Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа р. п.Чаадаевка
Роль цветовых символов в повести
«Алые паруса» А Грина
р. п. Чаадаевка
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………..3
Основная часть
Судьба А. Грина и его повести "Алые паруса"..................................7
«Алые паруса» - сказка о мечте……………………………..................8
Цветовые символы в повести.............................................................9
Заключение ……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы...........................................................19
Приложение ……………………………………………………………. ……...20
Введение
Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого.
В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека
через чувство зрения.
К. Петров-Водкин
Цвета... Сколько их существует ? Какую роль играет тот или иной цвет в жизни человека? Несут ли смысловую нагрузку цвета и их оттенки в художественном произведении? Именно эти вопросы нас заинтересовали, и мы решили найти ответ на них в повести А. Грина "Алые паруса".
Цветовые символы – факт многих литературных произведений. Исследователи языка цветовых символов отмечают, что работа над словом ведётся писателями с предельным напряжением всех душевных сил. Для автора, который использует символику цвета важны как звучание слова, так и смысловая сторона.
В литературе цвета отражают и внутренний мир персонажей, и описание окружающей среды, что в сочетании определяет идею произведения.
Александр Грин - замечательный русский писатель, автор многих рассказов и повестей. Самым известным является повесть «Алые паруса».
Грин в своем произведении работает как самый настоящий художник, целенаправленно и совершенно точно сверяя каждую крупицу палитры красок с представленными настроениями героев. Писатель дает нам понять, что цвет может являться не только душой художественного мира живописи, но и весомой частью повести, её полноправным фундаментом.
Прочитав повесть "Алые паруса", мы обратили внимание на большое количество слов, связанных с понятием цвета. Цветовой символике в искусстве всегда уделялось большое внимание. И в живописи, и в литературе, и в архитектуре цвет всегда был не просто одним из качеств, определяющих предмет, но и определённым знаком, символом, влияющим на наши чувства и мысли.
Известно, что жёлтые, оранжевые и красные цвета – это цвета огня и солнца, поэтому они называются тёплыми. Они яркие и выделяются среди прочих цветов. Фиолетовые, синие и зелёные – цвета воды, льда, поэтому они называются холодными.
Цветовая символика искусстве издавна играла важную роль. Ещё с древних времён человек пытался узнать, что значит тот или иной цвет. Удобство использования цвета в качестве символа было замечено практически всеми культурными народами, но ввиду различных условий существования и развития одного и того же цвета у различных народов символизируют различные, а бывает, и противоположные явления. Существует классическая традиция, которая принята во всём мире и которая придаёт следующие символические значения различному цвету:
Мы попытаемся разобраться в символике цвета повести А.Грина «Алые паруса».
Тема исследовательской работы - «Роль цветовых символов в повести «Алые паруса» А Грина"
Объектом исследования является литературное произведение А.Грина «Алые паруса».
Предметом – слова со значением цвета, использованные в произведении.
Цель исследовательской работы: рассмотреть роль символики цвета в повести как одного из основных элементов сюжета произведения
Для достижения поставленных целей планируем решить следующие задачи:
1. Познакомиться с произведением А.Грина «Алые паруса».
2. Определить основные функции слов со значением цвета в повести.
3. Познакомиться с символическими значениями цвета в мировой культуре.
4. На основе изученного материала выдвинуть и обосновать предположение о том, какую роль играют слова со значением цвета в повести А.Грина «Алые паруса».
Этапы нашего исследования:
Работа с научной литературой, справочниками, художественной литературой, историческими материалами.
Составление таблицы «Диаграмма преобладания цветовых тонов».
Обработка полученных данных. Выводы.
Гипотеза
Слова со значением цвета играют большую роль в произведении, так как не только позволяют автору создавать живописные картины и образы, но и дают возможность читателю глубже понять идею произведения, мысли и чувства героев.
Актуальность работы обусловлена тем, что в каждом подлинно художественном произведении нет ни одного случайного слова, которое было бы лишено смысловой нагрузки и могло быть легко заменено другим.
Методы исследования: обобщение, понимание, литературоведческий анализ, искусствоведческий анализ.
Практическая значимость:
Проделанная работа будет интересна учащимся, преподавателям. Отчётом о проделанном исследовании станет статья в школьную газету «Школьная планета», выступление на семинаре по литературе по данной проблеме в других классах.
Исследование позволит расширить кругозор и совершенствовать навыки по сбору, обработке, а также систематизации полученных сведений, приобрести опыт исследовательской деятельности, что, несомненно, пригодится в будущем.
