СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цветопись в стихотворениях С.А. Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цветопись в стихотворениях С.А. Есенина»

Цветопись в стихотворениях поэта


Диалектика авторских размышлений, сказываясь на поэтических ассоциациях, отражается также на цветовой палитре. Явления и предметы окружающей действительности поэта нередко окрашиваются в определённые цвета, как бы условно. При том сближаются явления не только по признакам внешнего сходства. Здесь сложнее восприятие на основе метафоризации. Так, синими представляются и воздух («Воздух прозрачный и синий…), и родной край («Разве ты не хочешь, сербиянка, / Увидать далёкий синий край?»).

А голубыми видит поэт не только глаза девушки: «Я в глазах твоих увидел море,/ Полыхающее голубым огнём»), но страну («Голубая родина Фирдуси»). Приведённые примеры принадлежат «Персидским мотивам», но можно заметить, что цвета синий и голубой весьма характерны для авторской палитры [28]. Понятно, что в эпитете голубой, приложимом к родному краю или другой стране, выражается в большей мере эмоциональное отношение автора к предмету поэтического восприятия, чем непосредственная его характеристика, и в этом также выступают романтические тенденции в творчестве, богатство поэтического воображения, разумеется, у поэта вызывает и иные цвета, тем более, что автор передаёт красочность изображения. В том же цикле oн цвет волос: «Золото холодное луны», «В волосах и золото, и медь»; жёлтым цветом окрашены и красота месяца («Месяца жёлтая прелесть»), и его «чары» («Месяца жёлтые чары»).

Но и там, где цвет выступает в качестве внешней характеристики предметов, ему отводится и более сложная функция.