан и ДжиллБриджуотер. Сооружения из камня в вашем саду – М.: «Арт-Родник», 2004
Алан и ДжиллБриджуотер. Сооружения из кирпича в вашем саду – М.: «Арт-Родник», 2004
Белочкина Ю.В. Ландшафтный дизайн. - Харьков: Фолио, 2006. - 316 с.
Голубева О.Л. Основы композиции., - М.: 2001.
Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры: учебное пособие, 2-е изд., - СПб.: Питер, 2011. – 192 с.
Николаев В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн: уч. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.
Рубцов, Л. И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. – Киев: Наукова дума, 1970.
Сапелин Александр Уроки садового дизайна. Садовые компзиции. – М.: ЗАО «Фитон+», 2008
Сотникова В.О. Ландшафтная архитектура: уч.пособие., - Ульяновск.: УлГТУ, 2010. – 145 с.
Стенин Иван Курс рисунка. Метод.пособие для ландшафтных дизайнеров. – М., 2009
СтойчевЛюбен Ив. Парковое и ландшафтное искусство. – София, 1982.
Тим Ньюбери. Все о планировке сада. – М.: «Кладезь Букс», 2003
Чаховский, А. А. – Красивоцветущие кустарники для садов и парков. – Минск, 1988.
Чувикова, А. А. Практикум по цветоводству. – М.: Колос, 1984.
Шорохов Е.В. Композиция. Учебное пособие. – М., 1986.
Список литературы для воспитанников и родителей
«Декоративное цветоводство», Ленинград «Колос» - 1980 г.
Дэвид Сквайр «Уход за комнатными растениями», Москва, Крон-Пресс – 1998 г.
Филлинс С. « Выращивание растений в цветочных горшках», Москва, Крон-Пресс – 1998 г.
Рохлов В., Теремов А. «Занимательная ботаника», Москва, АСТ-Пресс – 1991 г.
Дмитриев Ю. «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес», Москва, «Русский язык» - 1991 г.
Ян Еник «Иллюстрированная энциклопедия лесов», «Артел» - 1998 г.
Петров В. В. «Растительный мир нашей Родины», Ленинград, «Колос» - 1985 г.
Поспелов С. М., Арсеньев М. В. «Защита растений», Ленинград «Колос», 1985 г.
Лунц Л. Б. « Городское зеленое строительство», Москва – 1988 г.
Пиманов А. А. «Зеленые страницы» Москва - 1991 г.
Приложение
Приложение 1
Словарь
Регулярный стиль | клумба | называют цветник, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи. |
рабатка | от нем. Rabatte — грядка) — прямоугольный цветник в виде узкой (ширина до 2—3 метров) полосы вдоль садовой дорожки, забора или ограды; с одним или несколькими видами растений. Обычно рабатка имеет параллельные стороны. Один из элементов ландшафтной архитектуры. |
арабеска | 1) вид сложного орнамента, состоящего изстилизованных листьев, цветов, геометрических фигур, иногда надписей на арабском языке. 2) один из видов оформления партера |
партер | в ландшафтном дизайне – это парадная часть парка, которая выполнена с использованием элементов декоративного растениеводства и в соответствии с правилами ландшафтного дизайна. |
бордюр | узкие линейные посадки из одного или двухрядов низких (не более 50 см) цветущих кустарников или декоративно-лиственных трав определенного вида. Служатдля обрамления клумб, рабаток или дорожек, выделения рисунка в цветниках и партерах |
Пейзажный стиль | миксбордер | Это цветник произвольной формы, который состоит из разнообразных растений, высаженных в определённой последовательности. |
массив | крупный элемент садово-паркового пейзажа, состоящий из паркообразующей растительности (от 1–4 донескольких десятков гектаров); цветочные композиции площадью 80–150 м 2. |
группа | древесные или кустарниковые растения, высаживаемые на близком расстоянии друг от друга, играющие в соответствии с замыслом проектировщика определенную композиционную роль в построении пейзажа сада, парка; предусматриваются обычно по опушкам массивов, на лужайках и полянах, у поворотов дорожек. Г. подразделяются: по видовому составу (чистые или смешанные), по величине (небольшие из 3–5 деревьев, крупные от 11 и больше деревьев, но площадью, обычно не превышающей высоты деревьев), по компактности и ажурности (компактные, букетные посадки, сквозистые, рыхлые посадки и т. д). |
каменистые горки | то современная интерпретация альпийской горки, моделирующая фрагмент естественного горного ландшафта. Каменистые сады (рокарии) различаются количеством составных элементов, их размерами и сочетаниями. Крупный рокарийвландшафтномдизайне может включать в себя и горки с ущельями, переходами, лестницами, и водный или сухой каскад, переходящий в водоем, и овраг, и заболоченную низину. |