Основная часть
1. 1 Судьба А. Грина и его повести "Алые паруса"
Познакомившись с судьбой писателя и историей создания его повести "Алые паруса", мы поняли, что цветовая символика отражает не только жизненные испытания А. Грина, но и стремление воссоздать через использование цветовых символов иные стороны жизни, радостные, добрые, яркие.
А. Грин родился в семье служащего, сосланного в Вятку за участие в польском восстании 1863 года. В 1896 году уехал в Одессу. Скитался по России, был матросом, рыбаком, золотоискателем на Урале, солдатом. Сидел в тюрьмах, три раза был в ссылке. С 1912 года жил в Петербурге. В 1924 году переехал в Феодосию, а в 1930 году - в Старый Крым - город цветов, тишины и развалин. Здесь он и умер в одиночестве от мучительной болезни - рака желудка и легких. Грин прожил тяжелую жизнь.
Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя. Было непонятно, как этот угрюмый человек пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Грин начал писать и создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, от которых кружится голова. Русская жизнь для писателя была ограничена обывательской Вяткой, грязной ремесленной школой, ночлежными домами, непосильным трудом, тюрьмой и хроническим голодом. Но где-то за чертой серого горизонта сверкали страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили люди, коричневые от солнца, - золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины, веселые и нежные, как дети, но прежде всего - моряки. Грин любил не столько море, сколько выдуманные им морские побережья, где соединялось все, что он считал самым привлекательным в мире: архипелаги легендарных островов, песчаные дюны, заросшие цветами, пенистая морская даль, теплые лагуны, сверкающие бронзой от обилия рыбы, вековые леса, смешавшие с запахом соленых бризов запах пышных зарослей, и, наконец, уютные приморские города.
Грин принадлежал к числу людей, не умеющих устраиваться в жизни. В несчастьях он терялся, прятался от людей, стыдился своей бедности. Богатая фантазия изменяла ему при первом же столкновении с тяжелой действительностью. Как все неудачники, Грин всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье. Мечтами об «ослепительном случае» и радости полны все рассказы писателя, но больше всего - его повесть «Алые паруса». Характерно, что эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде 1920 года, когда после сыпного тифа он бродил по обледенелому городу, искал каждую ночь нового ночлега у случайных людей.
1. 2. «Алые паруса» - сказка о мечте
«Алые паруса» - произведение , утверждающая силу человеческого духа, просвеченное насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но еще и тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве - героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Он писал о любви к труду, к своей профессии, о могуществе природы.
Символика цвета является одним из наиболее полюбившихся приемов многих писателей и авторов. Александр Грин в своей повести “Алые паруса” вносит свою трактовку цвета.
Образы главных персонажей, а также сюжет делают «Алые паруса» Грина романтической повестью, произведением ярким, необычным, запоминающимся., делает «Алые паруса» книгой, волнующей читателя. Это своеобразная сказка о любви и о мечте.
Очень многие режиссёры пытались снимать фильмы по мотивам повести «Алые паруса», известны и театральные постановки по этому произведению. Все они очень разные, но их объединяет, пожалуй, одно: яркая цветовая палитра, выразительные костюмы, запоминающиеся световые спецэффекты. Это не случайно, потому что цвет играет важную роль в произведении.
1. 3. Цветовые символы в повести
Мы выяснили, что в повести "Алые паруса" присутствует множество цветов и их оттенков. Присутствие их не случайно. Теплые краски чередуются с холодными. Но чаще всего встречаются распространённые цвета: красный, белый, синий, белый, зелёный, жёлтый, чёрный. Так как много описаний моря, то преобладает в описаниях синий цвет. Название повести говорит о том, что нельзя было обойтись без красного цвета. Он преобладает в тексте. Белый и чёрный оттенки несут также важную смысловую нагрузку. Желтый и зелёный дарят тепло и радость (Приложение 1).
Спектр основных цветов:
ЦВЕТ | ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЕКСТЕ |
Синий | 18 раз |
Белый | 24 раза |
Красный | 36 раз |
Чёрный | 32 раза |
Зелёный | 5 раз |
Жёлтый | 13 раз |
Присутствие различных оттенков и редких цветов доказывает, что А. Грин стремится воссоздать цветную сказку. Многие выражения со значениям цвета дают возможность представить картины, эпизоды повести, почувствовать описываемое как реальное и настоящее. Это убеждает нас в том, что писатель мастерски играет цветами, чувствует их, умело использует. Многие оттенки повторяются для того, чтобы мы обратили внимание на детали и почувствовали фон, на котором разворачиваются события произведения "Алые паруса".
