СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цветочная мозаика

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цветочная мозаика»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования центр детского и юношеского туризма и экскурсий

г. АмурскаАмурского муниципального района Хабаровского края




СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом совете

Директор МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска

МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска

_____________М.В. Берестовая

Протокол № 2от 21.05.21г.

от «21» мая 2021г.

Председатель: ________М.В. Берестовая









ПРОГРАММА

летнего профильного объединения



возраст учащихся 14-16 лет,

срок реализации: с 01.06.2021г по 22.06.2021г




Алешина Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования









г. Амурск

2021



Пояснительная записка

Ландшафтный дизайн - особый вид деятельности, направленный на создание искусственной среды для жизнедеятельности человека путем активного использования природных компонентов (рельеф, вода, растительность и т. д.).

Данная образовательная программа разработана для реализации содержания дополнительного эколого-биологическиго образования, знакомство с ландшафтным дизайном, приобщает к прекрасному удивительному миру растений, учит видеть любое растение с экологической и с эстетической точки зрения. Это попытка ребенка не только изучить закономерности существования природных сообществ, но и воссоздать их своими руками.

Программа рассчитана на один месяц обучения. За это время воспитанники знакомятся с общими понятиями, азами ландшафтного дизайна. Большая часть времени занята практическими и творческими занятиями, а также коллективным проектированием. Теоретические занятия закрепляются практическими. В нашем учреждении - это обустройство территории при Центре.Благоустройство и озеленение прилегающей территории очень важный и ответственный процесс. Окруженный зеленью и оформленный участок не только воспитывает чувство прекрасного, бережное отношение к природе, а также способствует общению, психологической разгрузке воспитанников, снятию стрессов, создает условия для повышения двигательной активности, снятию зрительного напряжения, профилактике заболеваний дыхательной и сердечно - сосудистой систем.

Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что грамотно спланированный, засаженный деревьями, декоративными кустарниками, цветниками участок может стать оазисом экологической культуры. Вопросы приобщения воспитанников к природе, воспитание чувства гармонии с ней в данный момент очень актуальны. Реализация данной программы вносит большой вклад в развитие МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска, а именно благоустройство и озеленение участка.

Основное внимание в данной программе будет уделено облагораживанию прилегающей к МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска участка.

Программа нацелена на благоустройство близлежащей территории ЦДЮТиЭ г. Амурска, путем создания цветочных и кустарниковых насаждений элементами ландшафтного дизайна.


Выполнение программы рассчитано на 18 дней (июнь)обучения. На занятия отводится 6 часов в неделю, всего 18 часов.

Режим работы: двухчасовые занятия проводятся по 45 минут каждый час с 10 – минутным перерывом, три раза в неделю.

Возраст учащихся: 14- 16 лет.

Организация образовательной деятельности и режим занятий

Организация образовательной деятельности и режима занятий осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа», Сан ПиН2.4.4.3.172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», локальными нормативными актами учреждения.

Объем программы:

Период

Продолжительность

занятия (час)

Кол-во

занятий в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов всего

1 смена

6*45

6

6

3

18

Режим

занятий

Занятия 45 минут, перерыв 15 минут

Всего: 18



Цель программы:

Освоение воспитанниками основ композиции и цветовой гармонии ландшафтного дизайна

Благоустройство, озеленение и уход за территорией, прилегающей к МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска, путем создания цветочных композиций элементами ландшафтного дизайна.

Задачи программы:

  • знакомство на практике со спецификой деятельности, соответствующей данной профессии ландшафтный дизайнер;

  • разработка и осуществление плана-схемы по созданию цветочной мозаики «Центр туризма»;

  • расширение представлений воспитанников об окружающем мире;

  • формирование у них художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;

  • формирование коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к людям, стремления к взаимопомощи;

  • воспитание бережного отношения к природе, изучению влияния ее на собственное здоровье;

  • воспитание любви к своему городу, своему отечеству, гражданской ответственности;

  • формирование у воспитанника способности к самореализации;

  • стимулирование его творческой и познавательной активности.

Форма подведения итогов реализации: защита проектов «Благоустройство озеленение и уход за территорией, при МБУ ЦДЮТиЭ», фотовыставка.