солитёры | прием размещения одиночных посадок на открытом пространстве (деревьев, кустарников или крупных травянистых растений), которые выделяются своей архитектоникой или привлекают особое внимание |
Приложение 2
Тест «Биосфера и человек»
1. Совокупность популяций разных видов, живущих в одном ареале, образует:
а) биоценоз +
б) биосферу
в) экосистему
2. Совокупность сообщества организмов с факторами неживой природы образует:
а) биотоп
б) экосистему +
в) биосферу
3. Первоначальным источником энергии в большинстве экосистем являются:
а) минеральные вещества
б) пищевые объекты
в) солнечный свет +
4. Организмы, использующие в качестве источника энергии готовые органические вещества, образуют группу:
а) консументов +
б) автотрофов
в) продуцентов
5. Использовать энергию солнечного света для создания первичной продукции способны:
а) консументы
б) гетеротрофы
в) продуценты +
6. На каждый последующий уровень в пищевой цепи переходит энергия в количестве:
а) 10%
б) 1% +
в) 0,1%
7. Разрушители органических останков:
а) автотрофы
б) консументы
в) редуцеты +
8. Длина пищевой цепи ограничивается:
а) потерей энергии на каждом трофическом уровне +
б) количеством пищи
в) скоростью накопления органического вещества
9. Большое число видов в экосистеме, разветвлённые цепи питания, ярусность – это признаки:
а) перехода экосистемы в неустойчивое состояние
б) смены одной экосистемы другой
в) устойчивого развития экосистемы +
10. Укажите правильно построенную пищевую цепь:
а) мышь – клевер – шмель – ястреб
б) клевер – шмель – мышь – ястреб +
в) шмель – мышь – ястреб – клевер
11. Видом – эдификатором в степи является:
а) ковыль +
б) берёза
в) степная лисица
12. Начальным звеном в цепях питания являются:
а) животные
б) растения +
в) вирусы
13. Организмы какой функциональной группы завершают круговорот веществ в биоценозе:
а) редуценты +
б) консументы первого порядка
в) консументы второго порядка
14. Основным поставщиком энергии в сосновом лесу являются:
а) бактерии
б) насекомые
в) сосны +
15. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи:
а) продуценты – концументы – редуценты +
б) редуценты – консументы – продуценты
в) консументы – продуценты – редуценты
16. Продуктивностью экосистемы называется:
а) суммарная биомасса консументов
б) прирост биомассы за единицу времени +
в) её суммарная биомасса
17. Главной причиной неустойчивости экосистем является (-ются):
а) колебания численности некоторых видов
б) колебания температуры среды
в) несбалансированность круговорота веществ +
18. Представления человека о взаимосвязях его с природой и об отношениях между остальными её компонентами называют:
а) экологическим образованием
б) экологическим сознанием +
в) экологическим типом
19. Тип экологического сознания, при котором позиция человека по отношению к природе – господин, хозяин:
а) экоцентрическое
б) общечеловеческое
в) антропоцентрическое +
20. Кто создал учение о биосфере:
а) Павлов
б) Вернадский +
в) Шарден
21. В основе какой картины мира лежит механика Ньютона:
а) классической естественно-научной +
б) религиозной
в) мифологической
22. Свойственная только человеку и связанная с речью способность мыслить, рассуждать, определять своё отношение к происходящему называется:
а) разум
б) сознание +
в) мышление
23. В 1980 г. Международный союз охраны природы и природных ресурсов предложил понятие:
а) устойчивое развитие
б) мониторинг
в) концепция устойчивого развития +
24. Как называется объединение животных в группы:
а) иерархия
б) агрегация +
в) договор
25. Чьи слова «Этика есть безграничная ответственность за всё, что живёт»:
а) Лоренца
б) Шардена
в) Швейцера +
26. Главные идеи биоэтики сформулированы в:
а) 1990
б) 1995 +
в) 1999
27. Потребности человека в общении и понимании являются:
а) социальными +
б) жизненными
в) идеальными
28. Сколько типов сообществ выделяют в настоящее время:
а) 4
б) 3
в) 2 +
29. Положение, в котором сейчас находится биосфера, называют:
а) глобальным экологическим кризисом +
б) глобальным экологическим равновесием
в) глобальной экологической катастрофой
30. Какими источниками загрязнения биосферы являются коммунальные котельные:
а) передвижные
б) стационарные +
в) неподвижные