Выписывая словосочетания с использованием цвета, составили таблицу и заметили, что они используются как в прямом, так и в переносном значении, служат для создания тропов: эпититов. метафор. сравнений или просто характеризуют предмет (Приложение 2).
Используемые цвета и оттенки | Примеры из произведения |
Используются трижды цвета: | |
Голубой цвет | «украшенного голубой ленточкой», « голубизна камней», «голубой краской» |
Стальной | «стальной цвет спящего океана», «как чистая сталь», «стальной рыцарский хлам» |
Бледный | "бледный как мука», «бледно светились звёзды», «бледный тон»), |
Серебряный | "серебром блях», «серебряными волосами», «за трепетным серебром рыб» |
Серебристо-голубой | сорта тюльпанов – серебристо – голубых» |
Ледяной | "ледяным молчанием» |
Пламенный | «пламенный весёлый цвет» |
Бесцветный | «бесцветно блестящими пятнами» |
Фиолетовый | «фиолетовых намёков» |
Оранжевый | «оранжевых тонов» |
Пунцовый | "пунцовый огонь» |
Тусклый | «тусклый цвет» |
Используются дважды | |
Фосфоритный | "фосфорические глаза рыб» |
Прозрачный | "в прозрачной воде», «вяло – прозрачным" |
Вишнёвый | "цвет темнее вишни», «закипи вишнёвых» |
Огненный | «огненным голосам», «огненная игла» |
Рыжий | «рыжие глаза», «мрачно – рыжих тонов» |
Лиловый | «лиловый ирис», «лиловых намёков» |
Пурпурный | «пурпурная волна», «пурпурный дым» |
Седой | «седой пеной», «седые кудри» |
Дымный | «дымных столбов света», «дымного света» |
Мрачный | «с мрачной тайной», «в отступившем мраке» |
Мутный | «в мутном свете остроконечных окон», «с мутным стеклом» |
Жёлтый | "жёлтого песчаного обрыва», «пожелтевшей скатертью» |
Светлый | «светлым светом», «в светлой пустоте» |
Используются четыре раза: | |
Тёмный | о тёмном цвете («к тёмным расселинам дремучего сумрака», «тёмные, густые волосы», «тёмный дуб бочки», «розовый тёмный»), |
Встречаются пять раз: | |
Серый | «серая блуза», «глаза, серые, как песок», «серые грибы», «серые утки», «серая шёлковая косынка» |
Используются девять раз: | |
Золотой | «покрывалами воздушного золота», «в золоте и цветах», «паутина золотилась», «перевязанные золотым шнуром», «за золотой дверью», «золотые ворота», «на золотой уголь звезды», «золотой нитью», «золотистая балка света» |
Розовый | "розовым излучением», «в розовой глубокой долине», «с розовой тенью», «с розовыми цветочками», «муслин с розовыми цветочками», «розовый отсвет», «розовый тёмный», «розовые тени», «бледный розовый». |
Слова со значением цвета являются разными частями речи, но в тексте больше всего прилагательных и существительных. Ясно становится, что прилагательные характеризуют предмет в произведении, служат для создания описаний. Используются чаще всего в переносном значении ( Приложение 3).
Часть речи | Частотность употребления |
Имя прилагательное | 133 |
Имя существительное | 11 |
Причастие | 3 |
Глагол | 1 |
Наречие | 1 |
Цель использования слов со значением цвета в повести А.Грина «Алые паруса»
Какой же цвет встретился в повести нам чаще всего? Догадаться было совсем не трудно. В произведении часто встречается красный цвет и все его оттенки. Еще издавна красный считался теплым оттенком, согревающим. Теплые цвета дают ощущение активности, воспринимаются как возбуждающие. Красный – благородный и гордый, чистый и очаровательный. Алый цвет парусов - цвет истинных мечтаний.
Не раз замечается и присутствие золотых и желтых оттенков. Если обратиться к словарю Ожегова, то данные цвета тождественны друг другу, то есть, являются синонимами. Но Грин использует иное толкование.. Для него – это антонимы. Ассоциацией к желтому цвету является нечто фальшивое и больное. Стоит лишь вспомнить противопоставление «золотых вором Моря», которые откроют Грэю дорогу к мечте и «пожелтевшую скатерть» в трактире Миннерса.