Тематический план


Наименование темы


Количество часов

всего

теория

практика

11

Ландшафтный дизайн. История и современность

2

2

-

22

Стили ландшафтного дизайна

4

-

2

33

Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве

4

2

2

44

Экологическое значение зеленых насаждений

2

1

1

55

Композиционные элементы ландшафтного дизайна

3

1

2

66

Многообразие видов зеленых насаждений

3

1

2


Всего

18

7

11



Содержание программы

Общее число июнь 18 ч (6 ч в неделю)

Тема 1 (2ч): Ландшафтный дизайн. История и современность

Вводное занятие. Характеристика учебного процесса. Правила техники безопасности. Что такое ландшафтный дизайн. История садово-паркового искусства. Основные стадии ландшафтного проектирования.

Практическая работа 1: Анализ территории. Составление ситуационного плана. Экскурсия-посещение участка, для проектирования цветочной мозаики «Центр туризма».

Тема 2 (4ч) Стили ландшафтного дизайна

Всемирно известные стили ландшафтного планирования. Заочная экскурсия по известным садам и паркам мира. Выбор стиля, дизайнерское решение. Основные правила ухода за садом.

Практическая работа 2: зарисовка условных обозначений, элементов в ландшафтном дизайне.

Практическая работа 3: характеристика стиля.

Тема 3 (4ч)Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве

Понятие о древесных растениях. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Общие сведения о цветочно-декоративных растениях. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву- и многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; папоротники; красивоцветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые.

Практическая работа 4:функциональное зонирование территории.

Практическая работа 5:составление плана дорожной сети.

Практическая работа 6:составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка. 10 видов, из которых 5 видов деревьев, 5 видов красиво - цветущих кустарников, при необходимости вертикального озеленения указать видовой состав. По 5 видов одно- и многолетников, луковичных, клубневых.

Практическая работа 7:подготовка посадочного материала к цветочной мозаики «Центр туризма». Уход за цветочной мозаикой.


Тема 4 (2ч)Экологическое значение зеленых насаждений

Влияние на тепловой режим, влажность воздуха и степень его подвижности. Роль в процессе газообмена, в борьбе с загрязнением атмосферы. Защитная роль зеленых растений в борьбе с городским шумом.

Практическая работа 8:составление дендро-плана участка

Тема 5 (3ч) Композиционные элементы ландшафтного дизайна

Понятие композиции и масштабности. Композиция. Симметрия, асимметрия. Свет. Цвет. Контраст. Нюанс. Акцент. Ритм. Пропорциональность. Насаждения по функциональному признаку: насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.), ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечебных учреждений и т. п.), специального назначения (например, защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Особенности подбора и расположения растений в них.Просмотр фильма «Ландшафтное искусство».

Практическая работа 9:составление посадочного чертежа

Практическая работа 10:подготовка земли и контейнеров для рассады

Практическая работа 11:посев семян рассады.

Практическая работа 12: уход за цветочными клумбами.

Тема 6(3 ч) Многообразие видов зеленых насаждений

Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников: клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордеры, садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи, живые изгороди. Виды альпинарии. Понятие газона, Виды газонов. Использование камней в ландшафтном искусстве. Оформление сада на балконе. Оформление веранд, балконов, стен домов с помощью вертикального озеленения. Способы употребления вертикального озеленения. Сооружения для удобства и для художественного оформления участка (беседки, трельяжи, лестницы). Понятие культурного назначения фонтана. Виды фонтанов, водопадов, каскадов. Решение кроссвордов, теста

Практическая работа 13:разработка покрытия пешеходных дорожек

Практическая работа 14: проектирование цветочного оформления. Варианты: 1) двусторонняя рабатка; 2) треугольная клумба с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордер из многолетников. Использование камней, валунов, плит для оформления цветников

Практическая работа 15:уход за рассадой

Практическая работа 16:«проектирование альпийской горки»

Практическая работа 17: разработка эскиза надписи камнями на лицевой части территории.

Практическая работа 18: составление генерального плана

Практическая работа 19: уход за цветочной мозаикой «Центр туризма».


Литература для педагога


  1. Аксенов, Е. С., Аксенова, Н. А. Декоративные растения. Т. 1 / Деревья и кустарники / – М.: Издательство АСТ, 2000.

  2. Аксенов, Е. С., Аксенова, Н. А. Декоративные растения. Т.2/ Травянистые растения. – М.: Издательство АСТ, 2000.

  3. Алан и ДжиллБриджуотер. Сооружения из камня в вашем саду – М.: «Арт-Родник», 2004

  4. Алан и ДжиллБриджуотер. Сооружения из кирпича в вашем саду – М.: «Арт-Родник», 2004

  5. Белочкина Ю.В. Ландшафтный дизайн. - Харьков: Фолио, 2006. - 316 с.