В повести присутствует так же белый цвет. Белый всегда считался символом не однозначным, но, тем не менее, исходное его значение - это солнечный свет. В свою очередь, сам свет является для человека божеством, самой жизнью и чистым благом.
Что же касается холодных оттенков, таких как синий или серый, то, прежде всего, стоит отметить главное мечтание самого автора и его героя –«синее сияние океана». Синий олицетворяет таинство и благородство.
Цвет всегда являлся не только средством передачи контраста или объема, но и средством раскрытия образов, будь то живопись или художественная литература. А. Грин умело обращается с цветом и благодаря этому, дарит читателю возможность почувствовать себя на месте самих героев.
Грин использует цветовые определения, в основном, при описании предметов. Синим цветом, у Грина раскрашены морское дно, озарение, сияние, дым, морская щель, даль, ленточка, разлив моря, камни. Красный цвет использован в описании волн, цветочков, огня, парусов, шёлка, излучения, лепестков мака, глаз, голоса, сверкания, вечернего света, стекла, ногтей, долины, игл, ириса, корабля. Оттенки белого употребляются при описании ямки, песка, груди, паруса, корабля, усов, воротничка, камней, облаков, перчаток, звёзд, палубы. Зелёный – в описании травы, мира, глаз, зарослей. Желтый - глаз, паутины, покрывала, обрыва, ночи, персиков, лица, шнура, двери, звезд, скатерти. Черный - линии мачты, лестницы, столба света, флага, горизонта, волос, утки, собаки, света, косынки.
Анализируя данный лексический материал, можно утверждать, что слова со значением цвета используются Грином в описании самых разнообразных деталей произведения:
- предметов - «украшенного голубой ленточкой», «голубизна камней», «голубой краской», «стальной рыцарский хлам», «в мутном свете остроконечных окон», «с мутным стеклом», «пожелтевшей скатертью».
- героев (внешность, одежда, мысли и чувства, действия, состояния) - «серебром блях», «серебряными волосами», «ледяным молчанием», «рыжие глаза», «тёмные, густые волосы», «серая блуза», «глаза, серые, как песок», «серая шёлковая косынка», «седые кудри».
-описания природы – «стальной цвет спящего океана», «бледно светились звёзды», «сорта тюльпанов – серебристо – голубых», «в прозрачной воде», «к тёмным расселинам дремучего сумрака», «седой пеной», «жёлтого песчаного обрыва», «лиловый ирис».
- рыб и птиц– «фосфорические глаза рыб», «за трепетным серебром рыб»,«серые утки». )
Роль слов со значением цвета в повести А.Грина «Алые паруса".
Слова со значением цвета выполняют в этом произведении три основные функции (Приложение 4).
Число слов со значением цвета | Функция слов со значением цвета |
14% | Определения в прямом значении |
26% | Определения в переносном значении |
60% | Определения - символы |
Некоторые из них - определения. Они характеризуют предметы с точки зрения цвета и света. Например, «на белых камнях дна», «синий разлив моря», «голубизна камней», «седые кудри», «серая блуза, заправленная в синие брюки», «белый воротничок», «глаза серые, как песок», «тёмные, густые волосы», «белизна кожи», «лучшие сорта тюльпанов – серебристо-голубых, фиолетовых и чёрных», «замазал голубой краской», «бутыли синего и зелёного стекла», «двойные обручи красной меди», «серые утки, пёстрые куры», «чёрная собака с белой грудью», «лиловый ирис». Таковых из общего числа слов со значением цвета – 14 %. Выполняя данную функцию, слова со значением цвета используются в описании предметов, природы, животных, внешности и одежды героев. В этом случае они употреблены в своём прямом значении и ничего кроме цветовой характеристики предметов не несут.
26% цветовых определений употреблены в переносном значении. Это вторая функция этих слов, которая связана с их использованием в качестве художественных определений, то есть эпитетов, метафор и сравнений. В этом случае они не просто характеризуют предмет с точки зрения цвета и света, но и подчёркивают его необычные индивидуальные свойства и качества, делают его ярким и неповторимым. Например, «покрывалами воздушного золота», «дно дымилось седой пеной», «к чёрному штормовому горизонту», «чёрную игрушку», «белое суденышко», «пламенный весёлый цвет», «в прозрачной воде», «от дымных столбов света», «унизанный серебром блях», «блестящие, как чистая сталь», «тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза», «белого корабля», «в золоте и цветах», «в розовой глубокой долине», «парусов, издали нарядных и белых», «красный корабль», «в мутном цвете остроконечных окон», «паутина золотилась», «светлым лицом», «по мрачной лестнице», «бледный как мука», «ледяным молчанием».
Используясь с этой целью, слова со значением цвета являются средством характеристики персонажей, прежде всего, их внешности, отношения к окружающему миру, людям, а также их мыслей и поступков: «тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза», «к чёрному человеку», «серебряными волосами», «в светлой пустоте», «в мутном цвете остроконечных окон».
Они позволяют автору этого произведения создавать удивительные живописные пейзажи: «покрывалами воздушного золота», «дно дымилось седой пеной», «к чёрному штормовому горизонту», «в прозрачной воде», «от дымных столбов света», «в розовой глубокой долине», «паутина золотилась», «светом синего озарения», «золотые ворота моря», «серебром рыб», «в чёрных лучах», «в синем дыме», «на золотой уголь звезды», «огненная игла планеты», «зелёный мир дышал». Изображая природу с их помощью, Грин делает её живой, эмоциональной. Она грустит и радуется вместе с ними, откликается на их счастье и боль. Для Грина-мариниста характерно буйство красок природы, в его власти весь богатый спектр цветов. Используются разные цвета: от холодных цветов – снежной белизны, стального, синего и чёрного, до тёплых – слабого румянца, алой ряби, золотой нити горячего цвета – багрового разрыва. Грин стремится передать необыкновенное ощущение, которое можно назвать «чувством моря». Ни у одного из писателей не шумят и не переливают на страницах такие праздничные моря, как Грина. Автор любил не столько море, сколько выдуманные им морские побережья, где соединялось всё.
Совершенно особое, на наш взгляд, место в «Алых парусах», занимают несколько цветов: красный и все его оттенки (алый, пламенный, розовый, вишнёвый, огненный, рыжий, пунцовый, пурпурный, оранжевый), белый и его различные вариации (прозрачный, бледный, бесцветный), чёрный и близкие к нему (серый, седой, дымный, мрачный, мутный, тусклый, тёмный), а также голубой и золотой. Это, как нам кажется, не просто цвета, а слова – символы. Их в тексте произведения мы обнаружили около 60 %. ( Приложение 5)
Цветовая символика А.Грина
. Символ – многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной, не случайной общности, родственности. Символ – самый сложный троп. Он способен бесконечно расширять значения, втягивать в себя различные смыслы. Символ – многоязычное иносказание. «Всякий символ – есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, символ)… Переходя в символ, образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивается» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива, требующая нелёгкого «вхождения» в себя.
Смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться»… Смысл символа не существует в качестве некоей рациональной
Грин с детских лет был лишён любви к действительности. Окружающий мир был страшным, жизнь – невыносимой. Он всегда пытался уйти от реальности и, считая, что лучше жить неуловимыми снами, Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и смелых людей, прекрасную землю, не нанесённую на карту, и удивительные события, кружащие голову.
Заключение
Мы обратились к теме исследовательской работы «Роль цветовых символов в повести А.Грина «Алые паруса» не случайно. Это произведение интересно нам само по себе и привлекает большим количеством слов со значением цвета. Так как, на наш взгляд, использование слов со значением цвета в художественном тексте в качестве символов - один из самых интересных вопросов, связанных с анализом произведения, мы решили исследовать эту проблему на примере повести А.Грина «Алые паруса».
При создании образов писатель умел находить такие слова со значением цвета, посредством которых как бы сами по себе раскрывались неуловимые и невидимые черты характера героев, действительности.
Мы решили ряд задач, не только познакомились с историей жизни и творчества А.Грина, но и прочитали многие из его произведений. Глубокое изучение вопроса о символике цвета в искусстве дало нам возможность узнать, какие классификации символических значений цвета существуют в мировой культуре. Серьёзная и внимательная работа с текстом повести «Алые паруса», которая, в основном, касалась анализа лексического материала произведения, позволила нам не только выделить, но и систематизировать все слова со значением цвета.
Сущность же образа передавалась самым главным словом, связанным с образом, -цветовым символом, заключенным в глубинный художественный контекст. Вот почему для осмысления сюжета необходимо установить его внутреннюю связь с образом, а самого образа – с контекстом и цветовой символикой.
Проанализировав слова с лексической точки зрения и как слова - символы, мы поняли, что слова со значением цвета играют большую роль в этом произведении, так как не только позволяют автору создавать живописные картины и образы, но и дают возможность читателю глубже понять идею произведения, мысли и чувства героев.
Следовательно, цель достигнута. Используя самые разные формы и методы исследования, нам удалось решить все поставленные задачи.