  6. Голубева О.Л. Основы композиции., - М.: 2001.

  7. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры: учебное пособие, 2-е изд., - СПб.: Питер, 2011. – 192 с.

  8. Николаев В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн: уч. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.

  9. Рубцов, Л. И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. – Киев: Наукова дума, 1970.

  10. Сапелин Александр Уроки садового дизайна. Садовые компзиции. – М.: ЗАО «Фитон+», 2008

  11. Сотникова В.О. Ландшафтная архитектура: уч.пособие., - Ульяновск.: УлГТУ, 2010. – 145 с.

  12. Стенин Иван Курс рисунка. Метод.пособие для ландшафтных дизайнеров. – М., 2009

  13. СтойчевЛюбен Ив. Парковое и ландшафтное искусство. – София, 1982.

  14. Тим Ньюбери. Все о планировке сада. – М.: «Кладезь Букс», 2003

  15. Чаховский, А. А. – Красивоцветущие кустарники для садов и парков. – Минск, 1988.

  16. Чувикова, А. А. Практикум по цветоводству. – М.: Колос, 1984.

  17. Шорохов Е.В. Композиция. Учебное пособие. – М., 1986.



Список литературы для воспитанников и родителей

  1. «Декоративное цветоводство», Ленинград «Колос» - 1980 г.

  2. Дэвид Сквайр «Уход за комнатными растениями», Москва, Крон-Пресс – 1998 г.

  3. Филлинс С. « Выращивание растений в цветочных горшках», Москва, Крон-Пресс – 1998 г.

  4. Рохлов В., Теремов А. «Занимательная ботаника», Москва, АСТ-Пресс – 1991 г.

  5. Дмитриев Ю. «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес», Москва, «Русский язык» - 1991 г.

  6. Ян Еник «Иллюстрированная энциклопедия лесов», «Артел» - 1998 г.

  7. Петров В. В. «Растительный мир нашей Родины», Ленинград, «Колос» - 1985 г.

  8. Поспелов С. М., Арсеньев М. В. «Защита растений», Ленинград «Колос», 1985 г.

  9. Лунц Л. Б. « Городское зеленое строительство», Москва – 1988 г.

  10. Пиманов А. А. «Зеленые страницы» Москва - 1991 г.

















Приложение

Приложение 1

Словарь

Регулярный стиль

клумба

называют цветник, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи.

рабатка

от нем. Rabatte — грядка) — прямоугольный цветник в виде узкой (ширина до 2—3 метров) полосы вдоль садовой дорожки, забора или ограды; с одним или несколькими видами растений. Обычно рабатка имеет параллельные стороны. Один из элементов ландшафтной архитектуры.

арабеска

1) вид сложного орнамента, состоящего изстилизованных листьев, цветов, геометрических фигур, иногда надписей на арабском языке.

2) один из видов оформления партера

партер

в ландшафтном дизайне – это парадная часть парка, которая выполнена с использованием элементов декоративного растениеводства и в соответствии с правилами ландшафтного дизайна.

бордюр

узкие линейные посадки из одного или двухрядов низких (не более 50 см) цветущих кустарников или
декоративно-лиственных трав определенного вида. Служатдля обрамления клумб, рабаток или дорожек, выделения рисунка в цветниках и партерах

Пейзажный стиль

миксбордер

Это цветник произвольной формы, который состоит из разнообразных растений, высаженных в определённой последовательности.

массив

крупный элемент садово-паркового пейзажа, состоящий из паркообразующей растительности (от 1–4 донескольких десятков гектаров); цветочные композиции площадью 80–150 м 2.

группа

древесные или кустарниковые растения, высаживаемые на близком расстоянии друг от друга, играющие в соответствии с замыслом проектировщика определенную композиционную роль в построении пейзажа сада, парка; предусматриваются обычно по опушкам массивов, на лужайках и полянах, у поворотов дорожек. Г. подразделяются: по видовому составу (чистые или смешанные), по величине (небольшие из 3–5 деревьев, крупные от 11 и больше деревьев, но площадью, обычно не превышающей высоты
деревьев), по компактности и ажурности (компактные, букетные посадки, сквозистые, рыхлые посадки и т. д).

каменистые горки

то современная интерпретация альпийской горки, моделирующая фрагмент естественного горного ландшафтаКаменистые сады (рокарии) различаются количеством составных элементов, их размерами и сочетаниями. Крупный рокарийвландшафтномдизайне может включать в себя и горки с ущельями, переходами, лестницами, и водный или сухой каскад, переходящий в водоем, и овраг, и заболоченную низину.