Список использованной литературы
1. Андреев, К. Летящий над волнами / К.Андреев // Андреев К. Искатели приключений.- М.: Детская литература, 1966.–С.155
2..Грин, А.С. // Писатели нашего детства: Биограф. Словарь в 3-ч. Ч.1. / гл. ред. Самсонов С.И.– М.: Либерея, 1998.– С.135–139.
3. Грин, А. Алые паруса. Бегущая по волнам./ А Грин.– М.: «Махаон», 1999.–С.304.
4. Грин, А.С. Автобиографическая повесть / А.С.Грин // Воспоминания об А. Грине. – Лениздат,1972. – С.230
5. Ковский, В. Блистающий мир А. Грина / В. Ковский // Грин А.С. Собрание сочинений. В 5т. Т.1. – М.: Худ. Лит, 1991. – С.190
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – 4-е изд., допол. – М.: Азбуковник, 1999. – С.815
7. Паустовский, К. Жизнь А. Грина / К.Паустовский // Паустовский К. Лавровый венок. – М.: Мол. Гвардия, 1985. – С.220
Приложение 1.
Спектр основных цветов:
ЦВЕТ | ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЕКСТЕ |
Синий | 18 раз |
Белый | 24 раза |
Красный | 36 раз |
Чёрный | 32 раза |
Зелёный | 5 раз |
Жёлтый | 13 раз |
Приложение 2
Используемые цвета и оттенки | Примеры из произведения |
Используются трижды цвета: | |
Голубой цвет | «украшенного голубой ленточкой», « голубизна камней», «голубой краской» |
Стальной | «стальной цвет спящего океана», «как чистая сталь», «стальной рыцарский хлам» |
Бледный | "бледный как мука», «бледно светились звёзды», «бледный тон»), |
Серебряный | "серебром блях», «серебряными волосами», «за трепетным серебром рыб» |
Серебристо-голубой | сорта тюльпанов – серебристо – голубых» |
Ледяной | "ледяным молчанием» |
Пламенный | «пламенный весёлый цвет» |
Бесцветный | «бесцветно блестящими пятнами» |
Фиолетовый | «фиолетовых намёков» |
Оранжевый | «оранжевых тонов» |
Пунцовый | "пунцовый огонь» |
Тусклый | «тусклый цвет» |
Используются дважды | |
Фосфоритный | "фосфорические глаза рыб» |
Прозрачный | "в прозрачной воде», «вяло – прозрачным" |
Вишнёвый | "цвет темнее вишни», «закипи вишнёвых» |
Огненный | «огненным голосам», «огненная игла» |
Рыжий | «рыжие глаза», «мрачно – рыжих тонов» |
Лиловый | «лиловый ирис», «лиловых намёков» |
Пурпурный | «пурпурная волна», «пурпурный дым» |
Седой | «седой пеной», «седые кудри» |
Дымный | «дымных столбов света», «дымного света» |
Мрачный | «с мрачной тайной», «в отступившем мраке» |
Мутный | «в мутном свете остроконечных окон», «с мутным стеклом» |
Жёлтый | "жёлтого песчаного обрыва», «пожелтевшей скатертью» |
Светлый | «светлым светом», «в светлой пустоте» |
Используются четыре раза: | |
Тёмный | о тёмном цвете («к тёмным расселинам дремучего сумрака», «тёмные, густые волосы», «тёмный дуб бочки», «розовый тёмный»), |
Встречаются пять раз: | |
Серый | «серая блуза», «глаза, серые, как песок», «серые грибы», «серые утки», «серая шёлковая косынка» |
Используются девять раз: | |
Золотой | «покрывалами воздушного золота», «в золоте и цветах», «паутина золотилась», «перевязанные золотым шнуром», «за золотой дверью», «золотые ворота», «на золотой уголь звезды», «золотой нитью», «золотистая балка света» |
Розовый | "розовым излучением», «в розовой глубокой долине», «с розовой тенью», «с розовыми цветочками», «муслин с розовыми цветочками», «розовый отсвет», «розовый тёмный», «розовые тени», «бледный розовый». |
Приложение 3
Часть речи | Частотность употребления |
Имя прилагательное | 133 |
Имя существительное | 11 |
Причастие | 3 |
Глагол | 1 |
Наречие | 1 |
Приложение 4
Число слов со значением цвета | Функция слов со значением цвета |
14% | Определения в прямом значении |
26% | Определения в переносном значении |
60% | Определения - символы |
27