солитёры

прием размещения одиночных посадок на открытом пространстве (деревьев, кустарников или крупных травянистых растений), которые выделяются своей архитектоникой или привлекают особое внимание





Приложение 2

Тест «Биосфера и человек»

1. Совокупность популяций разных видов, живущих в одном ареале, образует:
а) биоценоз +
б) биосферу
в) экосистему

2. Совокупность сообщества организмов с факторами неживой природы образует:
а) биотоп
б) экосистему +
в) биосферу

3. Первоначальным источником энергии в большинстве экосистем являются:
а) минеральные вещества
б) пищевые объекты
в) солнечный свет +

4. Организмы, использующие в качестве источника энергии готовые органические вещества, образуют группу:
а) консументов +
б) автотрофов
в) продуцентов

5. Использовать энергию солнечного света для создания первичной продукции способны:
а) консументы
б) гетеротрофы
в) продуценты +

6. На каждый последующий уровень в пищевой цепи переходит энергия в количестве:
а) 10%
б) 1% +
в) 0,1%

7. Разрушители органических останков:
а) автотрофы
б) консументы
в) редуцеты +

8. Длина пищевой цепи ограничивается:
а) потерей энергии на каждом трофическом уровне +
б) количеством пищи
в) скоростью накопления органического вещества

9. Большое число видов в экосистеме, разветвлённые цепи питания, ярусность – это признаки:
а) перехода экосистемы в неустойчивое состояние
б) смены одной экосистемы другой
в) устойчивого развития экосистемы +

10. Укажите правильно построенную пищевую цепь:
а) мышь – клевер – шмель – ястреб
б) клевер – шмель – мышь – ястреб +
в) шмель – мышь – ястреб – клевер

11. Видом – эдификатором в степи является:
а) ковыль +
б) берёза
в) степная лисица

12. Начальным звеном в цепях питания являются:
а) животные
б) растения +
в) вирусы

13. Организмы какой функциональной группы завершают круговорот веществ в биоценозе:
а) редуценты +
б) консументы первого порядка
в) консументы второго порядка

14. Основным поставщиком энергии в сосновом лесу являются:
а) бактерии
б) насекомые
в) сосны +

15. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи:
а) продуценты – концументы – редуценты +
б) редуценты – консументы – продуценты
в) консументы – продуценты – редуценты

16. Продуктивностью экосистемы называется:
а) суммарная биомасса консументов
б) прирост биомассы за единицу времени +
в) её суммарная биомасса

17. Главной причиной неустойчивости экосистем является (-ются):
а) колебания численности некоторых видов
б) колебания температуры среды
в) несбалансированность круговорота веществ +

18. Представления человека о взаимосвязях его с природой и об отношениях между остальными её компонентами называют:
а) экологическим образованием
б) экологическим сознанием +
в) экологическим типом

19. Тип экологического сознания, при котором позиция человека по отношению к природе – господин, хозяин:
а) экоцентрическое
б) общечеловеческое
в) антропоцентрическое +

20. Кто создал учение о биосфере:
а) Павлов
б) Вернадский +
в) Шарден

21. В основе какой картины мира лежит механика Ньютона:
а) классической естественно-научной +
б) религиозной
в) мифологической

22. Свойственная только человеку и связанная с речью способность мыслить, рассуждать, определять своё отношение к происходящему называется:
а) разум
б) сознание +
в) мышление

23. В 1980 г. Международный союз охраны природы и природных ресурсов предложил понятие:
а) устойчивое развитие
б) мониторинг
в) концепция устойчивого развития +

24. Как называется объединение животных в группы:
а) иерархия
б) агрегация +
в) договор

25. Чьи слова «Этика есть безграничная ответственность за всё, что живёт»:
а) Лоренца
б) Шардена
в) Швейцера +

26. Главные идеи биоэтики сформулированы в:
а) 1990
б) 1995 +
в) 1999

27. Потребности человека в общении и понимании являются:
а) социальными +
б) жизненными
в) идеальными

28. Сколько типов сообществ выделяют в настоящее время:
а) 4
б) 3
в) 2 +

29. Положение, в котором сейчас находится биосфера, называют:
а) глобальным экологическим кризисом +
б) глобальным экологическим равновесием
в) глобальной экологической катастрофой

30. Какими источниками загрязнения биосферы являются коммунальные котельные:
а) передвижные
б) стационарные +
в) неподвижные